Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Как в Лейпциге больше 100 лет туннель строили



В постах про Лейпциг я неоднократно писал, что тему туннеля под центром города разберу отдельно. Что же, этот час настал! Тем более тема скрытых опасностей метрополитена вызвала немало споров на неделе, а тут пример локального решения многих транспортных проблем.

В XIX веке Лейпциг был мощным центром лёгкой промышленности и крупным железнодорожным узлом. Помимо центрального вокзала на севере от центра города, здесь также были и другие железнодорожные станции иных операторов. Первые планы соединить подземными путями главный вокзал и станцию Bayerischer Bahnhof (север-юг) были приняты ещё в 1892 году.


Во время строительства нового здания центрального вокзала был заложен 675-метровый тоннель под основными путями и зданием вокзала, а также 140-метровый спуск к нему. Туннель временно закончили в районе нынешнего трамвайного хаба с коварными планами продолжить чуть позже, но Первая мировая война и дальнейшие захватывающие события помешали. В 1946 году работы начались снова, но остановились после образования ГДР в 1949 году. Сама ГДР созрела до разговоров о тоннеле в 1967 году, но стоимость проекта оказалась неподъёмной для социалистической Германии. Во время же реконструкции вокзала в 1995-2000 годах туннель под зданием разрушили, но от идеи не отказались. Северный портал старого тоннеля в 2010 году:


Новый виток истории проекта начался после объединения Германии. Первые результаты новой планировки были презентованы публике в 1995 году, а уже в следующем году Дойчебан и правительство Саксонии основали совместную компанию проектирования и строительства нового тоннеля - S-Bahn Tunnel Leipzig GmbH. Строительство стартовало 9 июля 2003 года. Во время строительства огромное внимание уделялось предотвращению движения почв и защиты близлежащих домов. Старую арку так вообще пришлось двигать на рельсах и возвращать обратно, с этим помогали голландские инженеры. После завершения строительства наблюдения за состоянием домов вблизи продолжались.


Стройка продолжалось больше 10 лет, первые поезда с пассажирами поехали сквозь тоннель в декабре 2013 года. Было построено два встречных 1,5-километровых тоннеля между центральным вокзалом и станцией Bayerischer Bahnhof с промежуточными остановками на Рыночной площади и площади Вильгельма Льойшнера.


В 2002 году смета проекта составляла 571 млн. евро: 182 млн давало правительство Саксонии, 169 - Европейский Союз, 192 - федеральное правительство Германии, 16,4 - Дойчебан и 12,8 млн. евро город. К 2010 году стоимость выросла до 960 млн. евро. Нервные клетки жителей от разрытой главной площади и перекопанных улиц в расчёт не брались.


Конструкция станций типовая, но на дизайн каждой проводился отдельный архитектурный конкурс. В итоге получились интересные уникальные станции:




Каждый тоннель имеет диаметр 9 метров и рассчитан на прохождение любых типов поездов, которые работают на немецких путях.


Спуски вниз отличаются от привычных наклонных эскалаторов советского метро - дырку рыли открытым способом, после чего просто ставили эскалаторы:








У нас очень боятся использовать голый бетон, хоть при должном проекте и реализации получается очень даже годно:



фото alex_shutyuk

Для маломобильных и просто ленивых есть лифты. Никаких кнопок связи с оператором - всё работает как дома: нажал, подождал, поехал


Для велосипедистов практически везде есть парковки. То есть если человеку надо куда-то далеко поехать, то он доезжает до станции, оставляет велосипед (или берёт с собой) и едет быстро на электричке. Вот она, многомодальная транспортная система!


Единственные встретившиеся лестницы были на станции «Рыночная площадь». Лифт и эскалаторы у противоположного выхода.




Сквозь туннель проходят 7 различных маршрутов электричек, но путями пользуются и обычные поезда.


Станции хоть и находятся в кривой, но выезжающая подножка убирает зазор между поездом и платформой:


Ещё тут проблемы с вандализмом.




Здесь нет турникетов или рамок контроля - с улицы можно сразу попасть в поезд. Безбилетников же ловят контролёры. Билетный автомат с расписанием и схемами в вестибюле:


Тут же небольшой фирменный супермаркет...


... и туалет (нашёл с трудом):


Компостер и автомат на самой станции. Напомню, что в Германии городские проездные билеты действуют в поездах в границах муниципалитета или определённых зонах.


Станционное убранство:






Крот - символ ремонта железной дороги в Германии:


Станция с подсвеченными стенами бесконечно прекрасная:


Уже представляю, что бы тут мог сделать РЖД...


А ещё я тут встретил лестницу в окно. Идеальное место, чтобы сесть с сосиской в тесте и пивом, наблюдая за поездами! Ну не милота ли?


Теперь серьёзно. В чём соль и почему проект крутой? Растянуть проект на сто лет надо уметь, но немцы молодцы, что не стали рубить с плеча и творить ошибки - транспорт такого не любит. Они смогли за счёт точечного решения создать прямые маршруты магистрального транспорта прямо в историческом центре: это позволяет людям быстро приезжать и наполнять пешеходные улицы, а также перемещаться по всему городу без хлопот и мыслях о метро.

Существующая инфраструктура + правильная организация + локальная достройка = полноценный транспортный каркас. Если какой-нибудь Петербург решится сделать подобное под центом, то город и агломерация поедут без масштабных строек метро на окраинах. В Москве же мы соединим Киевские и Павелецкие вокзалы туннелем под центром и станцией «Кремль» ;)


PS информацию о туннеле наглым образом утащил из Тунель крізь століття

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...
Tags: Лейпциг, жд, общественный транспорт, у них там
Subscribe

Posts from This Journal “Лейпциг” Tag

promo gre4ark march 13, 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments