Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Зачем нужны турникеты и откуда их убирать в первую очередь



«Турникеты мешают пользоваться общественным транспортом? Ну извините, по-другому мы работать не умеем и не очень-то хотим. Кстати, у нас теперь есть Wi-Fi в автобусах.» - Примерно так звучали ответы чиновников на просьбы и требования убрать турникеты и вход только через переднюю дверь в наземном транспорте. Такая система прохода хорошо справлялась с поставленной задачей – заставить пенсионера пробить билет, а остальное не так уж и важно.

Борьба за комфорт пассажиров и отмену турникетов шла не только в социальных сетях. Попытки отменить этот костыль изнутри шли годами с переменным успехом. Сегодня можно проявить лёгкий оптимизм – кажется, вера в трёх китов безальтернативную силу турникетов пошатнулась.

Что плохого в турникетах?




  • Они задерживают посадку. Это не очень заметно на небольших остановках и не так критично, как пробки, но у станций метро можно встать на 5-10 минут. Это значительные потери для каждого пассажира во время поездки и стояние на ветру или под дождём во время посадки.

  • Теряется смысл низкопольных автобусов и трамваев - низкий пол нужен для ускорения посадки-высадки, а они тут искусственно очередь создают.

  • Салон используется неравномерно: у водителя может быть давка и выпирающие части тела из дверей, а в хвосте просторно. Объявления проходить и не задерживаться не работают.

  • Сложно проходить с сумками, детьми или человеку с тростью. Иными словами, турникет становится частью ритуала унижения.

  • Из-за турникетов каждый автобус лишается нескольких сидячих мест – пространство просто не используется.


Зачем эти турникеты вообще поставили?

Бывают решения правильные, а бывают – лёгкие. Безбилетники явление межнациональное, только обычно с ними борются с помощью длительных абонементов, контролёров и больших штрафов. Желание поехать зайцем на авось стремится к нулю после оплаты штрафа, соразмерного годовому безлимитному проездному. После второго подобного штрафа желание пропадает полностью.



Обычно в России проблемы оплаты проезда вешают на кондукторов: они продают билеты, следят за зайцами и вообще являются службой одного окна. Всё хорошо, но это безумно дорого, а ещё они воруют выручку. Поэтому вы не увидите кондукторов в Берлине, Лондоне, Париже, Тель-Авиве, Варшаве, Регенсбурге или маршрутке - там умеют считать деньги.

В Москве во время введения турникетов были проблемы с билетным меню, контролем и общим пониманием роли общественного транспорта. Турникеты позволили решить ровно одну вещь - заставить пенсионеров и инвалидов пробивать свои билеты в обязательном порядке. Думаете это бред? Нет, просто город компенсирует перевозчикам проезд этих людей, а эти самые перевозчики иногда завышают их число. С валидациями и общей таблицей обмануть систему сложно. Плюс перевозчик застрахован от недоплаты со стороны города.

Заодно турникеты стали своего рода театром контроля – обмануть систему не составляет труда, но вроде как система работает. Вы же заходите и видите этот турникет – значит контроль есть.

История снятия турникетов





  • Июнь 2013 года – с 17 трамвая сняли турникеты в рамках эксперимента.

  • 2014 год – поставка в Москву трёхсекционных трамваев Pesa без турникетов и входами во все двери.

  • Май 2016 – турникеты отменены на Краснопресненской трамвайной сети.

  • Март 2017 – первые трёхсекционные трамваи Витязи-М вышли на линию. Турникетов нет, вход во все двери.

  • Январь 2018 – турникеты уберут из автобусов-гармошек.



Откуда их нужно снимать?

Каким-то образом системное решение снять турникеты с маршрутов или целых систем переросло в выборочную лотерею. Снятие турникета с гармошки не улучшит работу маршрута, ведь под одним номером могут ездить разные классы автобусов. К чему это приводит хорошо известно на примере 17 трамвая и краснопресненской линии - машины с турникетами начинают тормозить безтурникетный подвижной состав.



Турникеты нужно снимать в первую очередь с трамваев, где уже больше всего машин без турникетов. Извиняюсь, за банальщину, но это надо проговорить. Иначе новые Витязи с успехом утыкаются в старый КТМ и плетутся за ним. Заодно водители бесятся из-за очередей на вход посреди улицы.

Затем нужно брать в оборот магистральные автобусные маршруты и экспрессы. Не выборочные автобусы, а систему целиком. Тем более как раз там работает значительная часть гармошек автобусов.

Какие риски и что делать?

Откуда-то нужно взять кучу новых валидаторов. Из-за антикоррупционной бюрократической машины это задача обычно растягивается на месяцы. Но будем считать, что решить это оперативно реально с помощью магии и гражданской ответственности текущих поставщиков новой техники.

Более трудная задача – наделить контролёров полномочиями. Сегодня контролёр лает, но не кусает: выписывать штрафы – можно, а задержать человека и проверить документы – нет. Это проблема даже не уровня города, а федеральная. У Москвы есть вес переломить эту ситуацию, но разыгрывать представление придётся долго и упорно, а снять турникеты совсем хочется побыстрее.



Ну и подзадача: найти этих контролёров. Нужно расширить штат, обучить, выдать форму, составить планы и так далее. Во время первых экспериментов со снятием турникетов с этим было много проблем, ведь все надеялись на авось и самосознательность людей (да-да, смешно). Затем потихоньку пришло понимание необходимости работать системно. Сегодня в новые трамваи сразу заходит бригада контролёров и обрабатывает пассажиров за одну остановку.

При массовом снятии турникетов потребуется много контролёров, тут важна шоковая терапия. То есть контроль должен появиться сразу после снятия турникетов, а не когда-нибудь потом. В противном случае люди расслабятся, а проезд зайцем станет нормой. Легче сразу воспитать пассажиров правильно, чем перевоспитывать.

А вообще, я верю, что скоро турникеты останутся в прошлом. Но это не значит, что надо прекращать тыкать на этот мазохизм и требовать его убрать. Когда-нибудь, возможно, турникеты уберём из метро и электричек ещё.

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...






Посты про общественный транспорт
Каким должен быть городской общественный транспорт? Интермодальная транспортная система 24 на 7, или как работать транспорту Об общей логике билетной и тарифной систем
Социальный транспорт Трамвай как инвестиция Где взять денег Как сделать хорошую выделенку
Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Проблема последней мили Зло от автобусных карманов Обособление трамвая: зачем и как
Tags: Москва, идиотизм, общественный транспорт, трамвай, турникет
Subscribe

Posts from This Journal “общественный транспорт” Tag

  • Столица урбантины

    Есть довольно устоявшиеся стереотипы относительно городов: Амстердам – город на колёсах и красных фонарей; Берлин – самый молодой…

  • Искусственный климат

    Кондиционеры – крайне полезное и востребованное изобретение, но его применение оставляет желать лучшего. Про испорченные фасады было сказано…

  • Автомобилисты, делитесь!

    За последние 30 лет успел сформироваться очень нехороший стереотип, что улицы принадлежат только автомобилям. То есть это не общее пространство…

  • Саратов прогнал урбанистов и вернулся взад

    было стало Чиновникам всегда страшно делать что-то новое: надо думать, объяснять людям свои действия и бороться с консерватизмом. Новые…

  • Что не так с новыми транспортными хотелками Петербурга

    Интересный Петербург город! С одной стороны, здесь есть единственное правильное внутригородское шоссе в России и самая современная трамвайная…

  • Армия по убийству Москвы

    фото news2world.net С электробусами город разберётся, и плитку ровно класть научится, рано или поздно. Но есть в городе проблема, принявшая…

  • Станция 21 века от РЖД

    Сегодня в железнодорожной жизни Москвы два больших изменения: поезда Аэроэкспресса стали останавливаться на Окружной, так что жители севера теперь…

  • Ужас из динамиков

    Поездка в общественном транспорте должна приносить приятные эмоции и оставлять после себя позитивные воспоминания. Для этого нужно много и долго…

  • Московский электробус: гордость или провал?

    С электробусами сегодня экспериментируют многие города: Минск, Прага, Гётеборг и другие. В России первые электробусы появились в Новосибирске и…

promo gre4ark март 13, 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 323 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →