Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Что такое современный трамвай



В рассказах про современный общественный транспорт и плюсы трамвая многие допускают банальную ошибку – они рассказывают, но не показывают качество сервиса. Проблема простая: в России на сегодня современного трамвая просто нет, ближе всех к этому подошёл Чижик в Петербурге, но даже в Москве с её многомиллиардными бюджетами далеко до европейского уровня.

Современный трамвай – это не просто новый вагон без ступенек, это в первую очередь качественный сервис, где подвижной состав – небольшая составляющая поездки. Поэтому простая закупка новых вагонов не решит проблему: нужно следить за качеством путей, строить платформы, вводить правильные билеты и нормальное расписание. Даже банальная мойка трамвая и стиль объявлений внутри – даже это важно!

Сегодня я постараюсь исправить несправедливость и наглядно показать, что такое качественный общественный транспорт и зачем нужен трамвай. Для этого мы покатаемся по улицам швейцарского Базеля и его зарубежным соседям, заглянем в трамвайное депо и посмотрим на историю.


Организация

Население самого города около 200 тысяч, но с учётом агломерации здесь живёт 500 тысяч. Трамвайное движение существует с 1895 года, за прошлый век была демонтирована одна линия внутри города и обрезаны линии в Германию и Францию. На вопрос «почему у вас не было трамвайного погрома?» ответили довольно просто: не было автомобильного лобби, которые были в соседних городах. При этом, потерянная линия внутри города сегодня заменена автобусами и не справляется с потоком людей – есть планы вернуть туда трамвай. К соседям же линии уже проведены.

граница между Швейцарией и Германией с трамваем – участок запустили в 2014. Во Францию трамвай вернулся в 2017 году

В транспортную систему города входят трамваи, автобусы, электрички и поезда. При покупке билета вы можете перемещаться на любом виде транспорта внутри зоны бесплатно, даже на немецких поездах дальнего следования, если они вдруг имеют несколько остановок.


В самом Базеле работают два оператора: внутригородской BVB и, условно, областной BLT. Для пассажира различие лишь одно: трамвай или зелёный, или жёлтый. Разделение же сделано для возможности запуска трамвая на жд линии – жёлтые трамваи BLT специально приспособлены для этого и имеют специальные разрешения. Например, железные дороги требуют прямой выход из кабины на улицу. Аналогично работает трамвай в Карлсруэ, про который я недавно рассказывал.


Конкуренции за пассажира между операторами нет – город заключает договор на обслуживание маршрута и прописывает требования к качеству поездки. Например, с 6 утра до 8 вечера операторы должны держать интервалы 7,5 минут на каждом маршруте, а максимальная заполняемость салона должна быть не более 60%. Последнее требование как раз нарушается в часы пик на автобусном маршруте, где когда-то ходил трамвай.


Все трамваи длинные:


Иногда внутри устраивают концерты. На такие случаи у водителя есть звуковое объявление с просьбой не давать деньги музыкантам.


В городе есть несколько центральных хабов, где можно быстро и удобно пересесть на нужный трамвай. То есть система работает по типу метро: одна линия – один маршрут и хабы-пересадки. Понятно, что в центре некоторые маршруты ходят по одной улице, но дальше они разъезжаются. Возможность пересадки без перехода улицы с той же остановки вообще довольно существенный плюс наземного транспорта. Про привокзальную площадь я уже частично писал:


Другая площадь, схема движения которой взрывает мозг. У трамваев в Швейцарии, кстати, приоритет даже на пешеходных переходов – прямо как в Чехии.


Зато тут сохранили старый павильон:


Автобусы практически все гармошки. Компенсационный автобус на время ремонта линии:


Сама реконструкция:


Внутри города работают 9 маршрутов и 74 км путей, в том числе линия в 2,8 км во Францию и 2 км в Германию. Линии в соседние страны строили за счёт Швейцарии, чтобы соседи не приезжали в Базель на машинах, но обслуживание идёт на средства немецкого и французского бюджетов. Также заграницу могут ходить лишь определённые типы трамваев – французы долго и муторно сертифицируют каждую модель, поэтому на линии работает только одна модель, а у немцев особые требования к оптике.


В 2017 году трамвай перевёз 90 миллионов пассажиров. В последние годы есть тенденция к снижению числа пассажиров летом из-за развития велодвижения. При этом трамвай является основным транспортом города – несколько лет назад на него приходилось 32% всех поездок в городе за день, а на личный автомобиль – 14%, но это считали ещё до запуска линии во Францию.


Сейчас у городского оператора работают в основном новые трамваи от канадского Бомбардье, 95% всех составов низкопольные.


Программа развития транспорта принимается сразу на несколько лет, текущая принята до 2021 года с ежегодным финансированием по 75 миллионов франков каждый год (~4,9 млрд рублей). Координация между разными операторами, кантонами и муниципалитетами осуществляется специальной комиссией. При этом городской оператор по своей форме ближе к Мосгортрансу: действует от своего имени, владеет инфраструктурой, получает субсидии на это из бюджета и управляется специальным органом из 7 человек (5 представителей от города, 1 выбирается сотрудниками и ещё 1 от кантона).


На улицах

Я уже писал, что центр Базеля преимущественно пешеходно-велосипедный с трамвайными улицами. Если вам нужно в центр или проехать напрямую, то проще это сделать именно на трамвае – планировка пешеходных зон способствует уменьшению поездок на машинах и росту поездок на трамвае:


У трамвая везде приоритет движения, заминку я увидел лишь... в Германии. Трамвайные пути тут пересекает проезжая часть, а люди массово тормозят перед границей для заполнения деклораций на возврат НДС:


Стандарт остановок: павильон с освещением и билетный автомат. Но есть одна особенность: в Базеле проходит карнавал и люди часто залазят на остановки, что не нравится городу. Решение вышло изысканным – частокол из треугольников:


Салоны городского оператора сделаны под дерево. Сначала я подумал, что отсылка к старым трамваям с деревянными сидушками, но оказалось иначе: пассажиры сами выбрали такой тип из соображений гигиены, мол мягкие сидушки забиваются грязью.


У пригородных трамваев внутри есть вай-фай – поездки пассажиров дальше, поэтому нужно чем-то занять людей во время пути через поля.


Пути... пути идеальные. Никакой тряски или вибрации даже при проезде стрелок:


Тем не менее, у местной филармонии пути уложены на вибропоглощающую плиту:


Депо

Но переместимся в депо! Сходим в депо городского оператора:


Здесь есть историческая часть и новая. Новую построили недавно на месте сгоревших построек:


В духе Швейцарии вышло бетонно-серьёзно-стильно:


Как и другие новые постройки, здесь зелёная крыша, а часть дождевой воды идёт на мойку трамваев:


Здесь трамваи ночуют и проходят осмотр. Для ремонта есть другое депо рядом, но туда не получилось попасть. Днём тут малолюдно и тихо:


Зато можно покататься на дрезине-трамвае! Используется для пиара и рекламы:


Пути для осмотра и мелкого техосмотра трамваев:


Аппарат для засыпки песка. Трамвай может подсыпать песок на пути в случае скольжения (лёд или листва), хотя пользуются здесь этим довольно редко.


Место диспетчера, где составляют расписание и направляют трамвай на нужный путь. Стрелки в депо все автоматические – сотруднику нужно лишь нажать нужное место, а компьютер сам всё переведёт. Также на экране отображаются все трамваи:


У каждого рабочего есть свой набор инструментов, но он всегда может взять из общего набора необходимое:


Днище гладкое, ведь сейчас практически всё оборудование размещают на крыше.


В депо трамваи моют, при этом здесь смягчают воду солью и используют городскую воду, дождевую и уже использованную:


Но интереснее всего трамваи после аварий. В случае серьёзного ДТП трамвай выбывает примерно на год: страховые очень долго разбирают случаи, а если авария случилась во Франции или Германии, то всё становится ещё веселее.


Чисто, аккуратно и открыто – примерно так можно описать депо. Нас просто пустили через ворота без переписывания паспортных данных или допроса, лишь выдали по жилетке.


История

В городе есть и другие трамвайные депо. Одно из них частично используют для хранения исторических трамваев:


Здесь собраны практически все трамваи города за все периоды, только конка не сохранилась. Иногда они выезжают в город:

Сохранность очень радует:


И кресла с перекидывающимися спинками, чтобы всегда ехать по ходу движения:


Но особенно меня порадовали вагоны без стен:


... и вагон-ванна. Только конкретно эти вагоны не пускают – боятся обрыва контактного провода. Хотя в Вене такие ездят.


Старые массовые вагоны город продаёт в другие города, а иногда использует для обслуживания путей. Например, для уборки снега:


А когда нам такое?

Вот такое вот прошлое и настоящее современного трамвая. Нам до такого уровня ещё далеко: у нас трамвай это либо вагон в вакууме, либо вообще транспорт для одной бабушки на старых рельсах. Чтобы достичь такого уровня нужно в целом делать город комфортным для людей, проводить правильную транспортную политику в масштабах агломерации и инвестировать в развитие жителей – только в этом случае трамвай как инструмент выстрелит и ваша работа сполна окупится. Пока россиян устраивают маршрутки и ПАЗики, трамвай продолжат закрывать и уничтожать.


Спасибо Олегу, пресс-службе BVB и Martin Häfliger за помощь!

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:



Транспорт Риги Транспорт Праги Транспорт Варшавы Транспорт Казани
Транспорт Стамбула Скоростной трамвай Волгограда Киевский скоростной трамвай Музей транспорта в Лондоне



Tags: Базель, общественный транспорт, трамвай
Subscribe

Posts from This Journal “трамвай” Tag

  • Чему нас может научить Таллин

    Таллин в прошлый приезд показался мне холодным и мёртвым городом. То есть вроде всё аккуратно и на своих местах, но жизни нет. Меня очень…

  • Волгоград – столица пыли России

    Впервые в Волгограде я побывал четыре года назад. Город настолько сильно поразил меня своей ушатанностью, что в следующие года я старательно…

  • Кёльн: современный, средневековый и автомобильный

    Кёльн это 3 в 1 – упаковка одна, а внутри всё разное. Город довольно скучный даже по немецким меркам, но о таких современных проектах…

  • Так могла бы выглядеть Тверь

    Знаете самую главную проблему малых и средних городов России? Они деградируют по всем фронтам и чаще всего вымирают – люди бегут в более…

  • Неожиданный Страсбург

    Логистика во время путешествий – отдельный вид мазохизма, от которого ты в итоге получаешь наслаждение. Путешествовать железными дорогами…

  • Женева – самый нешвейцарский город Швейцарии

    Швейцария по своему устройству конфедерация, где основные органы принятия решения находятся на уровне областей и муниципалитетов. В каком-то…

  • Из Испании во Францию – Лион

    На Барселону глянули – время посмотреть на французские достижения в области городского дизайна и среды! Если честно, то я не ждал ничего…

  • Столица урбантины

    Есть довольно устоявшиеся стереотипы относительно городов: Амстердам – город на колёсах и красных фонарей; Берлин – самый молодой…

  • Новости московских улиц

    Программа реконструкции улиц Москвы в этом году не наделала много шума: в основном это были небольшие переулки или улицы вне центра, да и сами…

promo gre4ark march 13, 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →