Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Что делать с большими площадями



За последние сто лет в Москве и других городах России/СССР массово появились большие площади. Не сказать, что их совсем не было раньше, но их количество выросло в разы и сменилась цель от торговли к транспорту. Градостроители прошлого века очень любили большие круги и прочие геометрические фигуры – они красиво смотрелись на макетах.

Многим кажется, что большие площади помогают решить транспортный вопрос, ведь в кои-то веки места хватает для всего! Увы, но качество транспортного планирования не оценивается квадратными метрами асфальта. Я бы даже сказал, что большие пространства скорее вредят передвижению по городу: уходящие улицы всё ещё небольшие, поэтому один широкий участок погоды не сделает, а для прохода такой площади требуется много времени. Плюс не забываем про спровоцированный спрос: чем больше места для машин вы делаете – тем больше машин вы получаете.


Где-то до середины прошлого века большие площади не так сильно вредили транспорту. Они просто были никчёмными пустырями с неписанными правилами поведения: переходи где хочешь, делай остановку как угодно, веди машину в любую сторону и так далее. Это было нормально, и всё работало.

Тверская застава, 1939 год

С появлением доступного автомобиля всё стало сложнее, места для общественного транспорта и пешеходов всё-таки стало не хватать. Гении транспортного проектирования стали играть в разведение потоков и развязки, из-за чего многие площади перестали быть доступными для пешеходов в принципе. Самый наглядный пример – огромные круги, в центр которых нет ни одного перехода, а на обход этой площади может уйти 10-15 минут. Это не просто делает неудобным одно конкретное место города – это мотивирует людей пользоваться автомобилем из-за враждебной среды и потребности в удобстве.



Стали выявляться и другие проблемы:
- большой пустырь нужно ремонтировать и чистить, а это довольно дорого и сложно;
- асфальтовые плацы плохо влияют на экологию – в жару появляются вредные испарения и идёт адский нагрев поверхности;
- вода не может уходить в почву и питать влагой местность.


Не будем забывать, что городская земля имеет ценность и вообще-то должна окупаться. В случае больших площадей мы имеем огромное пространство, на которое уходит очень много денег и сил, но которое не даёт отдачи в экономическом плане. Это не дело. Задача города и чиновников – умело распоряжаться имеющимися ресурсами и делать город удобнее. Поэтому нужно большие площади гуманизировать и придать новые функции!

главная площадь Новосибирска

Для транспорта не нужно много места – это лишь кажется, что пробка большая и нужно просто добавить ещё ряд. Поэтому машинам, автобусам и трамваям нужно оставить ровно столько места, сколько нужно. Например, если у вас отходящая улица в два ряда, то не нужно заводить в неё пять полос – быстрее от этого никто не поедет. Снег хорошо показывает реальную потребность в пространстве:


Делим большую площадь на много небольших направляющих с помощью островков безопасности – это позволяет сделать навигацию и пути интуитивно понятнее и точнее настроить светофоры. Всё движение теперь нужно останавливать не на 50 секунд ради перехода людей через огромный плац, а 5 раз по 10 – часть потока может продолжать ехать, а вы получаете возможность гибче настраивать движение. Чаще всего пешеходы вообще не мешают машинам, например, в Москве через Тверскую заставу пустили трамвай и пешеходов в существующую ранее фазу для машин с помощью правильного зонирования.

было


стало, фото И.Варламова

Не забываем, что городские площади – это ещё и общественные пространства. Нужно сделать их комфортными для жителей и бизнеса. В этот же момент следует вспоминать про экологию. Комфортная площадь с активностями, бизнесом, деревьями и прочими вещами хорошо украсят ваш город. Теперь на ней будут появляться люди не только раз в год во время парада или революций, а практически каждый день.

Тула, было


Тула, стало

Не забываем, что большое пустое пространство влияет на нас так же плохо, как монструозная застройка – нужно знать меру и учитывать поведение людей. Всё-таки нужен человеческий масштаб и наполнение. Проведение ярмарок восстанавливает историческую справедливость и неплохо очеловечивает пустырь:




Деревья позволяют снизить нагрев почвы, снижают уровень шума, очищать воздух, уводят воду в грунт и снижают нагрузку на ливнёвку. Так площадь начинает работать на всех горожан.


Описанная выше картина скорее подойдёт для центра города, когда вокруг плотная застройка и есть нужда в месте для отдыха и восстановления экосистемы. Если же мы говорим о спальных районах или городах типа Набережных Челнов, то я бы советовал застроить часть площади. Это создаст условия для развития территории, принесёт прибыль казне и даже создаст комфортную среду – пустырей и зелени вокруг и так много, а вот разнообразия жилья, нормального уличного бизнеса и оригинальной архитектуры обычно нет.


Когда-то мне попался проект из Берлина, где как раз решили часть пустыря превратить в комфортные кварталы с жизнью. Вместо восьмиполосного шоссе Грюненштрассе и 350 парковок собираются создать 48 000 м² застройки: современные жилые дома на 450 квартир с офисами, ресторанами и магазинами. Вместо дороги появятся небольшие улицы и велодорожки. Если у вас ещё есть примеры подобных проектов – напишите в комментариях.


Короче, требуйте удобные городские площади для всех жителей!


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Что нам делать с агрессивной пустотой?

Tags: Берлин, Москва, автомобили, городские проблемы, площадь
Subscribe

Posts from This Journal “городские проблемы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments