Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Category:

Как не стоит восстанавливать трамвай – опыт Вашингтона



На выходных случилось долгожданное – Вашингтон и трамвай воссоединились после долгих лет разлуки! Отличное событие, достойное заголовка "Есть трамвай!", но вот только за общей радужной картиной прослеживаются неприятные детали. Начать хотя бы с истории проекта: трамвай перестал ходить в городе в январе 1962, когда его мейнстримно заменили автобусами. Ошибку поняли и решили исправить - тему возвращения трамвая обсуждали ещё 10 лет назад. Но работы начались только в 2009 году и дальше понеслось: запуск обещали в 2012, потом в 2013, после строительство замораживали и вообще хотели пустить троллейбус вместо вагонов, к счастью тогда эту бредовую мысль отбили, но запуск перенесли опять. Это строительство пережило аж 3 мэров – довольно показательно. И вот на выходных трамвай домучили и пустили.

Как обычно это бывает, в честь сей события устроили праздник. Кстати, а вы замечали, что празднуют запуск только рельсового транспорта? Ни автобусы, ни троллейбусы, не встречают так, как трамвай или поезд. А всё просто – люди любят их и это событие городского масштаба:




Но на этом плюсы кончаются, и начинается реальность, очень похожая на отечественную практику. Взять хотя бы характеристику линии – она короткая, всего 3.9км с 8 остановками. Зачем нужен магистральный вид транспорта на участке улицы, которую пешком можно пройти за 40-50 минут?


И да, за это отдали $135 миллионов. Изначально сумма закладывалась куда меньше, но не только сроки были нарушены.

Расположение рельс не просто так во всём мире делают по середине дороги – это позволяет ускорять движение трамвая на перекрёстках (меньше пересечений и больше длина зелёного сигнала), а также обособить пути от остального трафика, что делает этот вид транспорта куда привлекательнее и быстрее, чем тот же автобус или троллейбус. В Вашингтоне, видимо, про это не думали:


Хотя местами пути проложены правильно, но постоянные перестроения трамвая от центра улицы к обочине не добавляет удобства и безопасности:




Не удивительно, что руководство города в открытую говорит, что трамвай не будет быстрее автобуса – это чистая правда и чистый просчёт на этапе планирования и проектирования.

Далее. Как правило, город закупает один вид подвижного состава, если это возможно, чтобы облегчить содержание вагонов и снизить издержки. По крайней мере все города с новыми трамвайными системами об этом знали. А Вашингтон устроил зоопарк: первые три 12 Trio были куплены в Чехии ещё в 2009, но были законсервированы, вторая тройка Skoda 10Т были разработаны совместно компанией Inekon и Skoda, а собраны на территории США.


А теперь организационные косяки. Пока трамвай возит всех бесплатно, но это не пиар-акция, а просто не смогли договориться и утвердить систему оплаты. Браво. Но и это ещё не всё: трамвай не будет работать по воскресеньям. Если мы говорим, что нам нужно устойчивое транспортное развитие, то о таких выходных и думать нельзя, всё-таки трамвай это не аттракцион, а вид транспорта. В остальном же, трамвай будет ходить каждые 15 минут (время, за которое можно при желании пройти всю трассу) с 06 утра до 12 ночи по будням, с 06 до 02 ночи по пятницами и с 08 до 02 ночи в субботу. В праздники с 08 утра до 10 вечера.

Единственное, что получилось в Вашингтоне хорошо - между остановкой и трамваем практически нет зазора. Тут прямо образец, как это должно быть:


Но мне кажется, что это вышло случайно.


Да, вы можете возразить, что этот трамвай всего лишь первая очередь, и дальше линия будет расти и станет похожа на трамвай здорового человека. Да, такие планы есть, хотят продлить Джоржтауна до 2022 года, но думаю вы сами понимаете, как это нереалистично звучит.

И в этом-то как раз и кроется вся неудача. Нельзя делать что-то новое и важное для города с установкой "и так сойдёт" или "доделаем потом". Первое впечатление – самое важное, особенно когда проект такой дорогой. Сейчас же жители города и администрация получила бесполезную дорогую игрушку, которая ещё и нервы портила на этапе строительства последние 7 лет. Какой шанс, что чиновники решат продлевать трамвай дальше, и какие шансы, что население поддержит это? Правильно, низкие, даже очень-очень низкие. На подобные предложения жители и депутаты будут показывать на этот огрызок, говоря "Вы уже построили, посмотрите на него. Ну и зачем нам такое ещё?". И будут правы по-своему.

Более того, у меня есть предчувствие, что в итоге линию закроют из-за убыточности и бессмысленности. Хочется верить, что этого не будет, но шансы очень велики. Зато можно ликовать – в раздолбайстве мы не одиноки.

Учитесь на чужих ошибках, не делайте как Вашингтон.


PS кстати да, трамвай пустили, а депо только строится, трамваи же в надувных времянках ночуют.




Источники фотографий: раз, два.






Советую также подписаться:


Ранее о проекте:
Немного капиталистического трамвая
Tags: Вашингтон, есть трамвай!, идиотизм, трамвай, у них там
Subscribe

Posts from This Journal “есть трамвай!” Tag

  • Узбекский трамвайный ренессанс

    Существует две вещи, полностью изменившие города: лифт и трамвай. Лифт позволил строить выше, а трамвай – шире. В начале 20 века в…

  • Есть трамвай!

    Вчера в Рио-де-Жанейро открыли первый участок новой трамвайной системы города. Трамвай, который строится под Олимпийские игры в августе, будет…

  • Есть трамвай!

    В итальянском Палермо (677 тысяч) в предпоследний день прошлого года, после 80-летнего перерыва, вновь поехали трамваи! 01. В городе открылось 4…

  • Есть трамвай!

    Многие города в своей истории совершили одну и ту же ошибку - закрыли трамвай. Многие ошибку осознали, приняв решение вернуть городу рельсы (с…

  • Китайцы отрамвайнили Африку

    Клуб городов с современными трамвайными системами прирост - в него вступил эфиопский Аддис-Абеба, в котором 20 сентября открылась первая ветка ЛРТ…

  • Прирост ноттингемского трамвая

    Позавчера, 25 августа, в небольшом (около 300 тысяч человек), но довольно известном городке Ноттингем, что в Англии, открыли вторую очередь…

  • Трамвай Эдинбурга

    Примерно год назад, 31 мая 2014 года, в Эдинбурге появился трамвай. Современный, красивый, быстрый, в общем, не смог обойти его стороной и сейчас…

  • Есть трамвай!

    30 декабря 2014 в Атланте, США, после более полувекового перерыва, открылось трамвайное движение в городе. Трамвайная сеть (точнее конка…

  • Дубайский трамвай

    12 ноября для широкой публики открылась новая трамвайная система в Дубае (ОАЭ). Проектированием и постройкой данной системы занимались такие фирмы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →