Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Изменение билетного меню с 2017




В Москве есть предновогодняя традиция: в конце каждого года происходит индексация тарифов на общественный транспорт и выкидывание ненужных билетов. Стоит сказать, что в Москве уже лучшее билетное меню в России, а в рамках этих изменений оно становится ещё лучше, несмотря на удорожание некоторых билетов и сокращение их числа. И вот почему:

Я уже писал большой материал о билетной и тарифной системах городского транспорта, но я всё же позволю себе напомнить некоторые важные моменты:

1) Город должен предоставлять транспортную услугу, близкую к понятию от двери до двери, то есть человек должен платить за маршрут пути, а не за факт прохода в транспортное средство (зашёл в автобус - заплати мзду). И уж тем более никакого разделения билетов по видам транспорта и оператора. Поэтому самая распространённая модель оплаты проезда в мире - временная, когда человек, условно, имеет 30-60-90 минут на поездку, в рамках которых он не платит за пересадки. Это вместо разовых билетов, у местных жителей так вообще безлимитные на полгода-год.

Помимо возможности организовывать пересадочную модель общественного транспорта, это также меняет психологию жителей - общественный транспорт начинает воспринимать как бесплатный (хоть и условно). Зачем ехать на машине, когда у тебя в кармане бесплатный неограниченный билет на весь транспорт города? Тут можно провести аналогию с интернетом, когда тариф за мегабайты и безлимитный - большинство берёт неограниченный и не думает о съеденном трафике, пользуюсь на 100% ресурсом, с общественным транспортом аналогично. Поэтому люди с безлимитными проездными начинают ездить больше на общественном транспорте.

2) Мотивировать людей покупать безлимитные билеты должна цена - дорогие разовые билеты и не очень дорогие безлимитные, только так. С точки зрения бытовой логики, человеку становится невыгодно каждый раз переплачивать за 1-2 билета, поэтому он берёт на месяц-полгода-год, с точки зрения города, разовые туристы и иные гости, которые редко пользуются общественным транспортом, покупая разовые билеты, компенсируют стоимость недорогих безлимитных проездных. Такая вот психология и экономика транспорта.

3) Про тех, кто ездит редко: город любо должен переманить их на светлую сторону безлимитных билетов, либо пусть они платят дороже постоянных клиентов. Тут ничего нового нет, простой маркетинг - поддерживают тех, кто часто пользуется сервисом, а не разовых клиентов. В случае общественного транспорта, если человеку уж совсем не подходит безлимитные билеты, то есть электронные кошельки.

Есть и другие тонкости, но это основные моменты, почему нужно делать упор на безлимитные проездные, основанные на времени, и почему разовые билеты должны быть дорогими. Теперь посмотрим, что готовят москвичам с 2017 года:

источник

Что мы видим?

1) Убрали часть билетов чисто на наземный транспорт - это хорошо, но надо бы вообще ликвидировать сам тип таких проездных. Только единые билеты, только хардкор;

2) Цены на единые разовые билеты подняли, а на безлимитные - нет. Это хорошо, но было бы ещё лучшее вообще убрать на 1 и 2 поездки, заменив их 90 минутами, а цену остальных разовых поднять до стоимости, близкой к безлимитным - тогда они сами по себе вымрут со временем;

3) Зачем-то снизили стоимость для прохода по банковским картам и телефонам. С учётом того, что город медленно, но верно мотивирует людей брать безлимитные билеты, такое решение провоцировать оплачивать каждый проход объяснить не могу. К тому же это работает только в метро, то есть если человек пользуется только картой, то проход в наземный транспорт для него закрыт;

4) Почему-то до сих пор остался пережиток прошлого, когда билеты в метро и на наземном транспорте были разными, для студентов. Как и в общем меню, это разделение давно пора убрать;

5) До сих пор не решён вопрос с персонификацией Троек. Я бы давно купил себе безлимит на год, но риск потери карты останавливает каждый раз, в итоге переплачиваю и беру на 3 месяца. Каждый год жду, что решат проблему, каждый раз её не решают.

Не всё идеально, но можно отметить верное общее направление реформирования. Департамент транспорта решил пойти длительным путём постепенной индексации идейно-неверных билетов на процент инфляции, а не методом шоковой терапии. В принципе, могу их понять, но светлое будущее тогда наступит чуть позже. К слову, в разговорах давно слышал тезис, что когда доля безлимитных билетов у обычных пассажиров (не льготных) будет выше 60-70%, то турникеты в наземном транспорте снимут - в них просто отпадёт потребность. В метро тоже можно было бы снять, заменив только валидаторами, но в Москве турникеты в вестибюлях часто притормаживают пассажиров, снижая пробки у эскалаторов.

В общем, покупайте правильные безлимитные билеты, это дешевле и лучше.





Советую также подписаться:


Посты по теме:
Подборка постов про общественный транспорт
Tags: Москва, общественный транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “общественный транспорт” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 341 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “общественный транспорт” Tag