Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Перекрасим московское метро?



У моего знакомого необычное хобби: он фотографирует метро и экспериментирует с освещением и цветом станций. Получается довольно смело, платформы и вестибюли начинают выглядит совершенно иначе без каких-либо капитальных переделок. Ещё это очень хороший пример влияния дизайна и света на наше восприятие. Осталось лишь решить, готовы мы к подобным изменениям и переосмыслениям, или же оставим памятники эпохи в оригинальном виде.

Дальше фотографии и текст человека и парохода фотографа и урбаниста Михаила Мироненко из его канала:

Проспект Мира

Вестибюль кольцевой станции Проспект мира отреставрировали в 2016-м году. Стало чисто, светло и аккуратно, но есть что еще улучшить.

Про московское метро говорят, что это дворцы под землей. Да, идейно пытались создать дворцы, но по факту это дворцы для пролетариата – упрощенные, будто стесняющиеся своего статуса. Этакая смесь французского с нижегородским. Попробуем довести их до ума.


1. Первое, что бросается в глаза – белые стены, создающие ощущение недоделанности, а кроме того появляется сильный контраст между ярким верхом и темным низом. Все равно что темные ботинки с белым костюмом. Чтобы уменьшить контраст, стены нужно выкрасить в более темный тон. Подойдет практически любой из благородных цветов. Можно зеленый, под цвет колонн, но лучше всего смотрится синий, под мозаику “Матери мира”. Да, станет немного темнее, но это пойдет станции на пользу. Для поддержания дворцового оформления, на стенах добавляется узор. Это могут быть листики дуба, пшеничные колоски, чтобы гармонировать с колоннами, или просто абстрактный узор, как на картинке.
2. Карниз под потолком выкрасить в цвет карниза колонн.
3. Заменить все лампы на теплые, 2700-3000К. Это позволит подчеркнуть дворцовость станции и создаст интересный цветовой контраст.
4. Нишу у касс нужно подсветить скрытой подсветкой, чтобы избавиться от теней и дополнительно осветить важную зону у входа.
5. Мозаику обрамить в раму потолще и подсветить более мощными прожекторами. Так она станет визуальным центром вестибюля, а свет, отраженный от мозаики, будет дополнительно освещать самое важное место станции – вход на эскалатор.
6. Картушу над эскалатором дополнить годом открытия станции и также покрасить в цвет колонн и подсветить прожекторами на колоннах. Сейчас это просто бессмысленное украшение.

Все эти мероприятия позволят существенно улучшить внешний вид вестибюля при небольших затратах. Допускаю, что здесь могут быть иные решения, но направление мысли должно быть таким.


Вестибюль Белорусской



Рижская

Старая станция на оранжевой ветке, которой не повезло родиться на свет в переходный период советской архитектуры, когда началась борьба с излишествами. По ходу проектирования были зарублены интересные вентиляционные решетки, светильники с национальными узорами, лепнина и большое панно в конце станции. Более подробно прочитать и посмотреть проект здесь. Однако станция по своему интересная и оригинальная. Необычный для московского метро желтый цвет отделки пилонов, футуристичные светильники, потолок с линиями, подчеркивающими конструкцию станции. А главная фишка, напоминающая о Риге – это рисунки на пилонах над лавочками.


К сожалению и недостатков хватает. Прежде всего общее впечатление от станции. Сочетание желтого и белого цветов с полуразвалившейся плиткой на боковых стенах, подтеками и криво замазанными швами на потолке, напоминает дешевый общественный туалет. Светильники сами по себе интересные, но лампы ничем не прикрыты. А рисунки с видами Риги видны только, если близко подойти к пилону.

Станция сама по себе довольно гармоничная и может получиться очень уютной, если исправить несколько моментов.

Начнем с очевидных деталей. Закрываем лампы верхнего света матовым пластиком бежевого цвета, который сделает свет более рассеянным и теплым. Теперь лампы не будут бросаться в глаза и светильники станут больше похожи на окна в своде. Естественно от этого на станции станет немного темнее, но ничего плохого в этом нет, потому что следующим шагом мы добавим света там, где он нужен – над гравюрами на пилонах. Разместив лампы, мы проявим рисунки, которые теперь будет видно издалека, а дополнительным бонусом станет освещение лавочек, что всегда выглядит красиво и создает уютную атмосферу. Форма светильников должна гармонировать с вентиляционной решеткой и общим стилем станции, при этом не привлекать особого внимания.

Стало уже понаряднее и не так однообразно, как сейчас. Изначально я думал остановиться на этом варианте, но что-то меня смущало, и я понял, что это белый потолок. Немного экспериментов и станция получила то, чего ей так не хватало – яркого контраста, при этом в целом выглядит спокойнее. Желтая отделка пилонов на фоне контрастного цвета потолка теперь смотрится ярко и даже солнечно.

И последнее, что можно сделать с лампами – это сдвинуть их напротив проходов к боковым залам. Сейчас они висят напротив лавочек, что разумно, но с локальным освещением это больше не требуется, а свет в проходах лишним не бывает, обычно это самое темное место станции.


Подытоживаем, что нужно сделать:
1. Закрыть лампы оргстеклом или любым другим легким матовым материалом. Как вариант, можно использовать полупрозрачную противопожарную ткань или что-то вроде натяжного потолка. В этом случае не нужно делать огромной дверцы, которая будет отвисать со временем, а достаточно молнии или липучки по периметру, тогда для замены ламп всего лишь нужно будет расстегнуть и застегнуть ткань. А когда запачкается – можно просто постирать в стиральной машинке, как простыню.
2. Покрасить потолок в серо-синий цвет. Главное здесь не выбрать слишком яркий и насыщенный цвет. Основной цвет на станции желтый, остальные должны его подчеркивать, не перетягивая внимания. И не махнуть слишком в синий, чтобы не было лишних ассоциаций.
3. Перенести лампы напротив проходов между пилонами. Это сделает проходы светлее, а желтый цвет стен – ярче.
4. Сделать подсветку пилонов. Для этого лучше всего использовать светодиодные линейные лампы с теплым белым светом 3000-3500К. Отраженный от коричневой плитки, он придаст уюта и создаст контраст с синеватым потолком.
5. Можно пойти дальше и сделать подсветку пространства под скамейкой. Это всегда хорошо смотрится и повышает безопасность, когда хорошо видно, что находится под лавочкой.

Планерная



Третьяковская

Одна из кроссплатформенных станций. Здесь встречаются поезда желтой и оранжевой веток. До сих пор для меня загадка, почему кроссплатформенность никак не отражается в дизайне станций. Поэтому основное предложение для южной платформы – выкрасить карнизы в цвета линий. Такая подсказка не оставит сомнений, куда вам нужно идти, и одноцветная станция получит яркие цветовые акценты. Карнизы также можно использовать для навигации.



Что еще нужно сделать
1. На многих станциях Москвы не хватает света на платформе. Он есть на стенах, своде, но не там где нужно – на полу платформы. У Третьяковской достаточно широкие карнизы, в них можно проделать отверстия напротив пилонов и направить свет вниз, вдоль стен. Свет, идущий на свод можно сделать поменьше, достаточно отраженного от платформы света.
2. Добавить скамеек вдоль пилонов, они никогда не бывают лишними.
3. Странно видеть Третьяковскую без малейшего намека на галерею, так что было бы здорово повесить копии картин на пилоны.
4. И еще очень хочется капитально помыть полы, удалив накопившуюся за полвека грязь.



Китай-город



Тверская

Она всегда мне нравилась своим минимализмом, круглыми стенами и бордовым полом, напоминающим дерево. Станция до сих пор смотрится вполне современно, если бы не освещение.


Похвально желание спрятать все лампы за карнизы декора пилонов, но очевидно, что их недостаточно для комфортного нахождения на станции. В основном зале, благодаря двум рядам освещения, еще более-менее светло, а в перронных залах мрак. Освещенность меньше нормативной в 5-7 раз. А недавно поменяли лампы на более холодные. Голубоватый свет смотрится жутковато.

Что же делать? Можно заменить лампы на более мощные, но яркость придется увеличивать в те же 5-7 раз, а это будет дорого как в замене, так и в обслуживании. Куда эффективнее добавить светильники, которые светят на платформу. Разместить их нужно на верхнем краю декора пилонов.

Также нужно поставить скамейки у каждого пилона. А на сам пилон повесить навигацию, указывающую, на какую станцию вы приехали и куда идти на переход или улицу.


Севастопольская



Ну как вам?

Круто, давайте делать!
108(38.4%)
Неплохо, но есть над чем поработать
116(41.3%)
Оставьте станции в покое!
57(20.3%)


Больше картинок у Миши в телеграме.

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Новая жизнь старых станций
Tags: Москва, архитектура, дизайн, метро, освещение
Subscribe

Posts from This Journal “метро” Tag

  • Два стула Самары: трамвай и метро

    Как вы могли понять, у Самары есть метро и что-то идёт не так. Если кратко: оно ведёт из ниоткуда в никуда. Хотя летом…

  • Амстердам Noord — от верфи к хипстерам

    Вчера мы смотрели на южную часть Амстердама, сегодня же предлагаю прогуляться по северной, Noord. Этот район расположен…

  • Доступное метро: возможно у них, невозможно у нас

    С год назад меня позвали на какой-то канал порассуждать о московском метро: что хорошо, что не очень. Там же были представители Дептранса и самого…

  • Жители против градостроителей и метрополитена

    Метро — идеальный вид транспорта в головах большинства россиян: хороший автобус или трамвай ещё надо найти, а метро всегда работает, едет…

  • Спасёт ли велодорожка град Московский?

    В последнее время у меня находится всё меньше и меньше цензурных слов, чтобы описать строительные проекты Москвы. Безграничный бюджет, отсутствие…

  • Идеальна ли Прага?

    Долго не мог уложить у себя в голове, за что я люблю Прагу. Пиво, трамваи, старая архитектура и всё прочее ведь есть во многих европейских…

  • Странный Екатеринбург

    На новые трамваи у города денег нет, но на несколько томов бумаги для второй линии метро в бюджете неожиданно нашлось 250 млн рублей. Это 2-4…

  • Метро-слепота

    В Екатеринбурге давно говорят о строительстве второй линии метро, но раньше это были лишь местные хотелки политиков. Их даже не смущало, что денег…

  • Метро в каждую деревню!

    В Москве открылись новые станции метро на юге города: Коммунарка, Ольховая, Прокшино и Филатов Луг. В нашей стране открытие любой станции по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →