Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Category:

Вас убили? Виноваты сами!



Каждый из нас может погибнуть на улице рядом со своим домом или у работы. Смертность от аварий у нас в разы больше европейской, несмотря на наличие целевых федеральных программ, армии дорожных полицейских и километров заборов. Проблеме уже много лет, но темпы снижения крайне низкие, и есть большая вероятность, что скоро она опять начнёт увеличиваться. Пока что самый большой вклад в сохранение жизни россиян сделали автопроизводители, которые ежегодно делают машины умнее и спасают своих покупателей от гроба или тюрьмы.

Западные страны давно прошли путь кровавых улиц и дорог, там тоже пытались строить подземные переходы, запрещать переходы и велосипедистов, повышали скоростной лимит на улицах и даже сооружали заборы на каждом шагу: деньги уходили, отчёты были красивыми, а города становились всё кровавее и ужаснее. Поэтому политика была изменена: в авариях и жертвах виноваты не обычные люди, а проектировщики и представители власти – каждый из нас ошибается, поэтому при создании инфраструктуры нужно это учитывать и закладывать «защиту».

Невероятно, но новый подход сработал: изменение дизайна улиц и зон ответственности обезопасили улицы и спасли миллионы жизней! К сожалению, в Туле и большинстве других городов России про иные подходы не слышали, поэтому полицейские и чиновники продолжают перекладывать ответственность за ошибки на жителей, тратить бюджет на бесполезные знаки и спокойно ждать пенсии в тёплом кресле.

Это прозвучит дерзко, но именно ГИБДД сегодня убивает многих россиян. В ведомстве не видят проблемы в шокирующем числе жертв улиц, у них всегда виноват либо сам человек (он что-то нарушил!), либо недостаточный бюджет. Виноваты все, но не они. Нужно ли говорить, что в училищах полицейским не рассказывают про влияние дизайна проезжей части на поведение людей: как широкие полосы провоцируют высокую скорость, зачем делают островки безопасности, как правильно организовывать пешеходные переходы, почему при столкновении на скорости 50 км/ч шанс выжить намного выше, чем при 60 км/ч и прочие самые простые базовые вещи. Об этом не написано в КоАПе, а ГОСТы дают перечень решений без учёта теории и общих принципов.


Обычно полицейские первыми выступают за превращение обычных улиц в дороги и вообще стараются решить проблему пробок, хотя это вообще не их сфера работы. Поэтому при появлении средств они первыми агитируют за добавление ещё одной полосы, установку заборов, яркие знаки каждый метр и прочие глупости. В итоге днём у нас самые широкие пробки в мире, а по вечерам трассы смерти под окнами жителей.


Нормальных специалистов в области транспорта и безопасности у нас нет, их даже не учат, поэтому дорожные юристы заняли вакантное место, руля бюджетом и городами. Простой пример: у ГИБДД нет функции согласования проектов организации движения и проектов новых улиц порядка 5 лет, но чиновники всё равно продолжают направлять им всю документацию, чтобы потом не разбираться с их штрафами и решениями в судах. Доходит до абсурда, вроде заборов вдоль парковки:


Возьмём несколько пешеходных переходов в центре Тулы, где были замечены модные таблички с цитатой из ПДД. Опустим на мгновение логику и причинно-следственную связь, а просто посмотрим, как они должны быть сделаны для повышения безопасности без цитат из книжки:


Безопасность перехода достигается не количеством краски или знаков, а вовремя замеченным человеком на переходе. Поэтому самое первое и важное – подсветить зону перехода:


Но даже так человек за рулём может отвлечься и не заметить пешехода – нужно сделать островок безопасности, чтобы искривить траекторию движения и подсознательно заставить человека сбавить скорость ещё на подъезде. А лучше вообще сделать переход приподнятым, тогда все точно будут притормаживать.


Другой переход, но табличка та же. Здесь всё сложнее: траектория проезжей части даёт возможность влететь в поворот и раскидать людей как в боулинге. Это результат проектирования улиц по стандартам для загородных дорог:


Примыкания и радиусы должны заставлять притормаживать, а не входить в поворот на скорости. В нормальной ситуации этот поворот должен быть примерно таким:


За стоимость одного подземного перехода можно обезопасить большинство опасных переходов города: подсветка, островки безопасности, сужение слишком широких мест и исправление неправильных перекрёстков не стоят так дорого. Кроме того, можно использовать быстрые решения с разметкой или пластиком со столбиками:


Как только каждая авария начнёт расследоваться как преступление, а фокус правосудия сместится с кары для обычных людей на специалистов, армия полицейских и чиновников быстро пойдёт искать в магазинах стандарты по проектированию улиц из Европы и США. Это будет прекрасная Россия будущего, где человеческая жизнь каждого из нас будет цениться выше стоимости закупки ядовитых рамок, краски или заборов.


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Как проектировать улицы


План достижения нулевой смертности на улицах Лондона


Опять им с людьми не повезло!
Tags: Тула, безопасность, пешеходный переход
Subscribe

Posts from This Journal “безопасность” Tag

  • Спасаешь островки безопасности? Да ты почти экстремист!

    Друзья, я к вас снова с островками безопасности и... политикой. Знаю, вам могли надоесть эти темы, но тут какой-то адовый выплеск идиотизма.…

  • Опасная безопасность на московских улицах

    В разных районах Москвы сейчас идёт сразу несколько программ реконструкции улиц: где-то кладут кабельные коллекторы, где-то мостят всё гранитом,…

  • Транспортной революции нужна ваша помощь!

    Я неоднократно рассказывал вам про наш стандарт новых дорожных знаков — с ним были некоторые проблемы, но с мая этого года он стал ГОСТом,…

  • Островок раздора. Или как вас хотят убить.

    На картинке выше — островок безопасности. Тот случай, когда название говорит само за себя: это штука на проезжей части, которая может спасти…

  • Техника для города

    Несколько лет назад я посмел написать, что трактор Беларус — плохая техника для города. Тогда я выслушал много интересных версий о себе, но…

  • Каким мог бы быть Петербург

    Позволю нарушить хронологию отчётов из поездки, вместо Сеула сегодня будет чешский Пльзень. Город интересен несколькими вещами: у него сложное…

  • Архитекторы спасают Иваново

    **у этого материала есть спонсор** У города Иваново много проблем. У российских городов в принципе очень много проблем, но не везде их пытаются…

  • Волгоград смог, сможете и вы!

    В России очень трепетное отношение к дорогам. В идеале многих, это место должно отвечать двум критериям: чтобы подвеску не убивало и можно было…

  • Зачем обособлять велодорожки

    Есть много веских причин, по которым люди должны больше пользоваться велосипедом. Например, это полезно для здоровья и положительно влияет на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments