Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Как быстро и недорого изменить привокзальную площадь?



Просто - с помощью тактического урбанизма! И это не сухая теория или практика зарубежных стран, это сделали буквально за несколько дней в Саратове!

Знакомьтесь, такой недавно была площадь:


Вокруг сквера было одностороннее кольцо. То есть даже если вам не нужно было на вокзал - вы всё равно делали крюк, потому что внешний участок улицы был односторонним у сквера. Важно, что к самому вокзалу не пускали - нормы безопасности требуют отступ проезжей части от фасада, но кто-то решил не париться и просто закрыть площадь у вокзала от трафика. В итоге сквер был разрезан, все вынужденно делали круг, а пассажиры поднимались к вокзалу по лестнице:


Схема движения была хаотичной: не было мест для парковки, нормального фронта посадки у остановок, площадки для такси. Пешеходы шарахались от машин, потому что нормальных пешеходных связок не было. В общем, море асфальта, где водители и пешеходы друг друга ненавидели.


Рано или поздно хаос должен был закончиться. По планам, в 2018 году площадь должны были закрыть на реконструкцию. Но перед этим было решено проверить теории и схемы с помощью временного благоустройства. Так на улице изменилась схема движения, появилась городская мебель, светофоры, пешеходные переходы и столбики.


Транспорт
Начнём с транспортной схемы - это ключевое изменение. С помощью ликвидации одностороннего движения удалось развести транзитный трафик и собственно клиентов вокзала:


Бонусом появилась легальная парковка:


В Саратове только планируют ввести платную парковку, но здесь она де-юре уже есть) Знаки уже нового типа:




Раньше машины ехали через сквер, разрезая его. Архитекторам удалось вернуть частичное движение на площадку у вокзала и сделать сквер одним целым!


По нормам безопасности, машины не должны быть ближе 30 метров от вокзала. Сейчас проезжая часть проходит в 32 метрах, а когда-то было практически вплотную, судя по забору:


Появилась площадка для такси:


Общественный транспорт был разнесён на несколько остановок и фронтов:


Решение оптимизации правильное - так ускоряется посадка и больше порядка, но вот про навигацию забыли, из-за чего пассажиры теряются на новом-старом месте. Некоторые сразу начинают считать, что их маршрут просто отменили.


Павильоны хоть и временные, но всё-таки должны иметь пандус, я считаю:


Хорошим решением было бы в принципе сделать площадку приподнятой, чтобы облегчить посадку-высадку. Слишком высоко без этого:




Интересно, сколько раз обычный гаишник скажет "это невозможно" такому решению?)


С общественным транспортом в городе всё плохо. Даже у основного пересадочного узла не было павильонов...


Для безопасности и удобства пешеходов был вырыт подземный переход сделали новые наземные переходы с островками безопасности и успокоили движение машин:




Столбиков много не бывает)




Для велосипедистов ничего сделано не было.

Общественные пространства
Была попытка сделать островки безопасности не только полезными, но и красивыми с чертами общественного пространства:




У людей, как правило, асфальт ассоциируется с дорогой, поэтому при тактическом урбанизме часто работают красками - нужно общественное пространство, а не дорога. В идеале, конечно же, асфальт надо максимально убирать из города.








Все протоптанные тропинки были подсыпаны, чтобы было легче ходить и не было грязи:


Городская мебель:








Косяк получился с урнами - их запретили делать из дерева, а металлические где-то задержались. В общем, пока мусор приходится класть в карман.

Работа с жителями



Любой городской проект натолкнётся на сопротивление жителей. Это будет всегда - люди консервативны и боятся чего-то нового (делай что угодно, но только не в моём дворе). Поэтому работа с горожанами начинается на этапе проекта - обычно для этого проводят воркшопы. Это помогает получить одобрение проекта от местных сообществ и избежать ошибок - они лучше всех знают свой район и его необычные детали.



Тут подготовительной работы не было, людей просто поставили перед фактом нового пространства. Зато активная кампания идёт сейчас. Повсюду объявления, зачем это делается:


Инфографика:


В центре сквера сделали пирамиду, где стоят волонтёры и есть большая схема.


Мужчина на фото мучил волонтёров и начальника проекта минут 20. В начале был гнев и непонимание, а в конце - признание. Вообще, как мне кажется, многие начинают скандалить и критиковать просто из-за того, что у них накипело, а тут вроде власть поругать можно и тебя слушают.


Тут же раздают буклеты, где можно написать пожелания и отзыв:


По-моему, вышло хорошо. Самое главное, что это первый проект тактического урбанизма при организации движения - до этого подобное делали только на пешеходных зонах. Теперь будет сложнее писать отговорки в стиле у нас так делать нельзя, потому что никто так не делал. Саратов почти как Нью-Йорк)


Главные плюс таких испытаний перед капитальными работами - испытание гипотез на практике. Ни одна теория не сможет показать жизнеспособность проекта лучше проверки в поле. Небольшие затраты денег и человекочасов стоят того, чтобы избежать ошибок при укладе бордюров, плитки или светофоров.


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Тактический урбанизм
Tags: Саратов, ТПУ, молодцы, общественные зоны, парковка, тактический урбанизм
Subscribe

Posts from This Journal “тактический урбанизм” Tag

  • Парковка или общественное пространство?

    В Челябинске вот тоже задумались над этим вопросом. Как итог - из парковки сделали общественное пространство с помощью тактического урбанизма.…

  • Достоевский в зелени

    В копилку примеров тактического урбанизма: в Москве в рамках очередного фестиваля и международного ландшафтного конкурса поработали над площадью…

  • Тактическое озеленение

    В первые годы реконструкций улиц в Москве было совершено много ошибок. Для всех это было чем-то новым и неизвестным, а привлекать специалистов и…

  • Тактический урбанизм по-московски

    Тактический урбанизм, если кто не помнит, - способ быстро-недорого качественно улучшить пространство с помощью некапитальных изменений. Штука…

  • Черниговский переулок: было-стало

    В прошлом году из переулка в районе Новокузнецкой сделали общественную зону, это было хорошо (хотя по мелочам можно было сделать получше): В этом…

  • Больше здесь не смеются

    Помните Черниговский переулок? Там в этом году закрыли небольшой участок дороги и сделали интересную пешеходную зону по технологии тактического…

  • Тактический урбанизм

    Тактический урбанизм (англ. Tactical urbanism) - относительно новое понятие, введённое в обиход в 2010 году. По сути, это обобщающий термин,…

promo gre4ark october 13, 2015 13:47 28
Buy for 100 tokens
В моём ЖЖ можно и нужно размещать рекламу. Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц несколько десятков тысяч уникальных пользователей! Статистика от LiveJournal.com на 23.08.2017 Статистика от Гугл-Аналитики за период с 21.08.2017 по 22.08.2017. Хочу отметить, что она не учитывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Все протоптанные тропинки были подсыпаны, чтобы было легче ходить и не было грязи:

Обратил внимание, какая на фото узкая дорожка? :) Почему-то постоянно жадничают при прокладке таких тропинок.
Например, посмотри, какая узкая дорожке ведет в Холидей Инн от перехода через Русаковскую.
А тропинку рядом - "наискосок" через газон на углу Гастелло и Русаковской расширяли дважды! Сейчас ее третья инкарнация, и то она минимально комфортна для передвижения. А были еще уже.
Пока одни урбанисты заколачивали столбики и рисовали краской на асфальте, другие должны были сделать и напечатать хотя бы на листочках А4 схему расположения павильонов НГПТ с указанием, какие маршруты до каких конечных откуда отправляются. Но о пассажирах никто, как обычно, не подумал - пусть сами разбираются.
Я авторам проекта указал на это.
>Общественный транспорт был разнесён на несколько остановок и фронтов:
С этим часто перебарщивают, к сожалению, выделяя отдельную остановку для каждых 1-3 маршрутов. Когда нужно ехать просто "куда-то в ту сторону", приходится бегать по всей площади, в зависимости от того, какой автобус пришёл первым.

Конкретно в этом месте так было всегда. Ну, то есть, последние лет 20 точно. Остановка, растянутая вдоль всей стороны квадрата. Кстати, на соседней стороне, бывшей односторонней дороге (хвала Всевышнему, часто бывшей) была еще зачем-то остановка междугородних автобусов, хотя автовокзал находится по другую сторону ж/д путей — надеюсь, ее тоже перенесли на «законное» место

demonmsk

4 months ago

tribunimilitium

4 months ago

ailcat

4 months ago

taabat

4 months ago

Очень здорово, молодцы!
Москва отстаёт.
Люди критикуют всё - в основном, потому что им обидно, что "их не спросили". Такая уж психология.

Дай им даже на выбор три варианта - чтобы проголосовали, какой лучше - а потом подкрути голоса в пользу нужного, они не будут так возмущаться, потому что они поучаствовали.

Ну и вообще всё это совдеповское сопротивление чему-либо, "вы самые умные штоле?".

Сделали, конечно, лучше чем было, но в европейском городе я такого представить не могу. С другой стороны, путь в тысячу лье начинается с одного шага.

Жёлтые рамки вокруг знаков ещё ужасны.
Столько этих столбиков повсюду, как будто в городе групповое порно снимают, а не тактическим урбанизмом занимаются :D Насколько я понимаю, в следующем году вместо них сделают бордюр.

just1user

4 months ago

Перед вокзалом должна быть площадь для транспорта, а не площадка для хипстеров. Людям надо проводить, встретить родственников, дождаться поезда.

Suspended comment

magiahead

4 months ago

demonmsk

4 months ago

xz100500

4 months ago

demonmsk

4 months ago

xz100500

4 months ago

demonmsk

4 months ago

xz100500

4 months ago

demonmsk

4 months ago

ailcat

4 months ago

"Павильоны" впечатляют. Точнее, их козырьки, крышей это недоразумение не назвать.
Читайте внимательнее. Это так сказать draft-версия того основательного, что будет позже, если сейчас все скажут "удобно получилось".

blacker

4 months ago

demonmsk

4 months ago

ailcat

4 months ago

demonmsk

4 months ago

> Самое главное, что это первый проект тактического урбанизма при организации движения - до этого подобное делали только на пешеходных зонах.

Раньше не делали, так как закон не велит (а тут прокатило, т.к. вышло устное распоряжение губернатора закон не применять) , или не догадывался никто?
почему, как временная схема до зимы не запрещено. В Омске столбиками выделяли островки, а один и в зиму ушел и уже пару лет так работает
Товарищ на последней фотографии подозрительно похож на Джеффа Спека..
Подозрение верное ;)
Ошибка сразу видна. Островки безопасности невозможно лишь объявить и покрасить, даже пластиковых палок недостаточно. Слово "безопасность" в этом термине появляется лишь при поднятии поверхности островка над поверхностью дороги -- обычно бетоном и забором. Даже если вам не нравится забор. Без этого "безопасность" там лишь воображаемая: со стороны дороги любой может переехать все эти палки по любой причине и без причины; с пешеходной стороны люди могут и будут срезать углы и идти по прямой, и ни для кого не будет реальной безопасности.

Ну а для РФ есть опыт из Израиля. Вот примерно такое техническое средство может обеспечить реальную безопасность пешеходного перехода. Стоит совсем недорого, очень простое -- нужна лишь активация по кнопке и таймеру на краях перехода.
именно безопасность оно не обеспечит. просто испортит авто, при этом пешехода не спасет.
эти штуки для другого придуманы.

ardelfi

4 months ago

главный "косяк", по моему мнению, это короба с растениями, вымерзнут ведь. неужели нельзя было в землю посадить?
Читайте внимательнее. Это так сказать draft-версия того основательного, что будет позже, если сейчас все скажут "удобно получилось".

sawely3

4 months ago

Выглядит очень симпатично, хоть должно стоить копейки (ну, с учетом наших "копеек").
Городская мебель должна быть такая: мягкие кожаные диваны. В разных удобных местах.
Деревянные поделки - извращение, которое разве что, в вылизанных ультрасовременных центрах городов могут кому-то показаться экозелёным писком моды и хэндмэйда.
Они неэстетичны, на самом деле.
И даже в Москве они не катят.
На фоне же обшарпанных зданий и растрескавшегося асфальта Саратова...
"Деревянные поделки - извращение"

Читайте внимательнее. Это так сказать draft-версия того основательного, что будет позже, если сейчас все скажут "удобно получилось".
Космос.
Завидую люто.
Там вроде раньше трамвайное кольцо еще было - убрали?
15-й, кажется, трамвай.
это да.
снести бы ещё привокзальные ТЦ.

ЗЫ. А МГТ может хотя бы начать закупать автобусы у которых выхлоп идёт на улицу, а не в салон?
Или это такая программа "меняем троллейбус на автобус без выхлопа на улицу"? Она же "сдохни проклятый пассажир"?

theptyza

4 months ago

demonmsk

4 months ago

ijaykey

4 months ago

а что за закон про 30 метров от вокзала?
по такому закону надо снести все вокзалы в Петербурге (или снести улицы)
а ещё забыли положить бетонные блоки за столбиками. Ибо лексусу на столбики похер.
Тут хорошо бы городу с другого конца подойти:

1) Наладить ливневые очистные сооружения и сброс очищенной воды. Желательно в подземный водоносный слой, но тут прежде нужно узнать российское законодательство.

2) Привести в порядок ливневую канализацию.

3) снять с площади весь асфальт, досыпать, утрамбовать под дорожную рейку с уклонами. Уровни: пешеходные дорожки, проезжая часть, газон, ливнёвка. На газонах отсыпать фильтрующий слой.

4) затем асфальтировать (под рейку, включая тротуары).

А так всё равно что дорогой краской покрасили аварийную стену.
за вторую часть п 1 - хорошо бы расстреливать.

А в целом - идея занедорого посмотреть "что получится", и может быть за зиму переиграть - отличная.
Сделай это оленевод - может и не уродовали бы город который год подряд, а то "Лужков зарыл клад и не сказал где"

Учтите что 2-3-4 это же план на 18й. Там и ещё чего намутят.

wordknight

4 months ago

demonmsk

4 months ago

wordknight

4 months ago

Фью Пью

4 months ago

Ну как же без платных парковок в мелком городе?
"На окраине деревни платный я открыл сортир", йоптыть!
Учитывая, что общественного транспорта там считай что нет.
Восемьсот сорок тысяч человек. Да, деревенька. Автомобили, поди, только у Петровича, у Федотыча, да Василич на мотоблоке катается.

shuriken_ru

4 months ago

ailcat

4 months ago

Аркадий, порадовал статьей! Не зря в Саратов хочу всё съездить. Рад за город!
Браво!
А что Спек сказал про площадь? понравился ему тест?
>но вот про навигацию забыли, из-за чего пассажиры теряются на новом-старом месте
навигации не было и раньше. И понять, где какой маршрут останавливается - было не реально. Сейчас же на остановках повесили таблички с указанием маршрутов.
Но в целом косяков много у проекта
Хорошо!
Хм. Говорили (РЖД грозится отрезать при реконструкции вокзала в следующем году) по 50 метров буферной зоны перед зданием вокзала (а это как раз до памятника перекрывая дорогу перед вокзалом). У вас это превратилось в 30 метров. Откуда?
О какой лестнице речь? ОТ высаживал пассажиров там же где и посадка. Просто раньше была куча-мала разделенная на две части (по Московской и по Б.Казачьей), а сейчас разбили по остановкам.
Проезд появился еще при реконструкции вокзала в 70-х годах, а нормы уже в современности.
Там где "стоянка такси" была (только ближе к зданию) "стоянка бомбил".
трешак