Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Начнём с велодорожек, а потом откатим и всё остальное

Хорошая новость: новая сеть Магистраль в центре города теперь перевозит полмиллиона людей в день. Это больше, чем МЦК.

Плохая новость: московские власти решили больше не делать велоинфраструктуру в центре города. Даже там, где она была заложена во время реконструкций прошлых годов.

Какая, казалось бы, здесь связь? Самая прямая.




Больше 20 лет потребовалось некоторым чиновникам и дорожным инженерам для осознания простого принципа «сначала инфраструктура – потом пользователи». Долгое время общественный транспорт в городе деградировал: пробки, неудобные схемы движения, дублирование и долгие интервалы. Когда кто-нибудь пытался изменить ситуацию в лучшую сторону, ему рассказывали про 1,5 бабушки в автобусе и отказывали во всех изменениях. Естественно плохой общественный транспорт становится бабушкавозом – стоять в пробке приятнее в своей машине, особенно если есть риски не дождаться автобуса.

И вот пробили новую маршрутную сеть с минимальной инфраструктурой и… произошло чудо! Люди поехали! Рост пассажиропотока на 30% за полгода – действительно достижение. А ведь сегодня сеть Магистраль далека от идеала: нет нужных выделенных полос, удобного хаба и остановочных площадок. Элементарно, автобус должен ходить прямо, а он наматывает круги из-за односторонних улиц и бессветофорности. Из-за этого автобусы часто ходят толпами и не соблюдают интервалы.

Уверен, что с появлением поворота для М3 с Волхонки в сторону Лубянки, работающих выделенные полосы на всех магистралях, хабов на Лубянке и Китай-городе и так далее – Магистраль повезёт миллионы. Главное стабильность и предсказуемость, и тут мы опять упираемся в «сначала инфраструктура – потом пользователи».


Фото Дмитрия Герасимова, Веломосква

А теперь посмотрим на велосипеды. На прошлой неделе официальные лица неофициально заявили велосипедистам, что ждать велополос не стоит. Причина проста: велодорожки сделали, а пробок из велосипедистов на них нет.

В своём решении власти города опирались не на статистику, международный опыт или любые другие объективные факты – они все однозначно за велосипед в городе. Вместо этого они читали сообщества автомобилистов в фейсбуке. Очень умно опираться на субъективное эгоистическое мнение людей, которые даже не пробовали пользоваться велополосами и дорожками по назначению.

Сегодня в Москве нет единой велосети, нет безопасных и комфортных связей для пешеходов и велосипедистов, зато есть множество улиц-монстров и фактическая скорость в 80 км/ч. Все ждали, что велосипедисты будут телепортироваться с велодорожки на Неглинной на велополосу Большой Ордынки, а они почему-то не стали. В общем, про первичную роль инфраструктуры все забыли.

А теперь представим, что с остальной инфраструктурой в городе будут делать то же самое. Вот смех начнётся:

  • делаем автобусный маршрут с интервалом в полтора часа, а он почему-то никого не возит

  • возводим станции метро с неудобными пересадками в пустом поле, а пассажиров не набирается даже на автобус-гармошку

  • строим площадь с фонтаном без подступов к ней – растерянный вид и суматошный поиск глазами людей

  • вводим плату за парковку на одной улице и не понимаем, почему улица пустая, а дворы и соседние улицы забиты под завязку

Да чего уж там – с таким же успехом можно сделать автомобильный мост через реку, но забыть про подъезды. Что, автомобили по полям ездить не умеют?

К любым транспортным инфраструктурным проектам нужно подходить комплексно, а не делать всё наполовину. Этот принцип работает с новыми станциями метрополитена, мостами, автобусными маршрутами, пешеходными улицами и… велоинфраструктурой! Не просто так Нью-Йорк, Богота, Оулу, Альметьевск и другие города создают велосеть. Не отдельные велодорожки, а именно сеть. Самостоятельные отрезки велодорожек на нескольких улицах так же успешно привлекают пользователей, как автобус раз в полтора часа.

Даже Магистрали потребовалось время на раскрутку, а ведь до неё наземного транспорта в центре города как единой сети давно не было. С велосипедами всё немного проще: нет дорожек и полос – езжай с машинами или тупи на тротуаре. Да, это либо опасно, либо дискомфортно, но такая ситуация устраивала экстремалов и заядлых велосипедистов. Но даже в этой ситуации велосипедистов в городе стало больше – это видно по улицам, об этом говорит статистика велопроката. Это были первые ростки от неполноценной, но все же появившейся инфраструктуры. Но мэр и остальные решили просто закатать всё в асфальт, вместо велосипедизации города. Браво, самое умное решение.

Самое опасное, что история с велосипедами вполне может начать распространятся на другие позитивные изменения в городе: реконструкция улиц превратится в простую замену асфальта на гранит; вместо обособленного комфортного трамвая на новых улицах – пробки из автобусов; уродование улиц развязками и подземными переходами и так далее. В России и Москве очень хороший опыт самодурства и систематизации идиотизма. Поэтому история с велополосами касается не только текущих и потенциальных велосипедистов, а всех нас – комфортный и безопасный город должен быть для всех, а не для отдельных категорий.


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...

Tags: Москва, велосипед, общественный транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “велосипед” Tag

  • ВелоХельсинки

    Многим кажется, что велосипед это просто. Соответственно велодорожки - тоже просто. Прошёл краской тут, сделал велополосу там, построил…

  • Приятный Новгород и неприятные заборы

    Новгород - отец городов русских и демократии. Кажется, обычно так говорят, да? Сегодня один из древнейших городов России вроде бы так близко от…

  • Интересность поездки

    Мы не роботы, поэтому в вопросах городской среды есть маленький, но важный нюанс - интересность. Пешеходу важно идти вдоль витрин, а не гаражей,…

  • Танец с акулами на улицах

    Сегодня стал свидетелем как с Яузы увозили девочку 16 лет на скорой - её сбила машина. Дело было около Электрозаводской: тут нерегулируемый…

  • Как люди передвигаются по городу: дневниковые исследования

    Станислав Иванов написал отличный материал (просто о сложном) про дневниковые исследования транспортного поведения людей на примере Лондона и Дании.…

  • Спешивание на переходах

    Давайте по-честному, вы всегда спешиваетесь на пешеходных переходах во время езды на велосипедах?

promo gre4ark october 13, 2015 13:47 23
Buy for 100 tokens
В моём ЖЖ можно и нужно размещать рекламу. Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц несколько десятков тысяч уникальных пользователей! Статистика от LiveJournal.com на 29.03.2017 Статистика от Гугл-Аналитики за период с 29.03.2016 по 29.03.2017. Хочу отметить, что она не учитывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 295 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →