Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Иркутская реновация: деревянные дома приносят деньги!



2008 год. Пока в Москве правит Лужков и слово реновация вызывает лишь недоумение, в Иркутске уже обсуждают идею кардинального переосмысления центра города. Старые деревянные дома под слоем пластика и рекламы с уборной во дворе не отвечают современным потребностям бизнеса, запросам горожан и желанию города стать туристическим центром.

2011 год. После реновации открыт старый-новый квартал города с деревянным зодчеством, пешеходными улицами и кафешками. Проекту так прижилось рабочее название 130 квартал, что его было решено оставить. Всё это выглядит красиво, но пока непонятно.

2017 год. В Москве бушуют страсти реновации, а 130 квартал Иркутска - самое популярное место города и источник огромных поступлений в бюджет. Бизнес думает о расширении и потихоньку начинает реконструкцию соседних кварталов.


Сравняем всё с землёй и построим новый совершенный _______ (подставить любой объект) – примерно такие принципы закладываются в большую часть проектов любого российского города. Путь бульдозера и стройки прост и понятен, а зачем усложнять, если можно сделать как легче? Так российские города обычно лишаются памятников и своей истории.


Идея 130 квартала строилась на другом подходе: создать уникальное место из имеющегося здесь и сейчас, точечно заполнив «выбитые зубы». Для этого старые дома разбиралась, осматривались и, если необходимо, реставрировались и модернизировались. Пустыри же заполняли новыми домами.



На спутниковых картах хорошо видно, что было до реновации и сейчас:




Некоторые дома дополнительно нарастили, приподняв за счёт бетонного первого этажа. Можно сказать, что это портит всё идею «историчности» места, но хочется напомнить, что каменный низ и деревянный верх – частое явление в российских городах.


Все коммуникации и зоны разгрузки убраны под землю. Для Иркутска (и Сибири, думаю, в целом) это было уникальным решением. Провода здесь убирали ещё до того, как это стало мейнстримом ;)


Здесь три улицы в трёх разных уровнях. Центральный проход:






Площадь как центр городской жизни:


Якорем квартала стал торговый центр – поток идёт сквозь дома к нему. Проход должен был продолжаться дальше, но про это как-то забыли. В итоге 130 квартал кончается тупиком торгового центра, что не есть хорошо – улицы должны быть сквозными.






Отсюда должен был пойти мост в сторону набережной. Задел есть, но что-то пошло не так. В итоге под ним парковка.


Помимо баров, офисов, кафешек и сувенирных магазинов, в 130 квартале сконцентрированы музеи и есть одна гостиница.




Кварталу больше пяти лет, но работа над ошибками улучшениями продолжается. Например, вначале забыли сделать единый стандарт обустройства квартала – некоторые владельцы зданий завесили фасады рекламой и построили капитальные веранды вместо летних кафе. Сейчас принимают регламент, что-то сносят, но общий вид всё равно местами отдаёт колхозом.




Изначально квартал должен был быть смешанным: жильё, офисы, кафе, сувенирные лавки, гостиницы – всё в одном месте. Мини-центр в центре города. К сожалению, от этой идеи отказались – квартал стал полностью туристическо-торгово-развлекательным.



Такая исключительная функция делает район скучным. Я бы даже сказал искусственным – в нём нет реальной жизни.


Ещё это и не страхует проект на случай смены условий. Сегодня поток туристов обеспечивает жизнь квартала и делает кассу, но если эти туристы по какой-либо причине исчезнут или найдут другое место – район начнёт пустеть, а заполнить пустоту будет нечем.



Другая ошибка квартала – отсутствие комплексного подхода. Внутри мы делаем комфортное пешеходное пространство, а про город вокруг забываем. В итоге вне границ хаотичная парковка, узкие тротуары и слабый общественный транспорта.


Получается замкнутый круг: люди не могут нормально доехать и дойти до квартала из-за плохих подходов – всё и вся забиваются машинами. Из-за парковок земля становится мёртвой и появляется дополнительное неудобство, что лишь усугубляет ситуацию. В итоге пространство вокруг не развивается и страдает сам квартал.


Кстати, в комплексе есть парковка. Только кому она нужна, когда можно без последствий бросить машину просто на улице, тротуаре или газоне?


В таких проектах нельзя забывать про городскую связь и ограничиваться границами непосредственного проекта – важен контекст и общий взгляд. Если отойти от 130 квартала буквально на 100 метров, то мы увидим пустые улицы и вывески аренды. Не очень хорошая ситуация для города.


Но это скорее упущенные детали, в целом 130 квартал считается успешным частно-государственным проектом. Для бизнеса вложения и старания окупились, а город получает около миллиарда поступлений в год только за счёт одного комфортного квартала. Туристы и жители получили центр городской активности и место, где проводятся городские мероприятия (чем-то напоминает Мануфактуру в Лодзи).


Сейчас в Иркутске работают над новым местным мегапроектом – Иркутскими кварталами. Да, название странное (мы ведь в Иркутске – логично, что кварталы иркутские), но концепция схожая: очистка фасадов, реставрация деревянного наследия, приспособление под новые нужды и частичная достройка. Звучит круто!


Этот проект затрагивает значительно больше территории и в нём уже учтены ошибки прошлого. Улицы будут ориентированы на пешеходов, общественный транспорт и велосипедистов. Некоторые станут пешеходно-трамвайными.


Идёт благоустройство общественных пространств:


Уже на этапе концепции принимается единый дизайн-код, чтобы собственники не портили фасады рекламой и не пристраивали веранды.


Действует проект «фасадник» - собственникам помогают очистить и восстановить внешний вид домов. Под слоем грязи, рекламы и китайского сайдинга скрывается красота!


Какие-то дома на этапе восстановления, а эти торговые ряды отстроены с нуля:


Сдержанная современная архитектура – на такое приятно смотреть! Ещё тут заботятся о сухих ногах людей – воду уводят под тротуар:


Скоро тут всё изменится!


Что удивительно, весь проект не ведёт какой-то один мегадевелопер или жена губернатора своей твёрдой рукой. Иркутские кварталы – история, как собственники договорились, а город им помогал организационно. Чудо урбанистики!

Сложно представить, во что бы вылилась иркутская реновация, если бы её затеял исключительно город. Негодование жителей, попытка сделать всё тяп-ляп и побыстрее без нормального KPI – лишь малая часть возможных проблем. Увы, но этот бюрократический стиль ведения проекта свойственен 99% городских проектов. Часто власти должны лишь координировать и направлять, а не пытаться брать инициативу только в свои руки.



Эти проекты – наглядный пример решения местных проблем и правильного развития города. Нужно не искать причины для бездействия, а находить варианты. Иркутск сложно назвать богатым городом, но здесь собственники научились оценивать потенциал имеющегося, слушать друг друга и договариваться, а город их в этом поддерживает и направляет. Так сложнее, но правильнее -хорошие проекты стоят нервов, но окупаются!

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...
Tags: Иркутск, застройка, молодцы, реконструкция, реновация
Subscribe

Posts from This Journal “Иркутск” Tag

  • Год без Иркутска

    Для большинства городов России комментарий «у вас не пздц» – очень хорошая похвала. Это грустный факт, с которым предстоит ещё…

  • Как не потеряться в микрорайоне

    Жители должны интуитивно считывать застройку местности. Это помогает сразу понять, где улица, а где двор, и направить в нужную сторону людей со…

  • Житейская самодеятельность

    Я очень хорошо отношусь к активностям жителей на местах, ведь город это не кирпичи с асфальтом, а люди. Чем сплочённее и активнее жители, тем выше…

  • Прогулка по Иркутску: набережные, зодчество, навигация, заборы и трамваи

    Я тут узнал, что иркутяне на нас обижены! Потому что к ним приезжает больше китайцев, чем россиян - из европейской части России летят либо в…

  • Как зарабатывают на Байкале

    Байкал - бренд России и основная причина туристического развития Иркутской области и Бурятии. Людям откровенно повезло, что миллионы лет назад…

  • Поставил рольставни – убил улицу

    Интересность и безопасность - одни из ключевых параметров удобного для пешеходов города. Идти вдоль забора, пустыря или автосервиса скучно, что…

  • Китайские туристы

    Туристы - это хорошо, ведь это деньги. Китайские туристы - это ещё лучше, ведь их много -> денег больше. Вроде бы простая логика, но не всё так…

  • Как Иркутск поджигателей домов победил

    Житель каждого города России может рассказать про случаи, когда исторические дома на дорогой земле в центре магическим образом сгорали, а на их…

promo gre4ark март 13, 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Deleted comment

Ну как крошечный, если самым центром считать сквер Кирова, то 130-й квартал уже довольно так себе центр.

ecostrat

1 year ago

Хорошее начинание! В Твери и Туле бы такое сделали, там пока ещё много деревянных домов осталось.
Жирный плюс за сохранение деревянного зодчества, но в общем выглядит, если честно, ужасно. Бетонные цоколи ну никак не сочетаются с деревянными домами. Реклама. Вообще, впечатление диснейленда и картонности. Выглядит не как часть городской среды, и не как музей под открытым небом, а как китайский аттракцион какой-то. В плане сохранения и реконструкции деревянного зодчества и даже деревянного градостроительства России нужно учиться у Скандинавии.
Дык диснейленд и есть.

ecostrat

1 year ago

ecostrat

1 year ago

Иркутск крутой. А вот Байкал не впечатлил.

Deleted comment

max_andriyahov

1 year ago

Deleted comment

max_andriyahov

1 year ago

Deleted comment

max_andriyahov

1 year ago

Круто! Был в Иркутске - очень красивый город.
говногород .

max_andriyahov

1 year ago

Идея хорошая. Исполнение кошмарное.
А в чем кошмар то?

blacker

1 year ago

ecostrat

1 year ago

ecostrat

1 year ago

ecostrat

1 year ago

Вот в Ростове-на-дону - да, действительно передовые методы реновации деревянных кварталов.

А это - допотопщина какая-то...
жестоко))))))))
ну хер знает, может у меня глаз на скандинавию откалиброван, но тут получился какой-то кричаще-макетный новодел а ни разу не "хорошо сохраненный и отреставрированный деревянный старый город"
Вы сравниваете с музеями деревянного зодчества наверное. Но то музеи. А тут работающие деревянные здания. Покраска масляными красками бревен практиковалась в Иркутске сколько себя помню. Там такое делали. Не знаю, почему. В других отдаленных районах Сибири срубы редко красят.
А если дощатые покрытия, тот там точно краска и никак иначе.
по спутниковым снимкам тоже как будто превратили уютнейший, утопавший в зелени райончик в какой-то аццкий парк аттрацкионов с макетами домиков а-ля рюс.
Да, по спутнику зелени меньше стало. Наверное потому, что огороды закатали в плитку.

Svetlana Nagornaya

1 year ago

молодцы!
Если честно - выглядит ужасно нелепо и искусственно. Вообще слово "искусственно" очень хорошо подходит множеству проектов в России и в этом кроются большие проблемы. Жаль, что в обществе такая большая любовь к различного рода эклектике и имитациям вместо любви к изучению и осмыслению накопленного опыта.
Кому хлопать?
Торговые ряды, на серии фото снизу - архитектор умеет работать с камнем - и с облицовочным кирпичом, и с плиткой. Подобрано по цветам, это хорошо. И ливнёвка есть. Я считаю, надо назвать фамилию. Это, конечно, не что-то особенное, но, без сомнения грамотная профессиональная работа.
Вот этот пост урбанистики здорового человека, а не урбанистики курильщика. Поздравляю Аркадий.
Почему там никто не хочет жить
а)жильё дороже, чем в 100м за пределами гетто
б)частный сектор, а ни машину, ни огород, ни хозяйство - а всё это должно быть в деревянных кварталах!
в)постоянные толпы народу, проходной двор. Никто не хочет жить на вокзале или на базаре.
Это ведь не квартал для жилья. Это просто реконструкция старого квартала. Там были старые гнилые дома, их сами собственники вряд ли ценили. Сколько у нас таких домов в России заколхожено собственниками?

Dmitry Galchinsky

1 year ago

vsvor

1 year ago

shuriken_ru

1 year ago

vsvor

1 year ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →