Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Новая транспортная навигация Москвы: как она работает



Кто следит за моим блогом, или просто смотрит новости, в курсе, что сейчас в Москве проходит пилотный проект по введению новой транспортной навигации в метро. Пока что тестируют отдельные элементы на разных станциях на графику и материалы, то есть станций с полностью новой навигацией пока нет. Но, тем не менее, с запуском пилота на станции Кузнецкий мост, где были установлены ключевые элементы, я могу показать и рассказать об основных принципах навигации, и как она будет работать.

Но для начала, чтобы лучше понимать нововведения, посмотрим на старые указатели. Основной недостаток прошлых указателей был в том, что они работали по принципу перечисления:


Такой принцип допустим в случаях, когда система небольшая, и перечислить не проблема, но с момента введения этих указателей, то есть с 1980х, метро расширилось, и сейчас информация с трудом влезает на элементы. Более того, из-за этого такие указатели трудно считывается, так как графическое поле сильно загрязнено информацией (приходится прочитывать всё, чтобы найти своё). О каком-либо переводе речи вообще не шло- для этого вообще нет места.

Но помимо этого, существует проблема того, что в московском метро указатели есть, но нет системы навигации, то есть каждый элемент, можно сказать, играет роль всей системы, а это значит, что получается куча мала:


Новая же система навигации работает совершенно по-другому: в ней действует несколько сценариев, по которым человек должен найти точку назначения, а все элементы работают поэтапно.

Разберём ситуацию, когда человек приехал в полностью незнакомое место и не знает, куда и как идти.

Для начала, навигация должна подтвердить пассажиру, что он приехал именно на ту станцию:


Затем, на каждой станции будет стоять стела с картой, с которой человек и должен начать поиск нужного места:


На другой стороне карта метро:


На самой карте изображена схема двух километров окрестности:

Тут стоить сказать, что карты рисовались с нуля, ибо они заточены конкретно для пешеходов, в то время как все существующие сделаны для автомобилистов.

Поиск точки назначения возможен либо самостоятельно, либо по индексу:

как показали эксперименты, по индексу люди находили намного быстрее, к слову


показаны варианты на английском, но на русском, конечно же, тоже есть

Когда пассажир нашёл, куда ему идти, он смотрит какой номер выхода ему нужен, в случае узла Кузнецкий мост- Лубянка, у нас 10 выходов:


Допустим, человеку нужно в магазин Библио-глобус, то есть нужен выход №4. Далее нужно просто следовать указателям в сторону 4 выхода, а для этого нужно перейти на станцию Лубянка и выйти с неё (местные скажут, что можно и по верху пройти- это так, но туристам так будет куда сложнее):




Затем, следуя за 4, человек вышел в подземный переход, тут также везде навигация с номерами выходов и картой:


В случае, если выход в город прямо на улицу, то есть без внеуличного перехода, будут такие наклейки на дверях:


Таким образом, человек максимально понятно и быстро построил свой маршрут и нашёл нужное место, при этом ему не приходилось постоянно читать все указатели в поисках Библио-глобуса, ему просто нужно было идти за №4. За счёт подобных изменений получилось сделать указатели "чище" визуальнее, а также более информативными, так как раньше невозможно было разместить всё и вся на указатели, а то, что не помещалось на них, элементарно пропадало для пассажира.

В случае же, если человек просто зашёл в переход, и не знает, где ему выйти (такое тоже бывает нередко), то для него в переходах также есть карта с пронумерованными выходами- теперь не нужно будет выбегать из каждого выхода и крутить головой, пытаясь понять где ты (это не шутка, сейчас так и делают).


Или возьмём сценарий, когда человек зашёл в метро, но не знает, как ему ехать.

Для начала, пассажир увидит название станции, номер входа, а также есть ли на ней пересадки на другие линии:




Затем, в каждом вестибюле будет стоять либо стела как на станции (показывал выше), либо её аналог:




Для сравнения, раньше была такая карта:


Стрелочки клеились уже на месте:


Когда человек построил маршрут, он спускается на станцию:

да, фото с другой станции, ибо как я уже говорил, пока что нет полностью переделанной станции

Внизу он ищет нужный ему путь, или пересадку:




Хоть сейчас и есть такие указатели, которые также используют принцип перечисления:


... но в будущем от них, скорее всего, откажутся, оставив просто "до Планерной" или "на Юг". Кстати что именно использовать, название конечный станций, или стороны света- вопрос открытый, поэтому тестируют оба варианта:




Дело в том, что в мировой практике есть примеры, где используют либо одно, либо другое. Для человека, плохо знающего метро, вариант со сторонами света лучше, ибо название конечных станций он не знает, местные же тоже перестроятся быстро. Но проблема в том, что не все линии в Москве идут строго с севера на юг или с запада на восток, то есть будут места, где система будет давать сбой (например, синяя ветка), а это, на мой взгляд, недопустимо: либо принципы едины для всего метро, либо нужно использовать другой вариант.

В общем, примерно так будет работать навигация для трёх самых распространённых сценариях.

Для тех же, кто вроде как знает, как идти, но точно не уверен в какую сторону со станции ему выходить, на указателях были оставлены самые значительные точки притяжения, по которым человек сможет сориентироваться:


По сравнению со старыми указателями, стало 1)чище; 2)появились пиктограммы (чтобы быстрее считывались); 3) перевод и транслитерация:


И непосредственно у выходов:


Да, кстати, кто-то высказывался в прошлых постах, что шрифт слишком маленький- в реальности указатели хорошо считываются практически всеми, а на фото буквы лишь кажутся мелкими (у меня объектив рассчитан на съёмку на открытой местности, возможно из-за этого такой эффект, либо у меня корявые руки).

Теперь, когда разобрали, как система будет работать, хотел бы рассказать о некоторых фишках и принципах:

Нумерация выходов
По общим правилам, нумерации подлежат все выходы в город со станции, или, в случае транспортного узла (хаба), состоящего из нескольких станций, нумерации подлежат все выходы в город со станций. Основными принципами при нумерации являются:
•Последовательность;
•Логичность и однозначность.

Под последовательностью стоит понимать отсутствие смешиваний и прерываний в нумерации (не может после выхода №2 идти выход №5). Логичность и однозначность означает необходимость быть понятными для конечного пользователя и невозможность двоякого трактования.



В случае транспортного узла (хаба) нумерация будет единой (сквозной) для всех станций.

3D объекты
На указателях со схемами местности присутствуют модели зданий.


Сделано это для того, чтобы человек лучше сориентировался на местности (например, он знает этот объект, и поймёт, что ему нужно идти от него, условно). Отрисовываются как достопримечательности, так и доминанты, при этом, у объекта должно быть максимально большое количество совпадений со следующими критериями:
•Оно на главной улице?
•Это доминанта, по которой можно ориентироваться?
•Представляет ли здание архитектурная ценность?
•Оно массивное?
•Является ли оно центром притяжения (много ли людей туда ходит)?
•Оно узнаваемое в народе?
•Оно старинное?
•На нём заканчивается перспектива?

Но так как карта не резиновая в отличии от Москвы, то на схему попадают далеко не все объекты. Но скажу по секрету, на некоторых станциях в спальных районах отрисовывать вообще нечего.

Кстати, когда-то такое в Москве уже было :)


Типы и конструкции элементов
Указатели будут либо настенными, либо подвесными. Конструкции будут либо из стеклоэмаль:


Этот материал хоть и дорогой, но зато вандалостойкий- поцарапать его крайне сложно (проверял сам), а краска легко отмывается.

Либо лайтбоксы:


Да, их повредить легче, но зато есть подсветка и детали можно заменить, в то время как стеклоэмаль нужно менять целиком (актуально в случае обновления информации).

Иное
Есть ещё очень много тонкостей, но они скорее технические- обычным людям они не будут интересны :)

Будущее
Пока что вся навигация делается в пилотном проекте, но в скором времени она начнёт массово появляться по всему городу. Начнут с метро, но навигация транспортная, а не чисто метрошная, так что затем в единую систему будут объедены метро, остановки, ТПУ, велопрокат и так далее. Так же в будущем в напольную навигацию вставят номера выходов:


В общем, светлое будущее рядом :)



Но пока есть два вопроса, о которых я хотел бы вас спросить:
1) Как лучше писать на указателях: стороны света или конечные станции;
2) Нужно ли писать Ё, или можно её заменить на Е? А то кинотеатр МолодЁжный негодует:


Стороны света или конечные станции?

Стороны света
29(26.4%)
Конечные станции
81(73.6%)

Писать ли букву Ё

Писать
91(73.4%)
Можно не писать
33(26.6%)






Советую также подписаться:


Читать по теме:
Пилотная навигация


Новости московской навигации


Новые остановки Москвы


Новая велонавигация


Tags: Москва, метро, молодцы, указатели, уличная навигация
Subscribe
promo gre4ark март 13, 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 92 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →