Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Как быстро и недорого изменить привокзальную площадь?



Просто - с помощью тактического урбанизма! И это не сухая теория или практика зарубежных стран, это сделали буквально за несколько дней в Саратове!

Знакомьтесь, такой недавно была площадь:


Вокруг сквера было одностороннее кольцо. То есть даже если вам не нужно было на вокзал - вы всё равно делали крюк, потому что внешний участок улицы был односторонним у сквера. Важно, что к самому вокзалу не пускали - нормы безопасности требуют отступ проезжей части от фасада, но кто-то решил не париться и просто закрыть площадь у вокзала от трафика. В итоге сквер был разрезан, все вынужденно делали круг, а пассажиры поднимались к вокзалу по лестнице:


Схема движения была хаотичной: не было мест для парковки, нормального фронта посадки у остановок, площадки для такси. Пешеходы шарахались от машин, потому что нормальных пешеходных связок не было. В общем, море асфальта, где водители и пешеходы друг друга ненавидели.


Рано или поздно хаос должен был закончиться. По планам, в 2018 году площадь должны были закрыть на реконструкцию. Но перед этим было решено проверить теории и схемы с помощью временного благоустройства. Так на улице изменилась схема движения, появилась городская мебель, светофоры, пешеходные переходы и столбики.


Транспорт
Начнём с транспортной схемы - это ключевое изменение. С помощью ликвидации одностороннего движения удалось развести транзитный трафик и собственно клиентов вокзала:


Бонусом появилась легальная парковка:


В Саратове только планируют ввести платную парковку, но здесь она де-юре уже есть) Знаки уже нового типа:




Раньше машины ехали через сквер, разрезая его. Архитекторам удалось вернуть частичное движение на площадку у вокзала и сделать сквер одним целым!


По нормам безопасности, машины не должны быть ближе 30 метров от вокзала. Сейчас проезжая часть проходит в 32 метрах, а когда-то было практически вплотную, судя по забору:


Появилась площадка для такси:


Общественный транспорт был разнесён на несколько остановок и фронтов:


Решение оптимизации правильное - так ускоряется посадка и больше порядка, но вот про навигацию забыли, из-за чего пассажиры теряются на новом-старом месте. Некоторые сразу начинают считать, что их маршрут просто отменили.


Павильоны хоть и временные, но всё-таки должны иметь пандус, я считаю:


Хорошим решением было бы в принципе сделать площадку приподнятой, чтобы облегчить посадку-высадку. Слишком высоко без этого:




Интересно, сколько раз обычный гаишник скажет "это невозможно" такому решению?)


С общественным транспортом в городе всё плохо. Даже у основного пересадочного узла не было павильонов...


Для безопасности и удобства пешеходов был вырыт подземный переход сделали новые наземные переходы с островками безопасности и успокоили движение машин:




Столбиков много не бывает)




Для велосипедистов ничего сделано не было.

Общественные пространства
Была попытка сделать островки безопасности не только полезными, но и красивыми с чертами общественного пространства:




У людей, как правило, асфальт ассоциируется с дорогой, поэтому при тактическом урбанизме часто работают красками - нужно общественное пространство, а не дорога. В идеале, конечно же, асфальт надо максимально убирать из города.








Все протоптанные тропинки были подсыпаны, чтобы было легче ходить и не было грязи:


Городская мебель:








Косяк получился с урнами - их запретили делать из дерева, а металлические где-то задержались. В общем, пока мусор приходится класть в карман.

Работа с жителями



Любой городской проект натолкнётся на сопротивление жителей. Это будет всегда - люди консервативны и боятся чего-то нового (делай что угодно, но только не в моём дворе). Поэтому работа с горожанами начинается на этапе проекта - обычно для этого проводят воркшопы. Это помогает получить одобрение проекта от местных сообществ и избежать ошибок - они лучше всех знают свой район и его необычные детали.



Тут подготовительной работы не было, людей просто поставили перед фактом нового пространства. Зато активная кампания идёт сейчас. Повсюду объявления, зачем это делается:


Инфографика:


В центре сквера сделали пирамиду, где стоят волонтёры и есть большая схема.


Мужчина на фото мучил волонтёров и начальника проекта минут 20. В начале был гнев и непонимание, а в конце - признание. Вообще, как мне кажется, многие начинают скандалить и критиковать просто из-за того, что у них накипело, а тут вроде власть поругать можно и тебя слушают.


Тут же раздают буклеты, где можно написать пожелания и отзыв:


По-моему, вышло хорошо. Самое главное, что это первый проект тактического урбанизма при организации движения - до этого подобное делали только на пешеходных зонах. Теперь будет сложнее писать отговорки в стиле у нас так делать нельзя, потому что никто так не делал. Саратов почти как Нью-Йорк)


Главные плюс таких испытаний перед капитальными работами - испытание гипотез на практике. Ни одна теория не сможет показать жизнеспособность проекта лучше проверки в поле. Небольшие затраты денег и человекочасов стоят того, чтобы избежать ошибок при укладе бордюров, плитки или светофоров.


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Тактический урбанизм
Tags: Саратов, ТПУ, молодцы, общественные зоны, парковка, тактический урбанизм

Posts from This Journal “тактический урбанизм” Tag

  • Тактическое озеленение

    В первые годы реконструкций улиц в Москве было совершено много ошибок. Для всех это было чем-то новым и неизвестным, а привлекать специалистов и…

  • Тактический урбанизм по-московски

    Тактический урбанизм, если кто не помнит, - способ быстро-недорого качественно улучшить пространство с помощью некапитальных изменений. Штука…

  • Черниговский переулок: было-стало

    В прошлом году из переулка в районе Новокузнецкой сделали общественную зону, это было хорошо (хотя по мелочам можно было сделать получше): В этом…

  • Больше здесь не смеются

    Помните Черниговский переулок? Там в этом году закрыли небольшой участок дороги и сделали интересную пешеходную зону по технологии тактического…

  • Тактический урбанизм

    Тактический урбанизм (англ. Tactical urbanism) - относительно новое понятие, введённое в обиход в 2010 году. По сути, это обобщающий термин,…

promo gre4ark october 13, 2015 13:47 23
Buy for 100 tokens
В моём ЖЖ можно и нужно размещать рекламу. Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц несколько десятков тысяч уникальных пользователей! Статистика от LiveJournal.com на 29.03.2017 Статистика от Гугл-Аналитики за период с 29.03.2016 по 29.03.2017. Хочу отметить, что она не учитывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments