Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Рига, ты можешь лучше!



Рига мне чем-то напоминает Прагу и Петербург: застройка, брусчатка и новые трамваи – вылитые улицы Праги, но стоит зайти за угол, как уткнёшься в машину, обшарпанный дом и твой любимый трамвай уже стоит в пробке – прямо как в Петербурге!

Ещё Рига не меняется. Обычно такое слышат в хорошем контексте, но здесь иначе – город не развивается, а живёт на старом заделе. Это, конечно же, уже тревожный звонок, ведь население стремительно уменьшается, а соседи на всех парах идут вперёд.

Центр Риги прекрасен, но если опустить взгляд от домов на тротуар, то вы увидите это:


Пространство улиц ограничено, особенно в центре города, поэтому им нужно распоряжаться с умом. В мире давно принята простая концепция: пешеход, велосипедист, общественный транспорт, полосы для машин и парковка. Если места для всех не хватает, то начинают кого-то убирать с конца. Распределение сделано на основе занимаемого места и права людей на город: каждый из нас пешеход, поэтому ему везде почёт, а ещё в таком состоянии занимается всего половина квадратного метра площади и улица может вместить максимальное количество людей. Велосипедист тоже занимает мало, безопасен для экологии и полезен для здоровья, трамвай или автобус перевозят много людей, а занимают места как несколько машин.


Рига позиционирует себя туристическим городом, но в тот же момент не даёт бизнесу развиваться и привлекать людей. Говорят, некоторые кафе просили убрать парковку, на что город ставил условие оплаты машиномест. В общем, муниципалитет пилит сук, на котором сам же и сидит:


Вера в право на автомобиль среди жителей и чиновников пока сильна. Например, это одна из центральных улиц, её реконструкцию закончили в этом году:


Из плюсов: мощение, в том числе дружелюбная брусчатка для пешеходов и велосипедистов; немного деревьев и всё.


Здесь попытались уместить пешеходов, велосипедистов, трамвай и машины. Места не хватает, поэтому для пропуска трамвая водитель должен заехать на велосипедную часть, при пропуске велосипедиста – на трамвайную. Часть тротуара отдана под парковку, а открытая дверь водителя может быстро скинуть велосипедиста на землю или на капот машины.


Не были сделаны даже платформы для трамвая или хотя бы венские платформы:


С безопасными платформами в городе вообще всё печально. Местные говорят, что даже в Даугавпилсе их больше, чем в Риге. Новые большие трамваи просто выпускают людей под колёса машин:


С общественным транспортом особых изменений нет ещё с советских времён. Разве что технику новую закупают, но с прошлого моего поста ничего кардинально не поменялось. Разве что щётки на колёсные арки стали клеить, чтобы зимний дрист не летел в пешеходов и велосипедистов:


Про велоинфраструктуру тоже уже был пост, но тогда многие не поверили в наличие велосипедистов зимой. Они есть, число людей на велосипедах выросло на 40% за последние годы. Сами дорожки были сделаны примерно 4 года назад, после чего развитие затормозилось.


Многие велодорожки нужно будет переделывать, ведь их сделали за счёт тротуара и слишком узкими – в итоге неудобно и пешеходам, и велосипедистам:


В прошлом году местные активисты нарисовали велополосу на центральной улице города. Сделано это было после заявлений города о дефиците места, мол нет метра для ваших дорожек. Велополоса вошла, а жители сначала даже решили, что это власти одумались. Затем коммунальные службы пытались стереть разметку, им начали мешать велосипедисты сидячей забастовкой, вызвали полицию и началось веселье. Полосы стёрли, но в этом году активисты повторили свою акцию, но уже без такого внимания. Та самая улица, на которой не хватило места:


Местное сообщество велосипедистов даже устраивало митинг за развитие велоинфраструктуры:


Власти пока не торопятся развивать безопасную велосеть, но имеющиеся дорожки и полосы содержат в хорошем состоянии. Тротуары вдоль домов должны убирать собственники, а полосы чистит город. Соли на это не жалеют, поэтому зимой можно ездить абсолютно безопасно.


Ширина позволяет убирать трактором, а небольшие резиновые делиниаторы защищают место от заезда машин. В Москве так делать не умеют:


Только какой в этом смысл, когда многие дорожки и полосы начинают из неоткуда и ведут в никуда?


С велопарковками тоже беда – город не занимается этим. Говорят, что за последние годы появилось много городских велосипедов благодаря б/у из Нидерландов: срезанные полицией велосипеды продают на аукционе и часть идёт в Ригу – так жители пересели с горных велосипедов на городские.


Платная парковка вышла за пределы туристического центра и дошла практически до спальных районов:


Один из руководителей города получил прозвище «20 процентов» за введение карты рижанина – она даёт скидки на парковку, билеты в общественный транспорт и другие вещи. Каждая транзакция идёт через специальную контору и взимается процент. В общем, умеют тут вводить выгодные предложения ;)


После трёх неоплаченных штрафов за парковку дарят колпак:


В центре довольно много заброшенных территорий, которые сейчас силами бизнеса и активистами приводятся в порядок. Тут была подстанция скорой помощи, а сейчас бары, мастерские и офисы. Изначально это был временный вариант до подготовки проекта застройки и сноса, но одумались и решили часть строений и контор сохранить, дополнив их новыми домами:


Город довольно неплохо бдит за состоянием фасадов и домов в центре. За нарушения штрафуют, а при ремонте дают временные налоговые льготы.


Иными словами, следить за своим имуществом стимулируют с помощью кошелька.


Советские спальники успешно деградируют:


Отличий от российской действительности не наблюдаю. В соседнем Таллине с этим всё намного лучше:


Нашёл только один дом после реконструкции. Судя по всему, сверху достроили мансарду или просто сделали общественное пространство:


Со школами всё чуть лучше – их приводят в порядок на деньги Евросоюза. Обратите внимание, что нет периметров из заборов, зато есть подсветка перехода и ограничение скорости 30 км/ч:


С детскими садами чуть больше вкусовщины, но тоже видна работа. Стоимость, энергоэффективность и другие примеры работ можно посмотреть здесь.


С советскими спальниками есть два пути развития: достройка мансард и реконструкция домов за этот счёт или точечная достройка по периметру и внутри огромных дворов. Без этого сложно что-то сделать с однотипными серыми домами – качество среды и квартир крайне низкое, поэтому местность деградирует и теряет жителей. Также нужно создавать условия для бизнеса и рабочих мест. Московский вариант сноса и веерного переселения слишком дорогой, поэтому его даже не рассматриваю.


Сейчас пустующие дома занимают ребята из Free Riga, выступающая посредником между городскими чиновниками и собственниками для временного использования жилья. Про них я писал отдельно.


Кстати, недавно в городе ввели налог на дождевую воду: если водослив с крыши ведёт в городскую канализацию, то дом должен платить городу специальный налог.


Нового строительства в городе очень мало:


Из плюсов: невысокая этажность, попытки создать уникальный вид при типовом проекте и доступная среда. Минусы: двор-парковка даже при полуподземном паркинге, расстановка домов без создания закрытого двора. Чуть лучше советского наследия, но кардинальных изменений нет:


Тут даже площадка для баков из 1980-х, только её покрасили и высадили несколько деревьев сзади:


Я сначала даже подумал, что это просто реновация старых панелек:


Рига сегодня – красивая витрина с бардаком внутри. Смотришь фотографии умиляешься, а потом город плюёт на тебя во время ходьбы пешком, езды на общественном транспорте или велосипеде. Не удивительно, что жители так зависят от автомобиля – на красивые дома приятнее смотреть из машины, без контакта с неудобными улицами или дворами. Видно, что Евросоюз даёт деньги, но их распределение и эффективность работы мэрии под большим вопросом для меня – финансирование не прибавляет компетенции, а смена рублей на евро – не залог эффективности. Пора уже как-то стряхивать налёт совковости и идти вперёд, а то скоро жителей не останется.


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Мои путешествия


Транспорт Риги


ВелоРига
Tags: Рига, велосипед, застройка, общественный транспорт, панельки, парковка
Subscribe

Posts from This Journal “Рига” Tag

  • Отсталая брусчатка и хороший асфальт

    Асфальт – довольно молодое явление в жизни городов. Сначала его применяли точечно для пешеходных переходов вдоль брусчатки, а потом начали…

  • Новая жизнь советской архитектуры Риги

    К моменту распада СССР население Риги составляло почти миллион человек. С вступления в Евросоюз в 2004 году и по сегодняшний день 200 тыс. латышей…

  • ВелоРига

    Поездки по городам бывшего СССР многие воспринимают с ухмылкой, мол не хватает денег на нормальное путешествие, вот и едешь по местам бывшей…

  • Рижские снежные билеты

    Мэр Риги на проводе: Внимание автоводителей! Завтра в понедельник 11.01.2016 будут работать "снежные билеты". Автоводителям общественный…

  • Рига

    В Риге я уже был в прошлом году, ничего особенно нового в городе не произошло, но это не делает город менее прекрасным. 01. Сталинская высотка в…

  • Как в Риге переделывают советские садики

    Все мы помним серые типовые детские садики позднесоветского периода. Скажем так, красоты в них нет, как нет и каких-либо деталей, которые отличали…

  • Транспорт Риги

    Что может быть увлекательнее написания поста? Конечно же написания поста о транспортной структуре какого-нибудь города, с которого стоит брать…

  • Рига

    Рига — столица Латвии и самый крупный город Прибалтики с численностью населения порядка 700 000 человек. В городе я был впервые, и, если честно,…

  • Почему я не катаюсь?

    Газета The Guardian провела интересный опрос "Что отталкивает вас от использования велосипеда в городе". Предлагаю посмотреть на топ-10 причин:…

promo gre4ark march 13, 16:38 5
Buy for 500 tokens
Лучший способ рассказать о своём товаре или услугах и поддержать проект – заказать у меня рекламу! Блог просматривают более 100 тысяч раз в месяц десятки тысяч уникальных пользователей, которые знают толк в новинках и смогут оценить по достоинству хорошую рекламу! Статистика…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →