Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Велосипедная бомба от китайцев



Помните я рассказывал о велопрокатах? Что бывают электрические, грузовые, с детскими велосипедами и без станций. О последних как раз и речь - сегодня этот сегмент транспортного сервиса развивается с ураганной скоростью. Дешёвые велосипеды, простой вход на рынок и модель Убера сделали своё дело - китайские улицы захламлены велосипедами, а власти закрывают целые стадионы для велоштрафстоянок.


Какая революция, какой велопрокат?

Сейчас в Китае набирают популярность сервисы по аренде велосипедов без станций - их можно брать и оставлять в любой точке покрытия сервиса. Сегодня количество велосипедов и инвестиций в новые компании превышают показатели классического велопроката. Самые популярные игроки на рынке сегодня: Mobike и ofo. Эти компании ежемесячно привлекают огромные инвестиции со всего мира, в том числе и от российских бизнесменов.

Велопрокаты стали появляться всего несколько лет назад (2014 - ofo, 2016 - Mobike ), но уже сегодня 13 городов из 15 с самым большим количеством общественных велосипедов находятся в Китае. В некоторых городах, где были прокаты со станциями, новая модель практически полностью вытеснила старые сервисы - ехать от двери до двери удобнее, чем искать станции с велосипедами. В этом году китайцы стали активно заходить в США и Европу. В некоторых городах, типа Вены, сервисы работают в тестовом режиме, но это лишь первый шаг - в планах полный захват городов.



Основные инвесторы велопроката - финансовые корпорации, ведь велопрокаты помогают им собирать данные и анализировать рынок. Раньше основными поставщиками информации были банки и сотовые компании, но они предоставляли обезличенные данные по покупкам и перемещениям в отрыве друг от друга. Для развития же бизнеса важно знать, где конкретный человек находится и что покупает, то есть узнать личные паттерны поведения. Сначала подобные данные имел возможность собирать Убер, а сегодня такая возможность есть у велопрокатов через мобильный телефон.

Велопрокат окупается за счёт транспортных поездок и это его конкурентное отличие от Убера. Ещё это кардинальное отличие от классических велопрокатов со станциями, где требуются дотации из бюджета на капитальные и операционные расходы - велосипеды дорогие и их нужно переставлять в течение суток, а сами станции надо ставить и обслуживать. Новые велопрокаты лишены по большей части этих недостатков.



В прошлом году только Mobike заполнил улицы 18 китайских городов своими фирменными оранжево-желтыми велосипедами, выпустив более миллиона штук. Причем в таких городах, как Шанхай, Пекин, Шенчжень и Гуанчжоу — их более ста тысяч единиц на город. У Mobike в планах производить до 10 миллионов велосипедов в год. Их конкуренты не отстают - ofo только с начала этого года запустился в 13 городах по всему миру.

Китайский подход

Кардинальные отличия велопрокатной революции:

  • Нет станций - меньше затрат и возможность доезжать от двери до двери;

  • Не нужно переставлять велосипеды для компенсации пиковых нагрузок - это могут делать сами пользователи за счёт игровой механики. Велосипедом в глухом районе не пользовались 5 дней - дай бонусы пользователю, который заберёт его и привезёт в центр;

  • Дешёвые велосипеды на год - сломался велосипед - выкинь и купи новый, ведь он стоит 3000 рублей (у mobike дороже, но не суть) и окупается за два месяца при 5-6 поездках в день.




Это привело к тому, что города Китая завалены велосипедами. В прямом смысле - они повсюду. Люди перестали ходить, беря велосипед для 5-7 минутных поездок. Для сравнения, в Москве среднее время проката обычного велосипеда - около 25 минут. То есть в Китае велосипеды стали реальным транспортом последней мили.

Пропал вандализм и кражи - нет смысла красть то, что и так твоё. При цене в несколько рублей за полчаса, эти велосипеды доступны каждому. Схожее наблюдалось со стульями в Нью-Йорке. Также пропала нужда в собственном велосипеде.

Возникшие проблемы



К столь стремительному захвату велосипедами города готовы не были. Разве что Нидерланды сталкивались с подобным ранее, но там велосипеды личные, а не прокатные. Поэтому регулирования не было подготовлено заранее и всё получилось как всегда. Города утонули под велосипедами:



Это штрафстоянка велосипедов в китайском городе Хэфэй на месте стадиона. Подобное случается практически в каждом городе, где власти не установили правила игры с прокатчиками. Сейчас этот процесс пытаются выправить за счёт отметок рекомендованных точек парковки велосипедов на карте в приложении. То есть создаются облачные станции, но в иной логике - помечаются места, где оставлять велосипед нельзя.



Чего нам ждать

Можно выдохнуть - пока китайцы активно заняты насыщением рынка Европы, Азии и США. Но час России близок - с учётом отвратительного качества общественного транспорта во многих городах и постоянных пробок, велопрокат сможет быстро создать транспортную альтернативу для людей. Китайские и российские инвесторы это хорошо понимают, так что у нас есть примерно полгода-год на подготовку. Если ранее стандартные прокаты со станциями сдерживались отсутствием дотаций из бюджета, то теперь такой проблемы нет.



Более того, в Альметьевске на днях заявили, что у них со следующего года начнёт работать китайский Gobike по стоимости 10 рублей за полчаса. Весьма удачно, ведь как раз в следующем году закончится масштабная программа велосипедизации города.

Вангую, что Альметьевск - первая проба. Дальше велопрокаты без станций пойдут по городам России, захватывая их пачками за раз. В этой ситуации можно либо сесть в локомотив, либо остаться на обочине.

Если Москва совсем не хочет потерять статус законодателя урбан-моды России, то такой прокат нужно привлекать и к нам. Это будет интересный проект, ведь городу придётся создать правила игры для защиты новых улиц и массово строить дорожки от велопробок. Ещё нужно будет задуматься об объединении обычного проката с новыми велосипедами. Насколько я знаю, в некоторых городах Германии Nextbike эксплуатирует оба типа велосипедов и всё нормально. Возможно, велопрокат со станциями станет только электрическим, а обычные велосипеды будут без станций.

В общем, запасаемся попкорном и садимся поудобнее - скоро общественный велосипед будет и под вашим окном. Если хотите скрываться от Большого брата, то советую оперативно купить личный велосипед, пока их не перестали производить ;)

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...
Tags: Альметьевск, велопрокат, у них там
Subscribe

Posts from This Journal “велопрокат” Tag

  • Революция Алматы

    Практически все крупные города мира гарантированно сталкиваются с транспортными и экологическими проблемами. Более того, чаще всего это…

  • Астана: холодный, безлюдный и запретный город

    Новый город – это всегда вызов. Крайне просто допустить досадную оплошность и получить мёртвый кусок земли с панельками и дорогами между…

  • Петербург: плохие улицы, лошадиная сила и вода

    Я очень люблю Петербург, но слепая любовь многих жителей вредит городу и не позволяет замечать ошибки и идти вперёд. Вместо того, чтобы бить в…

  • Новая мобильность наступает!

    Последние годы в Москве появляется всё больше возможностей жить без своей машины под окном: более-менее стабильно начинает работать наземный…

  • Велопрокат без станций Мобайк и город

    Как-то забывал похвастаться, что в мае я вёл дискуссию на Yet another Conference. Со Стасом Ивановым беседовали о сервисе Мобайк: как прокат…

  • ВелоЛейпциг

    Затянул я с финальным постом о январском Лейпциге – время исправляться и показывать велосипедные достижения города! Как и большинство…

  • Мировой велоконгресс в Москве – какие выводы?

    На прошлой неделе в Москве проходил VI Всемирный зимний велоконгресс. Это относительно новое явление в мире велотранспорта, но право проведения…

  • Как китайцы захватывают Берлин

    Помните я рассказывал про велосипедную китайскую революцию? Она пока обходит Россию стороной, но в европейских городах уже тысячами появляются…

  • Город, который смог

    Два года назад я не знал, что существует такой города, как Альметьевск. Год назад, когда я слушал мэра Айрата Хайруллина на Велоконгрессе, то не…

promo gre4ark march 13, 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 159 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →