Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Category:

Что не так с новыми знаками



Что случилось. Центр организации дорожного движения на прошлой неделе начал тестировать новые знаки на городских улицах. Знаки уменьшили с 700мм до 500мм на трёх улицах, а ещё на двух - до 400мм. Появилось два совмещённых знака: платная парковка и стоянка для инвалидов. Полностью убрали таблички способа постановки машины - его заменит знак зоны с видом парковки в начале улицы, а в Гранатном переулке уберут все знаки запрета остановки и стоянки.




Зачем это делают. Большое количество знаков вызывает визуальный шум. Из-за этого снижается качество городской среды - человек начинает игнорировать раздражитель. В случае с дорожным движением, водитель подсознательно может пропустить не только знак второстепенной информации типа места для стоянки или указателя на автомойку, но и важную информацию о переходе, знаках приоритета и так далее.


Чем больше скорость, тем более заметен негативный эффект - знаки просто превращаются в одну гирлянду.



Почему знаков стало так много. Хороший вопрос. Мне кажется из-за банальной попытки соблюсти все нормы без понимания психологии человека и каких-то транспортных основ. Знаки из средства донесения важной информации до водителя превратились в листы предписаний. Если до ввода платной парковки и актуализации схем организаций движения (КСОДД) знаки не доминировали над окружающим пространством, то после на одном метре улицы встречаются по 5-10 знаков. Правила и госты создавались без расчёта на такое использование - по нормативам от одной стойки знака до другой должно быть не меньше 25м. Но требования у нас соблюдаются выборочно:


Ситуацию усугубило неразборчивое и повально использование ядовитых рамок на знаках. К слову, эффективность этой меры не доказана.





Как у них. Практика разных размеров знаков, в зависимости от городской среды, распространена во многих городах мира. Часто знаки вообще не устанавливают - их заменяет разметка. Ещё бывают места, где специалисты полностью отказываются от знаков и разметки, за счёт чего повышается безопасность на улице.


Юрмала

"Беда с инженерами-транспортниками заключается в том, что, если с дорогой возникает какая-либо проблема, они всегда стараются что-то к ней добавить. По-моему мнению, гораздо лучше что-то убрать."

Цитата Ханса Мондермана (1945-2008), голландского инженера-транспортника, прославившегося на весь мир двумя концепциями, полностью перевернувшими представление о безопасности движения: раздетая (голая) улица и совместное пространство.


Вена


Что сделали в Москве. Пока работы завершены только на Большой Никитской улице и Скарятинском переулке. До среды доделают Брюсов и Гранатный переулки и Малую Никитскую.

Слева старый знак, справа - новый. Ядовитая рамка сводит весь положительный эффект на нет:


Сверху старый, снизу новый:




Зачем ставить знак конца главной дороги, если после него повесят знак уступи дорогу? Дублирование информации:




Дополнительные таблички тоже уменьшили. Тексту внутри тесно:




После уменьшения размеров стало ясно, что трубы слишком длинные - вешали либо ниже:


... либо пилили на месте:


Во многих случаях можно было бы не плодить преграды, а вешать на фонарные столбы, но в Москве с этим сложно:



Что сделали не так. Уменьшение размеров знаков и их количества - естественный путь и важная возможность сделать город красивее, а движение - безопаснее. Но если вспомнить про любовь проектировщиков к созданию иконостасов из знаков, то визуальное уменьшение не даст качественного толчка - знаков всё равно будет слишком много и суммарно они будут огромными:


Недавно ЦОДД установил новые знаки на Хорошёвском шоссе - теперь это мой любимый пример бестолковости типичного транспортного проектировщика:


Я знаю все эти знаки, но их считывание и осмысление заняло 30 секунд - всё это время внимание водителя будет сконцентрировано не на дороге, а на знаке. За эти секунды может произойти много бед. Поэтому простое уменьшение знаков и их частичное объединение не решат все проблемы - нужно более гибкое и системное решение.


Как можно сделать лучше. Доставка информации до водителя должна быть гибкой, чтобы была возможность подстраиваться под 99% всех возможных условий. Должны быть знаки для города, а не город для знаков. Тут, на мой взгляд, необходимо отойти от старых скреп и посмотреть на проблему со стороны дизайна.

Надо разделить информацию по важности. Например, знак платной парковки - основной знак, который нужен водителю. Таблички с методом парковки, временем и всем другим - дополнительная информация, которая может быть размером меньше. На примере случая с Хорошёвским шоссе, Александр Егоров решил задачу просто и эффективно, сжав нужную информацию до двух знаков:


Но это далеко не все возможности, ведь ещё можно ввести цветовое кодирование. Было:


Стало раз. Да простят меня дизайнеры за этот ад, но знаков в два раза меньше:


Стало два. Добавили цвет - теперь это парковка только для резидентов:


В Москве сейчас есть парковки разных типов: общедоступные, ведомственные, только для жителей, грузовиков и автобусов. Они бывают платными и бесплатными, круглосуточными и ограниченными по времени. А иногда всё же надо показывать способ парковки. То есть возможных ситуаций и комбинаций очень много, но они не все покрываются текущим экспериментом и новыми знаками.

Надеюсь через какое-то время пилотную зону расширят, решат проблемы с дополнительной информацией и откажутся от ядовитых бессмысленных рамок вокруг знаков. А ещё можно объединить запрет остановки со знаком эвакуации - всё равно они чаще всего вместе висят:


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...
Tags: ЦОДД, автомобили, безопасность, городские проблемы, городской дизайн, знак
Subscribe

Posts from This Journal “знак” Tag

  • Будущее малых знаков на дорогах

    По проекту предварительного нацстандарта по знакам накопился массив новостей (естественно, хороших и плохих). Давайте разбираться в обвинениях…

  • Новые знаки новым водителям

    Помните новый стандарт в области дорожного движения, в разработке которого я принимал непосредственное участие? Так вот: знаки завоёвывают не…

  • Жёлтая зараза на российских улицах

    Что известно об организации движения по улицам России? Тут не очень большой набор принципов: чем больше асфальта – тем лучше, если что-то…

  • Как ставить дорожные знаки

    Во время ходьбы по городу часто хочется очень громко материться и цитировать Лаврова. Дело не в кривых тротуарах, странных переходах или…

  • Наш стандарт по знакам приняли!

    Хорошие новости! У городов появился реальный шанс стать чище, понятнее и безопаснее. Наши дорожные стандарты страдают проблемами кабинетного…

  • Москва стала ближе к Европе

    На некоторых односторонних улицах Москвы появились знаки проезда велосипедистов в обе стороны. Можно сказать лишь одно: наконец-то!…

promo gre4ark март 13, 2018 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments