Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Приятный Новгород и неприятные заборы



Новгород - отец городов русских и демократии. Кажется, обычно так говорят, да? Сегодня один из древнейших городов России вроде бы так близко от Москвы и Петербурга, но одновременно и столь же далеко - скоростные поезда проходят мимо, а поток с трассы едет боком. Новгород мог бы стать туристическим центром страны не только для иностранцев и пенсионеров, но и жителей двух столиц, которые бы приезжали сюда на выходные отдохнуть от суеты.

Жителям Петербурга повезло чуть больше москвичей - от них ходит Ласточка до Новгорода аж два раза в день. Три часа и ты на месте. Хотя обычная электричка едет всего на час дольше, но их тоже единицы. Москвичам же нужно выйти в Чудово и около часа трястись в маршрутке, хотя от этой же станции есть жд путь до Новгорода.

В общем, Новгород вроде так близко, но доехать нормально до города можно лишь на машине, что резко ограничивает его потенциал. А жалко, ведь там приятно.

01. Общественные пространства города развиты слабо:


02. У стен Кремля пляж, прямо как в Москве когда-то. Туалета и умывальника нет.


03. Центральное ядро когда-то привели в порядок и после этого содержат в нормальном состоянии. Скромно, но не отторгает:


04.


05.


06. Представление о благоустройстве тут среднероссийское - поставили скамейку, теперь все должны тут сидеть. То, что она неудобная и упирается в кусты, хотя за кустами Кремль и река, никого не волнует. На второй день одну из них ещё покрасили, но толп желающих я не увидел)


07. Удивительно, как всем въелась в голову обязательная побелка деревьев. Все очень любят говорить о маленьком бюджете, но закупить тонны краски и потратить десятки человекочасов - святое. Открою страшную тайну - деревьям на это пофиг. Побелка началась во время Великой отечественной войны, когда красили стволы для езды без фар. Потом что-то пошло не так и этой имитации бурной деятельности придумали полезные свойства.


08. Урна может многое сказать о городском дизайне:


09. ... как и домовые таблички - хотели как в Москве, но решили сэкономить на форме. Белой части, по идеи, быть не должно, но тогда усложнилась бы форма:

10. Зато влез Великий Новгород сверху! Если кто-то решит открутить на сувенир, то явно не забудет город)


11. Жители знают толк в ландшафтном дизайне:


12. Можно делать красоту со вкусом из простых вещей. Не обязательно для этого резать покрышки и тащить старые игрушки во двор.


13. Пример разнообразия из простых долголетних растений:


14. В ход явно пошла старая мостовая из булыжников:


15. Побелка на фоне всё портит :/


16. Набережные - ценнейший ресурс любого города. К сожалению, в Новгороде это просто два уровня асфальта. Интересных пространств, точек притяжения и даже уличной мебели замечено практически не было - просто ходи взад-вперёд и всё. Хотя тут есть трубы, с которыми можно играть:


17. Так как в городе много велосипедистов, то было решено сделать что-нибудь для них. Пошли самым простым путём - так на нижнем ярусе появилась велодорожка. Такой подход не работает в рекреационных зонах, поэтому велосипедисты продолжают ездить сверху и снизу, а пешеходы игнорируют знаки.


18. Вообще делать велодорожки в парках и на набережных не стоит - это в первую очередь место для отдыха, а не транзита. Велосипедисты должны ехать в общем потоке, уступая всем другим. Но если уж и делать зонирование с отдельной инфраструктурой, то нужно не забывать про детали. Например, делать пологие спуски и рельсы для велосипедистов:


19. Пока же велосипедисты делают свои тропы:


20. Городских велопарковок нет - их ставит бизнес:


21. Городу не помешало бы сделать хотя бы рекомендацию для бизнеса, а то иногда велопарковки напоминают орудия для наказания:


22. В новых районах велодорожки заложены по умолчанию, но делают их как обычные пешеходные дорожки. В итоге перед каждым заездом во двор всё обрывается:


23. Заезды (а иногда и улицы) надо поднимать до уровня тротуара - это безопаснее и удобнее для пешеходов и велосипедистов:


24. Старина:


25.


26. Сайдинг в городе применять нельзя, как и поликарбонат. За такое отношение к городу и ансамблю очень хочется обматерить виновника:


27. Новьё:


28. В Москве уже несколько лет как не согласовывают проекты застройки со свободной расстановкой домов на участке - только кварталы (пример для реновации). Увы, когда я спросил главного архитектора города, почему с одной стороны дома формируют квартал, а с другой идут параллельно друг другу, меня не поняли.


29.


30. Это, к слову, дома по программе доступного жилья. В погоне за сокращением стоимости забыли о городской среде - получились серые дома с асфальтовым полем вокруг. В будущем это может стать большой социальной проблемой - концентрация жителей с низким достатком в одном месте и с плохой средой порождает трущобы. Поэтому в мире социальное жильё строят совсем иначе - экономия сегодня окажется завтра дорогостоящей проблемой.


31. Хотя сложно говорить о планировках, когда тротуары с одной стороны упираются в свежую землю с другой:


32.


Есть ещё один район с новой застройкой из разноцветных панелек, но я не доехал до него :(

33. Реновация по-новгородски:


34. Поразила чистота фасадов Новгорода - люди не портят вид домов остеклением балконов и блоками кондиционеров. Дизайн-кода в городе нет, но страшных вывесок в городе не заметил, хотя говорят, что проблемы есть:


35.


36. Можно предположить, что это из-за небольшого достатка, а можно - что из-за уважения к городу. Всё равно точно никто не скажет.


37. Но пластиковые окна намекают, что скорее второе ;)


38. Удивительно, но в городе нет маршруток! Вместо них гармошки! И это в городе в 200 тысяч!


39. К сожалению, на этом хорошее кончается: многие маршруты дублируют друг друга, стоят в пробках, троллейбус потихоньку умирает, остановки убитые, а месячный проездок стоит космических 1900 рублей (в Москве 2000).


40. Но сам факт сохранения архитектуры сети уже достоин уважения. Остальные аспекты можно будет оперативно подтянуть за счёт оптимизации и небольших вливаний за короткий срок. Главное, чтобы появилось желание.


41.


42. Думаю, это всё произойдёт в тот же год, когда поверх единственного подземного перехода сделают зебры:


43. К сожалению, Новгород покусала болезнь заборов:


44. Что мы знаем о заборах? Что это первый признак ошибки проектировщика. В комфортном и удобном городе заборы должны быть исключением, а не правилом.


45. Если люди идут по газону, то в этом месте нужен проход. Если массово перебегают - переход. Попытка сделать из города Зону до добра не доведёт - поэтому чаще всего заборы выламывают или перепрыгивают через них.


46. Улицы напоминают загоны для скота :(


47. Это настолько вошло в привычку, что некоторые ставят забор даже там, где это откровенно бессмысленно. Вот у остатков торговых рядов тоже впихнули забор между арок, хотя рядом спокойно можно пройти. Зачем? Почему? Чтобы портить всем снимки и заставить обходить без нужды?


48. Памятник Тысячелетие России - визитная карточка Новгорода... тоже за забором. Что за Россия без забора?



Теперь немного о том, зачем я собственно ездил в город. Есть Центр стратегических разработок - это фонд Кудрина, который, в том числе, готовит молодёжную стратегию до 2024 года с перспективой до 2035. Проекты фонда затрагивают не только города - они скорее в целом про планирование и формирование целей, к которым было бы неплохо прийти в светлом и хорошем завтра.

Вместе с командой из ЦСР работал над веломаршрутом из центра города до Юрьева монастыря и автобусной полосой на Б.Сакнт-Петербургской улице. В рамках этого были лекции, объезды местности и споры работа с местными чиновниками. Было весело, начиная от полного непонимания и заканчивая попытками саботажа) Мы приехали помочь сделать хороший проект недорогими средствами и на основе текущей инфраструктуры, хотя некоторые почему-то думали, что мы приедем, дадим денег, всё сделаем и уедем.

Кажется, нам получилось пошатнуть скрепы и убедить людей на местах, что можно менять город к лучшему простыми методами. Посмотрим, что из этого выйдет - пока в Новгородской области исправляют последствия паводка и приходят к мирной жизни, мы готовим отчёт и предложения. Буду держать в курсе ;)

PS со дна постучали, почему-то дно оказалось дверью:


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Мои путешествия
Tags: Великий Новгород, велосипед, застройка, озеленение, проектная деятельность, путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo gre4ark october 13, 2015 13:47 28
Buy for 100 tokens
В моём ЖЖ можно и нужно размещать рекламу. Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц несколько десятков тысяч уникальных пользователей! Статистика от LiveJournal.com на 23.08.2017 Статистика от Гугл-Аналитики за период с 21.08.2017 по 22.08.2017. Хочу отметить, что она не учитывает…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →