Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Сделали весёленько: минусы не исправили, а историю закрыли



Варварство в архитектуре бывает разным. Чаще всего оно бытовое: люди просто каждый день сбивают лепнину ради установки кондиционера, заменяют плохую деревянную дверь со сложным остеклением на простую железку, перекрашивают дома более дешёвой краской и так далее. На это есть много причин и проблема комплексная: у нас не умеют ценить искусство и труд своих прародителей дольше одного дня в году. Во многом это вина двух революций и нарушения потомственных связей людей с местом.

Но есть более изощрённое варварство, когда вредительством занимаются целенаправленно. Часто это даже делают за наши с вами деньги — просто человек начинает считать себя экспертом во всём и не слушает хороших специалистов. Такие эксперты проводят реконструкции, но в результате перед людьми открывается не первозданный объект в обновлённом виде, а какой-то гибрид. Москвичам такие примеры должны быть хорошо известны: Военторг, Детский мир и другие памятники варварству от Лужкова.

Реконструкция Филёвской линии московского метро — пример последнего. Каким-то образом наши чиновники решили сделать станции веселее, но совершенно позабыли про архитектуру эпохи борьбы с излишествами и перечеркнули целый пласт истории столичного метро. Точнее даже не перечеркнули, а закрыли пластиком. Попутно позабыли о пассажирах — в общем, собрали комбо.


Филёвская линия — одна из старейших веток московской подземки. Большую часть линии проложили по земле ради экономии — разработка и строительство велись в 1960-х годах, когда была активная борьба с излишествами в архитектуре. Плюс это время появления модернизма.


На большинстве платформ Филёвской линии на полу лежал асфальт, стены просто были белыми, а павильоны типовыми из стекла и бетона, но главное — никаких украшательств. Все семь открытых станций ветки спроектировал архитектор Римидалв Погребной.


Разница станций Филёвской линии особенно заметна по сравнению со станциями сталинского периода. Собственно, это и есть важная роль архитектуры: она отражает своё время, даёт представление о жизни людей ушедшей эпохи и сохраняет историю.


Экономия дала о себе знать: наземные участки оказалось тяжело эксплуатировать и поддерживать, станции стали разрушаться. Метрополитен после эксперимента с Филёвской и Бутовской линиями выступает категорически против наземных участков из-за дополнительной уборки, осадков и ограничений из-за шума. Поэтому реконструкция линии стала вопросом времени, даже обсуждались планы закрыть движение и застроить текущую трассу. Но в итоге выбрали обновление с частичным закрытием станций, но сохранением движения.


Сегодня перед нами не финальный, но результат работ, по которому можно судить о проекте. Обновлённые вестибюли и платформы открыты для всех: вместо асфальта — гранит, на стенах тематические картинки, где-то вставили стекло и пластиковые панели. Город решил обесценить собственную историю ради мишуры:


Эта история ещё хуже, чем бытовое варварство. Эта история показывает, что сейчас решения о развитии города принимают люди, которые не разбираются в вопросе.


Переосмысление наследия и истории в подобных проектах случаются регулярно, но это долгий процесс подготовки и публичных обсуждений. Можно было сохранить оригинальный вид вестибюлей и платформ, но сделать их уникальными с помощью освещения. Можно было сделать полностью новый дизайн, но сохранить одну станцию в изначальном виде. Можно было оставить оригинальные материалы и вид, но установить новую навигацию и обогреватели. Да много чего можно было сделать!


Просто представьте ситуацию, что вы сдаёте картину своего дедушки на реставрацию после потопа, а обратно получаете полотно с нарисованными фломастером солнышком и котиком на плече — просто реставратору так показалось веселее. Схожий акт вандализма проделали и тут. Только есть один нюанс: имя автора сего проекта никто не называет.


Сейчас такое решение может показаться нормальным, ведь подобного вокруг вроде как много, но наши дети уже могут не застать оригинальных примеров того времени на транспорте — их все переделают под что-то более весёленькое.


Кстати, вместе с реконструкцией линии сюда запустили поезда «Москва». Они отличаются от предыдущих версий новым салоном и доработанными деталями: в салоне некоторые места установлены по ходу движения, поручни в проходах, новая обивка, экран над дверьми, кнопки открытия дверей и так далее.


Вроде всё хорошо, но есть нюансы.


Эти поезда вместительные прошлых моделей за счёт сквозного прохода, то есть сюда вмещается чуть больше людей. Вместо приоритетной поставки таких вагонов на загруженные линии, их отправляют на Филёвскую линию.


Вопрос дискуссионный, стоит ли оно того: либо открывать линию со всеми обновками сразу для вау-эффекта, либо спасать перегруженные участки. Мне второй вариант кажется лучше.


Но, как водится, это ещё не всё! Видите это место для инвалидов в новых вагонах?


А видите тут где-нибудь пандус или спуск?


Вы поняли всё верно: станции забыли сделать доступными для маломобильных при обновлении линии. Они практически снесли и построили с нуля вестибюли и платформы, но не сделали лифты.


Ещё раз: наземные станции метро, но лифтов нет. Какая религия заставляет так издеваться над пассажирами?


Можно закрыть глаза на варварство по отношению к истории, но игнорировать такое пренебрежение к собственным горожанам и пассажирам точно нельзя.


P.S. немного использовал мысли из материала Стрелки Мэг.

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Здесь вам не рады


Как закапывают в землю символ московского метро
Tags: Москва, архитектура, дизайн, метро, общественный транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “метро” Tag

  • Восстановление истории

    В поездках по миру многих восхищает преемственность и сохранность архитектурных деталей: исторические двери без следов ежегодной краски,…

  • Станции новые, а ошибки старые

    Хороший новости! Град московский научился нанимать дизайнеров и делать красивые вещи. Часто это сложно признать, не везде это заметно, но это…

  • Что пошло не так с указателями в метро

    Четыре года назад на Лубянке и Кузнецком мосту появились новые указатели на станциях, переходах и в вестибюлях. За это время новые указатели…

promo gre4ark март 13, 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →