Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Как сделать хорошую улицу?



Улица... Вроде бы все знают, что такое улица - мы ведь на них живём! Но не каждая улица хорошая. И даже не столько с точки зрения инженера или строителя, а для жителя, велосипедиста, пешехода, пользователя общественного транспорта, водителя и так далее.

Как вы уже поняли, улица - это общее пространство, которое принадлежит всем, а не какому-то отдельному человеку или группе лиц. Уж так сложилось. С чего начинается хорошая улица? С правильного дизайна (да, дизайн это не только шрифт рисовать и рекламу делать).

Пойдём от края улицы к её середине, тут нам нужен дом, точнее фасад, в котором нас ждут магазины, портные, хим.чистки, бары и так далее:


Зачем это нужно? Ведь из-за этого будет шум, крики, вонь и так далее. Тут надо сказать, что если ваш магазин плохой, то это не значит, что все магазины в мире плохие. Активный первый этаж важен с точки зрения шаговой доступности сервисов, стимулирования экономики и, что самое важное с точки зрения хорошей улицы, - оживления общего пространства и элементарной интересной пешеходной среды. Да, если мы хотим иметь хорошую пешеходную инфраструктуру, то важно не только иметь широкие и ровные тротуары, но и магазины с витринами:

Подробнее об этом можно прочесть в принципах пешеходности

Есть множество исследований, который показывают, что если человек идёт вдоль активного первого этажа, то он не так сильно устаёт морально, то есть в целом проводит время интереснее и счастливее. Условно, 200 метров вдоль забора/парковки/пустыря воспринимаются совсем иначе, нежели вдоль 200 метров улицы с кафе или магазинами:


Для сравнения, первый этаж-стенка:


Ладно, не такой жёсткий вариант:


И снова с активным первым этажом, а также с нормальными вывесками и доступной средой. Важно ещё иметь правильную этажность домов, чтобы здания не давили на человека. В этом плане хороша среднеэтажная застройка, когда верхние этажи не теряют зрительный контакт с пешеходом. Кроме этого, где-то слышал цифру в 30% - именно такую долю должен занимать бизнес в доме, чтобы иметь максимально работающий первый этаж:


Ещё раз хочу акцентировать внимание, что активный первый этаж это не означает, что у вас будет ночной клуб под окнами или шум и вонь, это значит, что у вас будет шаговая (в прямом смысле) доступность к бытовым услугам, зоомагазину, банку или свежим овощам. В зависимости от ситуации заведения могут быть разными, в обычном жилом районе вряд ли кто-либо захочет делать караоке-клуб (исключения есть, но тут нужны механизмы контроля и переговоры).

Далее идёт сам тротуар:


Тротуар должен быть нормальной ширины, чтобы третий друг не плёлся сзади, а встречный прохожий не сходил на проезжую часть или, упаси боже, на велодорожку. Плюс должно быть место для летней веранды, которая тоже оживляет улицу:


Идеальный тротуар - это когда у вас помешается небольшой канал и всё ещё остаётся достаточно места для уличной мебели и людей:


Важно! Доступная среды (когда единый уровень покрытия или же есть плавные сходы) нужна не только инвалидам или мамам с колясками, она нужно человеку, который сломал ногу, мужчине с чемоданом, маленькому ребёнку, старушке и даже велосипедисту! Поэтому заезды во дворы или подобные вещи в обязательном порядке должны быть на уровне тротуара:


Помимо прочего, это ликвидирует узкие места, где вечно образовываются лужи:


Что происходит, когда делают наоборот:


С точки зрения безопасности и удобства, приподнятыми должны быть также все пересечения с второстепенными улицами - тогда водители гарантированно будут притормаживать при выезде на главную, а пешеходы будут психологически чувствовать себя защищёнными и довольными:


Деревья и прочая зелень, велопарковки и уличная мебель, безусловно, должны присутствовать на улице. Не просто так, а по вполне конкретным причинам: деревья создают тень и защиту от дождя, формируют удобную городскую среду, впитывают газы и влагу (меньше нагрузки на ливневую канализацию) и просто украшают улицу (несмотря на зиму в 14 месяцев). Скамейки (это которые со спинкой, не путать с лавками) нужны для тех, кто устал и нуждается в отдыхе, либо для тех, кто просто хочет посидеть на улице с бокалом пива или тому подобным. Но ведь алкаши, проститку и ловители покемонов! 99% людей, которым нужно по разным причинам сесть на улице не должны страдать из-за 1% асоциальных личностей, которым всё равно, есть скамейка или нет. Это просто факт и здравый смысл.


Кстати о покрытии - лучше всего иметь плитку или брусчатку на тротуаре, первая практичнее, а вторая красивее. Почему не асфальт? Потому что это материал для дорог, который не пропускает воду, одноразовый, выделяет ядовитые испарения и просто некрасивый. И да, если правильно всё продумать и сделать, то хождению на каблуках и езде на самокатах плитка не помешает:


На улице должен быть хороший водоотвод, чтобы люди не мочили обувь и не были обрызганными. Про это я уже писал тут, а как отводить воду с крыш я писал тут.

Далее стоит вспомнить про пешеходные переходы. Благо я уже тоже писал отдельный пост про это (http://gre4ark.livejournal.com/351657.html). Скажу лишь, что в местах пешеходных переходов обязательно должно делаться сужения проезжей части - это успокаивает трафик, ликвидирует возможность парковки в зоне видимости перехода и пешехода, ну и элементарно сокращает время перехода - всё это делает переход безопаснее. А в узких местах это ещё позволяет не создавать толпу из ожидающих перехода и просто идущих по улице:




И, конечно же, островки безопасности, без них никуда:


Велоинфраструктура) В городе 9 месяцев в году зима и у вас в городе сделали одну велодорожку, а там никого нет? Это всё отговорки и мифы. Дорожек на улице может не быть, если 1) это совсем жилая улица с 1,5 машинами в час, где можно спокойно ехать по центру улицы с банкой пива в одной руке и айфоном в другой, 2) это общее пространство. Сделать хорошую велодорожку или велополосу и легко, и сложно. С одной стороны, это должно быть что-то защищённое от потока машин, а с другой - от пешеходов. Поэтому, как показывает лучшая мировая практика, лучше отделять всё это с одной стороны парковкой или бордюром, а с другой... бордюром и буферной зоной:


Хотя тут весьма много тонкостей, поэтому просто запомним, что это 1) должно быть; 2) должно быть удобным для использования; 3) безопасным фактически и субъективным (воспринимаемая безопасность).

Парковка. Она должна быть. Исключения: выделенная полоса для общественного транспорта или тупо нет места и это мешает перечисленному выше. Почему? Потому что иначе будут парковаться абы как, такси или служба доставки тоже должны где-то останавливаться, плюс это создаёт дополнительную буферную зону и успокаивает трафик. Но парковка бывает разной. Плохой вариант:


Тоже плохой:


Почему парковка ёлочкой - худший вид парковки:


Как хорошо? Хорошо, когда улица не превращается в паркинг, для этого надо через каждые 2-5 места разбивать карманы. Там можно высадить дерево, поставить фонарь или велопарковку со скамейкой - вариантов много, но соль в том, что улица станет восприниматься совершенно иначе:


Транспорт. Тут я опять расскажу, что у улиц не считают пропускную способность машин, а считают провозную способность. Суть в том, что улицы не могут переварить большой поток машин и избавиться от пробок путём расширения полос - это тупиковый путь с точки зрения просто математики и геометрии (нельзя впихнуть невпихуемое). Поэтому на смену автомобилям приходит велосипед и общественный транспорт, как более эффективные методы доставки людей из точки А в точку Б, так как занимают в разы меньше места:

Подробнее о транспорте для города

Конечно, если у вас улица с одним домом, то пускать автобус или трамвай до вас никто не будет - это убыточно и глупо, но хорошая улица должна быть с быстрым и удобным общественным транспортом. Хорошо, когда он эко+, вместительный и быстрый (привет трамваю), а не толпа маршруток.

И да, если стоит вопрос между личным транспортом и хорошим общественным транспортом, то выбор однозначно должен быть в пользу второго.

С точки зрения транспорта и комфорта жизни, улицы не должны быть более с чем 2 полосами движения в каждую сторону. Почему? Просто если больше двух полос, то КПД каждой полосы начинает падать за счёт перестроений и большей дистанции, а аварийность расти. К примеру, если при двух полосах каждая полоса вмешает 900 машин, то с тремя полосами будет 850, а с пятью уже 700 (условно). Кроме этого, чем больше полос - тем больше машин и выхлопов, шума и дискомфорта, что негативно сказывается на всех остальных (вообще на всех). Если улица до 4 полос комфортная и безопасна для всех, то с 6 и более улица из общественного места превращается в транзитную точку.


Улица должна быть безопасной, а главная угроза на ней - автомобиль и скорость. Спорить тут нет смысла, это факт (хотя можете в комментариях попытаться меня убедить, что главная угроза - падающие рояли). Улицы не приспособлены для массовой быстрой доставки людей на автомобилях, поэтому во всём мире принято успокаивать трафик, чтобы снизить число ДТП и смертей. Тут огромный список средств:

  • Узкие полосы движения

  • Рельефное покрытие

  • Светофоры

  • Лежачие полицейские

  • Приподнятые переходы и целые перекрёстки

  • Знаки и камеры

  • Перекрёстки "уступи всем"

  • Круговое движение

  • Шиканы (искусственное искривление траектории)

  • Специальные преграды, чтобы машины пропускали друг друга через одну


Наверняка что-то ещё забыл... В общем, почитайте про Лондон или Нидерланды - я там подробно показывал и рассказывал про это.

Смысл тут один - когда ты делаешь прямую как стрелу дорогу с широкими полосами, заборами и редкими переходами, то провоцируешь людей ехать быстро, а быстрая езда в городе по улицам = смертям и ДТП. Поэтому во всём мире на улицах снижают скоростной режим законодательно и с помощью разных штук.

И вот мы дошли до центра улицы. Если по улице едет трамвай (а это автоматический плюс в карму улицы), то должны быть обособленные пути и платформы:


Если трамвая нет, то хорошо бы иметь разделитель или бульвар:


Да, тут я рассмотрел идеальный среднестатистический вариант, какой должна быть хорошая улица. Можно сделать лучше, а можно пожертвовать чем-то, не потеряв особо в качестве - это всё весьма индивидуально и должно решаться для каждой улицы отдельно, но важно держать принципы в голове и помнить, что улицы - они для всех, но в первую очередь для жителей и пешеходов.






Советую также подписаться:


Подборка постов про транспорт:
Tags: безопасность, велосипед, городской дизайн, общее пространство, общественный транспорт, парковка, перекрёсток, пешеходный переход, теория
Subscribe

Posts from This Journal “безопасность” Tag

promo gre4ark october 13, 2015 13:47 28
Buy for 100 tokens
В моём ЖЖ можно и нужно размещать рекламу. Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц несколько десятков тысяч уникальных пользователей! Статистика от LiveJournal.com на 23.08.2017 Статистика от Гугл-Аналитики за период с 21.08.2017 по 22.08.2017. Хочу отметить, что она не учитывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments