Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Прогулка по Тель-Авиву



Израильские города я не очень люблю – слишком проавтомобильные, скучные и банально некрасивые. Это в принципе болезнь новых городов, а тут каждый город новый за исключением древних поселений. Но с Тель-Авивом ситуация другая – это тот случай, когда люди настолько дополняют среду, что каждый приезд среди однотипных домов ты находишь что-то новое для себя. Плюс за последние годы город сильно продвинулся в вопросах велосипедизации, а муниципалитет поставил задачу сделать Тель-Авива городом мирового масштаба – появляется много общественных пространств, строится трамвай, открываются данные и так далее. В общем, пойдёмте гулять ;)


Местами Тель-Авив очень похож на Россию – откровенно страшные дома с изуродованными фасадами и царство автомобиля:


Единственное, нет грязи и парковки всё же легальные и платные:


За обликом домов особо не следят. Хотя коммуникации, блоки кондиционеров и провода хоть как-то оживляют голую стенку:


Обычная улица с типовыми домами – практически все дома города такие. Зато абсолютно правильные пешеходные переходы:




Застройка Израиля пришла на эпоху Баухауса, а после остался стиль господства функции над формой – можно сказать, что в стране исторически сложилось строить просто и без деталей. Справа старый дом, а слева новый – преемственность хорошо заметна, несмотря на разницу в десятилетия:


Разве что за фасадами следят лучше и детали приятнее:




Обычный дом с типовым подъездом – просто и много зелени:


Тут жители решили устроить у подъезда парковку, прямо как где-нибудь в Твери или Ташкенте:


Реконструкция дома с надстройкой этажей:


Общую ситуацию по городу спасает озеленение – деревья закрывают собой дома:






На магистральных улицах глаза редко поднимается выше первого этажа – бизнес с витринами и уличными кафе притягивают взгляд к себе, поэтому на форму домов внимания не остаётся:


Улицы получаются очень живыми и приятными за счёт плотности, компактности и смешанности города. Бизнес создаёт то разнообразие среды, которое обычно обеспечивается архитектурой домов. Тот редкий случай, когда какой-нибудь дизайн-код скорее навредит городу.




Ценного исторического наследия как такого в городе нет. Если не брать в расчёт Яффа, то в городе есть только небольшой квартал колониальной застройки начала прошлого века. Недавно тут провели реконструкцию и сделали торгово-развлекательную зону. Тут уже дизайн-код и охрана наследия, хотя интерьеры и начинка современные:


Внутри зона без машин:


Даже доставщики еды оставляют мопеды снаружи:


Квартал находится в деловом и транспортном центре города, вокруг небоскрёбы, а тут уголок спокойствия и истории:


Контраст потрясающий. Тот момент, когда подобное сочетание не баг, а фича:




Между домов общественные зоны с водой и рыбками. Не забываем, что это всё-таки пустыня!


Интересное решение с болотцем:


Местный пляж. Как после такого можно ездить в какой-нибудь Адлер или Крым?




Бизнес встроен очень аккуратно и не перекрывает море – сверху общественное пространство, а под ним магазины и кафешки:


Вообще в Израиле проблема с детскими площадками – их стараются делать разноцветными и без мысли о развитии детей, прямо как у нас. Тут тоже первая конструкция из рекламного каталога, но хотя бы цвет нормальный:


Во время прогулки даже не думаешь, что находишься в стране, которая постоянно находится в состоянии войны. Но указатели на бомбоубежище возвращают в реальность:


... а затем мимо тебя проезжает полицейский на велосипеде и как-то опять забывается про внешнюю опасность:


В Тель-Авиве сейчас бум велосипедизации. Спасибо удешевлению аккумуляторов и росту города без контроля автомобилизации – велосипед стал дешёвой и быстрой альтернативой для поездок по городу. В этом нет чего-то нового и удивительного, но есть момент, про который многие забывают – контакт людей. Когда люди едут в переполненном автобусе, то хочется закрыться от других, когда в машине – между людьми в прямом смысле преграда. Велосипед же позволяет нормализовать отношение между жителями и наладить готовность к контакту с другими. Иными словами, велосипед – хорошее решение для социализации людей.


Большой минус всей этой истории – люди гоняют по тротуарам. Если вы думаете, что в Петербурге или Москве проблема с велосипедистами среди пешеходов, то нет – нам далеко до Израиля. Велосипеды с моторами легко могут ехать 20-30 км/ч, а электровелики тут у каждого второго.


С каждым приездом в городе всё больше велодорожек, но в основном это просто часть тротуара с разметкой:


От такой инфраструктуры страдают и пешеходы, и велосипедисты. Делать велодорожки за счёт проезжей части пока боятся:


Разве что иногда отнимают парковку для велопроката:


В целом улицы города безопасные – машины не гоняют за счёт правильного дизайна и узости. Дополнительно в последние годы вводят зоны 30 км/ч с приоритетом велосипеда:


Нужно срочно отправлять всех российских чиновников и проектировщиков учить делать безопасные улицы в Израиль. Я сейчас совершенно серьёзно.


... и доступную среду.


Главное, чтобы не смотрели на велоинфраструктуру. Например, тут велополоса без буферной зоны и с обрывом у перекрёстков. Интересно, сколько велосипедистов улетает из-за неожиданного открытия дверей или попадает в мёртвую зону водителей:


Но тротуары такие узкие, что других вариантов нет. Поэтому люди на самокатах, электроскейтах и велосипедах едут по проезжей части:


Интересное решение с велодорожкой на набережной – покрытие специально сделано рельефным для успокоения велотрафика и чтобы люди с колясками не ходили по ней.


Общее во всех проектах велоинфраструктуры – обрыв дорожек и полос у пересечений. То есть вдоль улицы у человека на велосипеде есть своё место, а перед перекрёстком всё обрывается: либо едь с пешеходами, либо с автомобилями.


Получается суматоха – непонятно куда и как ехать.




Знакомые многим маршрутки. Единственный местный плюс – они работают в шаббат. Целые сутки каждую неделю общественный транспорт всей страны перестаёт ходить, кроме маршруток. Хорошая мотивация купить машину, хотя причины пролоббированы религиозной общиной.


Сегодня в городе работают лишь автобусы, которые каждый день встают в пробку. Спасибо автомобильному развитию страны и низкому уровню развития общественного транспорта.


Строительство дорог и стимулирование покупок машин даёт быстрый рост экономики, но это количественный, а не качественный рост. После скачка всё это начинает тормозить развитие.


Относительно недавно в стране появились железные дороги – хоть какая-то возможность ездить без пробок по стране и вдоль Тель-Авива. Строительство продолжается до сих пор – скоро должны связать Иерусалим со всей страной и электрифицировать пути. Кстати, в строительстве принимал участие московский метрострой. Подробно писал об этом ранее.


Сейчас же в Тель-Авиве строят трамвай. В центре он пойдёт под землёй, но ради него уже успели снести одну автомобильную эстакаду.


Ещё в городе появился каршеринг. Сервис работает по подписке – за право доступа нужно ежемесячно платить. Оставлять машину можно на специальных и общей разрешённой парковке. Вообще не очень понятно, зачем сделали отдельные места – видимо платная парковка не справляется со своей задачей или для резидентов слишком большие скидки.


В общем, интересный город!


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Такой разный Тель-Авив
Tags: Израиль, Тель-Авив, велосипед, общественный транспорт, путешествия, солянка
Subscribe

Posts from This Journal “Тель-Авив” Tag

  • Площадь Ленина здорового человека

    Практически в каждом российском городе есть площадь Ленина. Как правило, это огромное мёртвое пространство с типовым бюстом по центру.…

  • Израиль: огонь и лёд

    Что я ожидал увидеть в Израиле? Хасидов, велосипедистов, море, быстрый телеграм без прокси и баухауз. Что я увидел в реальности: бомбардировку…

  • Таки еврейские заметки — вечерний Тель-Авив

    <- Таки предыдущая часть, там опять про Тель-Авив Есть у зимнего Тель-Авива одна особенность, благодаря которой ночью городские улицы…

  • Таки еврейские заметки — Тель-Авив

    <- Таки предыдущая часть, там про Яффу Продолжаем осмотр еврейского государства, на очереди Тель-Авив. Хоть де-юре столица Израиля -…

  • Таки еврейские заметки — Яффа

    Город Яффа, который с недавнего времени (ну как, с 1950 года...) входит в состав Тель-Авива (один переходит в другой просто), является одним из…

  • Минус эстакада, плюс трамвай

    В моём любимом Тель-Авиве власти и горожане не живут в прошлом веке - там все знают, как глупо делать эстакады в городе и как хорошо развивать…

  • Такой разный Тель-Авив

    Де-юре столицей Израиля является Иерусалим, однако, де-факто, политический и экономический центр страны всё-таки находится в Тель-Авиве.…

  • Идеальное соседство

    Торговый центр в Тель-Авиве, слева прилавок винный, справа - сырный: добавить меня в друзья Советую также подписаться:

promo gre4ark march 13, 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments