Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Как шведы рушили Стокгольм



Послевоенные годы были тяжёлыми, но разрушения дали городам возможность экспериментировать: кто-то застраивал старые улицы новыми домами, где-то пытались восстановить утраченные памятники, некоторые переосмысляли своё наследие, а местами просто строили по-новому во всех смыслах. Вторая половина прошлого века была вызовом для архитекторов, разрушенные города и модернисты нашли друг друга.

Но что делать, если твой город не пострадал от налётов военных, но очень хочется тоже построить современные коробки из стекла и бетона? Просто снеси исторический район!

Реконструкция Норрмальма — реконструкция северной части центрального Стокгольма в 1950-1970 годы. Во время перепланировки старые постройки района Клара заменили современными домами и проложили метро.


В результате реновации было снесено более 750 старинных зданий, что расчистило место для новой застройки и развития городской инфраструктуры. Часто такой подход называют брюсселизацией, в честь Брюсселя, где проходил такой же массовый снос исторической застройки. Оба подхода характеризуются хаотичность и недооценкой исторического наследия.

было


стало

Причинами перестройки Стокгольма стал послевоенный экономический бум, что привело к увеличению населения, транспорта и рабочих офисов. Здесь посчитали, что планировка улиц и домов XIX века совершенно не подходит для такого наплыва: на узких улицах постоянно образовывались пробки, не хватало места для парковки, а в домах иногда не было канализации.


Городские власти во главе с мэром Яльмаром Мером пришли к выводу, что будет проще снести старые здания и построить новые с более просторными помещениями. Одним из ключевых политиков, лоббировавших радикальное перекраивание городского центра, был член городского совета Ингвэ Ларссон.


Обновление Норрмальма является крупнейшим шведским градостроительным проектом по сей день. В нем была задействована значительная часть шведской архитектурной элиты. В послевоенной Европе сложно найти мегаполис, который бы столь резко поменял облик.


Оценить такой проект можно с разных точек зрения. С одной стороны, город получил новые дома с типичной для того периода архитектурой, это теперь тоже часть истории, появилось метро и больше места на улицах. С другой стороны, метро можно было построить и без тотального сноса, а новые кварталы выстроить в стороне от исторического центра. Транспортный же вопрос, как мы хорошо знаем, решается не расширением улиц, а хорошим общественным транспортом и качественной велопешеходной инфраструктурой — сейчас в Стокгольме с этим неплохо. Но историческую застройку уже не вернуть.


Этот проект реконструкции можно сравнить с Новым Арбатом в Москве — варварская вставка инородной структуры в сложившуюся ткань города. Сейчас так никто не делает, но без такого опыта не было бы понимания ценности старой застройки.


Использованы материалы: раз и два

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Зачем городу память или как восстанавливали Дрезден
Tags: Стокгольм, архитектура, реконструкция
Subscribe

Posts from This Journal “Стокгольм” Tag

  • Стокгольм – столица дорожной безопасности

    После Финляндии столица Швеции выглядит как Лас-Вегас! Не в плане плохой архитектуры или города для автомобилей, а в человеческом. На улицах много…

  • Будут ли довольны потомки новым районом?

    Основная проблема с новыми районами российских городов заключается не в плохой архитектуре, неудобных дворах или ужасном транспортном обслуживании…

  • Метро Стокгольма: глубокое и доступное

    Человек, который никогда не бывал в Стокгольме, всегда узнает станции этого города по фотографиям. Необычный дизайн сделал своё дело и распиарил…

  • Проблема белых людей

    За последние несколько лет я отвык пользоваться наличкой — карта не занимает много места, её не так страшно потерять, оплата проходит…

  • Детский город от шведов

    В детстве недалеко от моего дома был детский городок-замок. Не просто стены и башни, там даже был ров с плотами, а иногда его даже наполняли…

  • Психология платного проезда

    Очень поучительный рассказ на основе опыта Копенгагена Стокгольма про транспорт, психологию водителей и платный проезд. Видео на английском,…

  • Хаммарбю Щёстад: эко-район Стокгольма

    Замечательный пост Константина Емельянова, честно скопировал и вставил с разрешения автора: В начале 1990-х мэрией Стокгольма было принято…

  • Небесные дороги

    В Стокгольме, в одном из самых быстрорастущих городов Европы (+17% душ за 9 лет), неподалёку от Центральной жд станции решили застроить участок…

  • Мировой День без автомобиля

    Существует множество мировых праздников и акций, один из них - день без автомобиля, цель которого показать города без машин, пробок и со свежем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments