Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Как скоро накроет Красноярск?



В Красноярске я бываю примерно раз в год, и последние лет пять ездить туда было тяжело: друзья, родственники и даже вид родной школы вызывали позитивные эмоции, но состояние города удручало. Многое познаётся в сравнении, даже самые ужасные и неправильные вещи со временем замыливают взгляд и начинают казаться нормальными – у меня такого не было, поэтому каждый год я видел падение города в бездну.

Сейчас у города ещё очень много проблем, но всего за год успели исправить и улучшить отдельные места в историческом центре. Есть впечатление, будто бы новое руководство города и жители стали осознавать самые вопиющие проблемы и ошибки, но пока идёт лечение симптомов, а не самой болезни. При этом, как обычно бывает, если в одном месте все делают шаг вперёд, то в другом – два шага назад.

Начнём с главного проспекта города, который никак не могли реконструировать. В этом году наконец-то доделали пешеходную часть улицы: убрали провода, заменили освещение, уложили новую плитку и местами убрали карманы ради расширения тротуаров. Кардинальных изменений делать не стали, но улица стала выглядеть в разы опрятнее:


К слову, убрать провода со столбов и заняться улицей я предлагал ещё в далёком 2013 году, но тогда в этом не видели потребности. Проспект Мира был и остаётся единственной торговой улицей города, по которой приятно ходить, но долгие годы она развивалась хаотично без какого-либо единого виденья будущего со стороны города и бизнеса. Сейчас здесь хотя бы единое мощение и сохраняется общий стиль.


Чёрные фонарные столбы очень круто смотрятся и не создают засвета в окнах жителей. Это, кажется, первый случай в России, когда при реконструкции улицы был создан световой мастер-план, чтобы избежать избытка или недостатка света. Уличное освещение учитывает подсветку домов и точечно освещает тротуар и участки тротуара. Местами вышло темновато, но мне рассказали, что это временное явление – не везде смонтировали лампы на фасадах.


Простая, удобная и стильная уличная мебель:


Для интровертов:


Пространства вдоль улицы тоже облагородили. На площади у Ленина появились ёлка и качели – за 17 лет жизни в городе я ни разу не видел здесь такого количества людей:


Оказывается, если сделать комфортные условия, то люди потянутся! Даже зимой! Даже в Сибири!


Успех качелей начал распространяться за пределы МКАДа – здесь они в каждом новом пространстве. Очень радует использование дерева в мебели и конструкциях:


Заодно доделали набережную, тоже никакого космоса, но стало аккуратнее и удобнее:


Кажется, это первая детская площадка естественных цветов в городе:


В городе занялись подсветкой мостов и знаковых объектов. Я давно задавался вопросом, почему этим никто не занимается в городе – в городах с тёмными зимами нужно много работать со светом, иначе жители начинают хандрить.


Иногда фестивали света не просто придают привычным местам новый вид, но создают городу мировую славу. Оценить эффект можно хотя бы по фоткам в инстаграме жителей – люди редко фотографируют некрасивые места.


Но, как вы понимаете, системные проблемы дают о себе знать. Например, в городе полная жопа с общественным транспортом и застройкой, поэтому автомобиль остаётся самым комфортным и быстрым средством передвижения. Платную парковку везде свернули, поэтому возможности встать легально на улицах нет – машины захватывают пространство вокруг:


Так что я прекрасно понимаю, почему на улице оставили парковку – без неё в текущих условиях бизнес бы умер. Но важно понимать, что это тупиковый путь – нужно создавать нормальные магистральные связи и приоритет общественного транспорта. Сейчас у людей по сути нет альтернативы, единственное желание пассажиров автобусов и трамваев – накопить на машину и ездить как белый человек. Автобусы даже не могут подъехать к остановке из-за запаркованных улиц:


Первые выделенные полосы в городе появились лет 15 назад, с тех пор ни один мэр так и не смог сделать их реально работающими. Недавний план по созданию каркаса на самых важных улицах города провалился из-за недоработанных проектов и провальной общественной кампании. Парковка на полосе для автобусов – естественное явление для Красноярска:


Наземный транспорт может ходить с надёжностью, скоростью и комфортом метро, но для этого нужно долго и упорно работать. Простая закупка новых автобусов никак не поможет – они точно так же встанут в пробку. Хотя ПАЗики в городе-миллионнике – это позор:


Я знаю, что город заказывал разработку скоростного автобуса и реформирования маршрутов. В том числе с созданием выделенных обособленных полос на улицах. Это нужно было делать ещё лет 10 назад, но лучше поздно, чем никогда. Это дешёвое и быстрое решение, хотя в перспективе при росте потока пассажиров нужно будет переводить систему на трамвай. Пока же городские автобусы устраивают гонки между собой, собираются в пробке из-за излишнего дублирования маршрутов и ездят крюками по односторонним улицам.


Транспортный вопрос – это не только про пробки. Это напрямую связано с экологией и комфортностью города для жизни. Расширение улиц, стройка бесплатных мест для машин, развязки и подземные переходы улучшают условия на короткий промежуток времени, затем пассажиры автобусов, пешеходы и велосипедисты сбегают в машины от ужасных улиц и условий, порождая ещё больше пробок. Тут можно вспомнить Амстердам или Копенгаген, чей уровень автомобилизации намного выше любого российского города: если бы они делали улицы для машин, то там никто бы не пользовался велосипедом. В Красноярске же даже на главной улице города с огромными потоками пешеходов фазы ожидания для перехода 2-4 полос практически всегда больше минуты, а иногда и больше двух.


В городе всё ещё искренне считают, что подземные переходы – это хорошо. Например, вот здесь был наземный переход, но при строительстве нового моста людей спрятали под землю, хотя светофор остался:


Был прямой безбарьерный проход, а теперь людей гонят по лестницам, лифты уже не работают. Одним проектом городские власти осложнили жизнь всем маломобильным жителям района. Если же человеку нужно пересесть на другой автобус, то придётся дважды спускаться под землю для перехода небольших улиц:


Много денег или мало ума? Кажется, всё сразу, хотя строители наверняка были рады подрядам.


Но это ещё цветочки, новый тренд – надземные переходы! Скоро будет сто лет как под- и надземные переходы были признаны неэффективным решением для городских улиц во всём развитом мире, но советская школа издевательства над людьми живёт и дышит. С другой стороны, можно будет сделать много велопарковок по швейцарскому опыту.


Уверенность многих специалистов и жителей в пользе внеуличных переходов очень легко разбивает сама жизнь. Достаточно просто посмотреть, как люди перебегают улицы прямо над такими переходами:


Для справки, на время ремонта подземного перехода тут делали зебру... и всё было хорошо. Но опять же, зачем делать просто и дёшево, когда можно тратить на всякую фигню пару десятков миллионов рублей?


Самое идиотское, что во многих местах были наземные переходы и всё было отлично. При достаточном количестве серого вещества в голове можно настроить фазы для машин и пешеходов без вреда друг для друга – именно так возвращают наземные переходы в Москве. Даже в Красноярске есть примеры возвращённых наземных переходов. Например, от главной площади к набережной.


Сегодня Красноярск делают удобным для машин, на это идут миллиарды рублей, а в итоге все получают город, где не хочется жить. Прямо сейчас власти города делают неудобные улицы, сносят районы и получают мёртвые пространства, а всё неугодное прячут за огромные заборы:


Нравится ли вам город за забором?


У меня возникает лишь одно желание – побыстрее сбежать в свою машину:


Объекты Универсиады и новые дома не успевают сдавать, как вокруг них вырастают заборы. Это не ГОСТы или вопросы безопасности, это забор головного мозга:


Самое грустное, что новое поколение вырастает с образом города-зоны. Я ещё помню Красноярск вообще без заборов, а дети 21 века это могут увидеть лишь на фотографиях.


Заборы можно снести, а зебры вернуть на свои законные места – это делается быстро и несложно. На роль ограждений хорошо подойдут кусты и деревья, если без этого никак.


Гораздо больше проблем с новыми районами города. У бизнеса простая цель: заработать как можно больше и как можно быстрее. Но чиновники должны думать чуть шире рекордов по сданным квадратным метрам – застройка формирует наш стиль жизни, желание выходить из дома, ходить пешком и так далее. Но кому нужен город, где за подъездом сразу идёт свалка из машин?


Дома и районы живут десятилетиями и столетиями, но никто не задумывается, что станет с этим местом через 5-10-40-100 лет. Уже сейчас застройка последних 20 лет порождает лишь одно: быстрее пройти путь от порога квартиры до двери машины. Вместо комфортных дворов и улиц лишь одно – запаркованные поля асфальта.


Самое удивительное, что все мы любим путешествовать по красивым и удобным городам мира: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Берлин, Тель-Авив и так далее. Но у себя создаём монстров, от которых можно спастись лишь с помощью алкоголя или иных веществ.


Сможете ли вы запомнить имена соседей в таком доме? А сможете ли провести собрание жильцов для установки шлагбаума во дворе? В таких домах человек человеку враг:


В последнее время стали появляться неплохие проекты застройки: кварталы, средняя этажность, пешеходные дворы и так далее.


Где-то этажность повыше и фасады попроще, но цена метра аналогична стоимости жилья в высотке:


Здесь дети могут безопасно попасть от подъезда к детской площадке, есть удобные улицы с бизнесом на первом этаже и даже безбарьерная среда:


Это неплохо, если бы не один важный момент: эти районы оторваны от остального города.


Город должен быть компактным с непрерывной средой – линия застройки не должна прерываться пустырями, огромными торговыми центрами, асфальтовыми полями или территорией завода за забором. Это позволяет сохранять комфортную пешую доступность для жителей, но в Красноярске у вас будет зависимость от машины даже в таких хороших районах – вы не сможете дойти от них куда-либо, даже до остановки нужного маршрута.


Назвать новые районы города комфортными можно с таким же успехом, как эти две скамьи с урной – общественным пространством. Город – это намного сложнее, чем простые цифры в документации на закупки.


Меня очень радует, что в городе стали исправлять очевидные проблемы, но это даже не верхушка айсберга. Ситуацию можно сравнить с таяньем ледников: если смотреть на них минуту, то вам это не покажется проблемой, но в долгосрочной перспективе вас просто смоет.


Новые районы случайно раскиданных человейников на полях создают транспортные и социальные проблемы, которые медленно убивают жителей ужасной экологией. Простым ремонтом главной улицы и набережной здесь не спастись, но это может стать хорошим стартом для возвращения городу человеческого лица. Я хочу только лучшего для Красноярска, но для этого чиновникам, жителям и бизнесу следует признаться себе и друг другу, что что-то идёт не так. Нужно определиться с будущем для своего города: хочется ли жить на парковке с зоной комфорта в пределах своей квартиры, или город должен быть удобным и красивым в целом и для каждого.


Поделиться записью:






А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Красноярск. Три года до позора, или ещё есть шанс?
Tags: Красноярск, городские проблемы, застройка, общественный транспорт, пешеходный переход, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Красноярск” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments