Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Улицы для всех: путь краски

Не так давно я рассказывал про страшный сон отечественного дорожного инженера, когда улицу взяли и за счёт переразметки сделали безопасной и удобной для всех горожан. Продолжим ломать стереотипы)



Бытует заблуждение, что улицы существуют только для машин. Если мы куда-то едем на машине, то полоса должна быть широкая, чтобы буферная зона сглаживала опасения водителя. Конечно же должно быть поменьше светофоров с переходами и побольше заборов вдоль улиц. Ещё должны быть парковки, да так, чтобы можно было подъехать прямо к двери. Ведь человек в машине - это царь и ему все должны.

Немного вульгарно и утрировано, но многие действительно так считают, аналогичного мнения придерживаются и дорожные проектировщики. Собственно не зря у них прямо в названии обозначена дорога, а не транспорт. В реальности же автомобильная мечта с дорогами вместо улиц и парковкой вместо общественных зон просто убивают город и людей, при этом комфортнее водителям не становится.

Но мечта и заблуждения - хитрые штуки, которые не отпускают просто так. Поэтому даже при наличии мировой истории, отечественной практики и тысяч статей с фотографиями, ответственные дяди в креслах продолжают портить город. На простое принятие ошибок на городском и государственном уровнях уходят десятилетия, столько же - на исправление этих самых ошибок.

Этот путь прошли развитые страны в прошлом веке, частично прошли мы, а Азия только подходит к нему. Если европейские города повернулись обратно лицом к человеку в конце 1980-1990 годах, то в Северной Америке к этому пришли совсем недавно. Под катом очередной пример с цифрами быстрого и недорогого пересмотра функции от главенства автомобиля, до улицы для всех.

Вводная

Это Рейнир-авеню в Сиэтле. Раньше она была такой:




Точнее большая часть улицы такой и осталась, но в 2015 году кусок улицы был переразмечен по современным стандартам. Пилотный участок выглядит так:








Что изменилось

Как любой уважающий себя город, в Сиэтле есть программа нулевой терпимости к смертям на улицах - Vision Zero (подробнее об этом: http://gre4ark.livejournal.com/384117.html). Основной принцип программы простой - люди ошибаются. Чтобы ошибки водителей не уносили человеческие жизни, надо успокаивать трафик и снижать возможность ошибки человека инфраструктурой. К примеру, если сделать островок безопасности и сузить проезжую часть у пешеходного перехода, то уменьшение буферной зоны и искривление траектории движения подсознательно заставит человека за рулём притормозить. Транспортных приёмов очень много, но в нашем случае сделали вот что:



Раньше было несколько рядов по всей длине, где-то была парковка. Теперь появился один непрерывный ряд движения прямо в каждом направлении и полоса для поворотов посередине. Перед светофорами сделали поворотные шлюзы, а на самых загруженных участках появилась выделенная полоса для троллейбусов (но только в 1 сторону).



Также была снижена разрешённая скорость с 50км/ч до 40 км/ч.

Что это дало

Трафик стал спокойнее. Если раньше на Рейнер-авеню постоянно фиксировали превышение скоростей, в том числе более чем на 15 км/ч, то теперь таких случаев стало намного меньше:


Меньше скорость - меньше аварий - легче последствия. За основу взяли усреднённую статистику по ДТП за 10 лет до старта пилота и за прошедший год. Всего стало на 15% меньше аварий, серьёзных аварий на 30%, а с пешеходами и велосипедистами - на 40%. Что самое главное - в авариях никто серьёзно не пострадал и не умер:


Через тестовый участок проезжает 5870 машин и 13000 пассажиров общественного транспорта. После перекраски улицы и ввода выделенной полосы, каждый пассажир стал терять на 3 минуты меньше. В обратную сторону, где нет выделенки, время не изменилось:


Время проезда для личного транспорта увеличилось незначительно и в пределах прогноза местного Дептранса:


Почему это было сделано



Всё просто - ради безопасности и удобства. Городу невыгодно терять людей на улицах и троллейбусы в пробке.



На опасность улицы указывали местные жители, бизнес и общественные организации, которые закидывали город петициями и выходили на улицу с требование сделать её безопасной. Город их услышал.

Что дальше

Пилотный проект признан удачным - улица стала работать лучше для всех. Департамент транспорта Сиэтла прямо так и написал в отчёте. Сейчас в разработке проект улучшений для южной части улицы, реализация запланирована на 2018 год.

Продолжится сбор данных и аналитика текущей пилотной зоны. Не всё получается с первого раза, поэтому от доработок после реализации не уйти. Так, на текущем участке уже после проведения работ пришлось делать два дополнительных пешеходных перехода.


А где велосипед!?

Внимательные читатели могли заметить, что в проекте ничего не сделано для велосипедистов. Знаю, сам в шоке и это весьма странно - обычно делают всё комплексно, а тут только упоминание велосипедистов только в статистике ДТП.

Чтобы у вас не сложилось неправильное мнение, вот результаты работы пилотной велополосы в Торонто: отчёт города



Если кратко, то пилотная велополоса на Блур-стрит обошлась в $0,5 млн, вызвала рост велосипедистов на 36%, 25% из которых - новые пользователи, которые до этого не ездили на велосипеде.



Было опрошено 1530 местных респондентов из числа жителей и представителей бизнеса, 64% поддержало новую велополосу. Через интернет опросили ещё 10800 человек, из них:
92% велосипедистов за новую велополосу
34% водителей тоже за, 6% нейтрально
73% пешеходов за, 4% не определились

Отдельно отметили мотоциклистов: 63% стали чувствовать себя безопаснее на улице.

Вместе с этим снизилось число машин с 24 500 до 20 000 (-22%). Увеличился период проезда участка, в среднем на 4 минуты в час-пик одну сторону и на 8,5 в другую, зато вместе с велополосой появилось больше парковочных мест.


Вывод

Делать улицы для всех можно быстро и недорого. Сделать разметку и поставить столбики - не гранит класть. Это эффективный метод, который можно использовать в любом городе. Уверен, скоро это дойдёт и до России.

PS кстати появилась идея провести воркшоп по переразметке улиц. К примеру, будет 3 улицы и 3 команды, в каждой будет один модератор-советник из транспортного комплекса, который обычно участвует в разработке схем организации движения для московских улиц. На один день с изучением улицы в поле и работой после за столами. А после я бы скинул результаты в департамент транспорта города - авось сдвинуло бы тему с мёртвой точки.
Согласились бы поучаствовать в таком?

Сходили бы на такой воркшоп?

Да, готов заплатить до 1000 р
7(28.0%)
Да, готов заплатить 1000-2000 р
4(16.0%)
Да, готов заплатить больше 2000 р
3(12.0%)
Да, платить не готов
8(32.0%)
Нет, не пошёл бы
3(12.0%)


источники: раз, два, три, четыре

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Магия переразметки


Города США и битва за жизнь пешеходов


Как Нью-Йорк спасает своих жителей


Безопасный Сиэтл


Бульвар в Квинсе, было-стало
Tags: США, Торонто, безопасность, велосипед, дорога, у них там
Subscribe

Posts from This Journal “безопасность” Tag

  • Как обезопасить остановки трамвая

    Скоростной магистральный транспорт чаще всего прокладывают по центру улицы. Это помогает ускорить трамвай или скоростной автобус на перекрёстках -…

  • Что не так с безопасностью детей у школ

    В Новосибирске считают установку таблички достаточным решением для сохранения жизни детей: Предполагается, что сознательный пешеход

  • Федеральные рекомендации по успокоению трафика

    Я могу оскорбить чьи-то чувства, но российские ГОСТы позволяют многое в плане организации движения. Их напридумали так много, что всегда можно…

  • Как ГОСТы мешают жить

    Отечественный человек свято верит в божественную силу ГОСТов. Если колбаса - то она должна быть по ГОСТу, носки - тем более. Чего уж говорить про…

  • Петровка: было-стало

    Сдать Петровку в рамках программы «Моя улица» должны были год назад. На домах тогда даже объявления и разъяснения для жителей висели, хотя…

  • Защита пешеходов – дело самих пешеходов

    Сегодня побывал на публичном обсуждении проблем безопасности пешеходов и обустройства пешеходных переходов. Практически каждое выступление шло…

  • Удобные и безопасные дороги

    Так вышло, что за лето много ездил по городам России. Практически везде шли ремонты улиц с яркими плакатами программы «Удобные и безопасные дороги…

  • Минус один символ Петербурга

    Сегодня города России практически все похожи друг на друга. В плохом смысле - за последние полвека в них не создавалось идентичности через дизайн…

  • Улучшайзинг бетонных блоков

    Московский комплекс ЖКХ вновь доказал две вещи: - Временное остаётся навсегда - Хочешь как лучше - получается как всегда Помните, перед Новым…

promo centercigr november 10, 10:40 4
Buy for 110 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments