Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Category:

Клиентоориентирование парковки



Совсем недавно люди считали, что парковки должны быть бесплатными, и чтобы можно было припарковаться прямо у дверей. Ок, за последние годы большинство стало смотреть на мир более-менее трезвым взглядом, заявлений типа "платная парковка - налог на воздух" стало намного меньше, хотя некоторые продолжают упорно кричать о дискриминации. Но вот заявлений типа "мне неудобно платить", "паркомат не принимает наличные", "у меня нет телефона и банковской карты" остались. Люди почему-то считают, что парковки должны быть удобными, что автовладельцы - клиенты, и поэтому город должен подстроиться под всех и каждого, что, конечно же, совершенно неправильно.


Давайте посмотрим на цели платной парковки:

  • Снизить привлекательность личного транспорта для поездок по городу, особенно если вы любите оставлять машину на весь рабочий день у офиса;

  • Обеспечить возможность припарковаться, не нарушая правила и не наматывая круги по району.


Иными словами, в первую очередь платная парковка - мера ограничительная, а удобство для других, в какой-то мере, побочный продукт (но довольно хороший). Так с чего это вдруг нужно повышать привлекательность ограничительной меры?

Если посмотреть на историю вопроса, то становится понятно, что всё развитие сбора платы за парковку шло не от удобства для пользователей, а от повышения эффективности и снижения стоимости обслуживания для города. Первые паркоматы были механическими для каждого конкретного парковочного места и работали на мелочи в силу технологических ограничений. Нет монет? Ну извини, твои проблемы:


паркомат в США и Европе


Затем, для оптимизации расходов, паркоматы на два слота объединили в один:

тут, правда, начинка уже современнее

Примерно в 1980ые паркоматы научились думать, рассчитывать количество часов на разные зоны парковки и печатать чеки, в результате чего появились более-менее привычные для нас аппараты, но которые уже не стояли у каждого парковочного места - их нужно было найти, оплатить мелочью, после чего вернуться и положить квитанцию под лобовое стекло. Бедные водители, не только купюры и чеки не принимают, да ещё и ходить туда-сюда заставляют - вот издевательство то!


Лишь с развитием электроники, IT-сектора и массового распространения мобильников учесть автолюбителей улучшилась, например, в России вообще нет практики оставлять парковочные чеки под лобовым стеклом, ибо из-за позднего появления платных парковок мы перескочили этот этап, благодаря чему приложения, смс-сообщения и паркоматы в реальном времени общаются с сервером, к которому подключены устройства контроля оплаты. Но зато сейчас оплатить парковку материальными деньгами нельзя - только карточкой или с виртуального счёта. Опять обижают автолюбителей! Но сделано это только из чистого расчёта - аппарат, набитый деньгами съедает больше денег на обслуживании (одна инкассация чего стоит), плюс это очень лакомая приманка для воров. Поэтому благодаря прогрессу парковки всего мира избавились от налички.

Но если вы считаете, что паркоматы принижают достоинство, то это я ещё про парковочные диски с купонами не рассказал! Это такие штуки, которые покупаются в магазинах или на заправках, и на которых отмечается время, на которые вы припарковались:


Появилось такое в 1950ые годы во Франции, где посчитали затраты на паркоматы и отказались от них. Сначала не могли решить, как взымать плату с таких дисков, поэтому они использовались для временного ограничения на парковку, но потом их дополнили одноразовыми купонами:

Вытыкиваешь нужное время и спокойно уходишь. Позже купоны осовременили до карт со штрих-кодом и возможностью пополнять через интернет

Прикольно, да? Вот только этот способ подразумевает, что водитель не сможет оплатить парковку на месте в принципе - только покупка заранее. И ведь это ещё работает во многих странах!

Так что не надо кричать о притеснении со стороны всех и вся, платная парковка всегда была ограничительной мерой, где если хочешь припарковаться - ты принимаешь правила игры и действуешь по ним. Если же говорить о современных тенденциях, то очень скоро не останется ни паркоматов, ни дисков с купонами - платить будем через смартфон, в Лондоне такое уже давно есть:


Город от такого в плюсе - никаких расходов на покупку и содержание оборудования, 95% пользователей даже этого не заметят (доля транзакций через паркоматы в Москве около 5%), а оставшиеся 5% либо обучаться системе (в этом нет ничего страшного), либо не поедут на машине вовсе (ещё лучше).






Советую также подписаться:


Посты по теме:
Подборка постов про транспорт (в том числе и про парковку)
Tags: история, парковка, у них там
Subscribe

Posts from This Journal “парковка” Tag

  • Парковки станут меньше!

    Эти злые транспортники-урбанисты опять решили обидеть бедных автомобилистов! На этот раз они взялись за парковки: их размер предполагается…

  • Идеальна ли Прага?

    Долго не мог уложить у себя в голове, за что я люблю Прагу. Пиво, трамваи, старая архитектура и всё прочее ведь есть во многих европейских…

  • Битва Сингапура против автомобиля

    Любопытный факт: за последние несколько лет с московских улиц лишь стирали велополосы, но ярые автомобилисты свято верят, что московская мэрия…

  • Человеческие многоэтажки: новые районы Сеула

    Помните, как в советских фильмах показали праздничный переезд из коммуналок и землянок в новые хрущёвки и панельные дома? Промышленное…

  • Каким мог бы быть Петербург

    Позволю нарушить хронологию отчётов из поездки, вместо Сеула сегодня будет чешский Пльзень. Город интересен несколькими вещами: у него сложное…

  • Почему нам постоянно не хватает асфальта

    Мы смотрим на улицу и видим скопление машин, интуитивное решение в такой ситуации простое: нужно больше полос, ещё и парковок было бы неплохо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments