Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Архитекторы спасают Иваново

**у этого материала есть спонсор**



У города Иваново много проблем. У российских городов в принципе очень много проблем, но не везде их пытаются решить – намного приятнее и спокойнее их игнорировать. Цену такой политики можно измерять в жертвах аварий, бегстве населения из города, упущенной выгоде, затратах на медицину от плохой экологии и других показателях. В целом, это хорошо укладывается в парадигму «после нас хоть потоп».

Здесь же решили разорвать порочный круг бурления в своём болоте и посмотреть на свой потенциал. Иваново обладает интересным набором памятников советской архитектуры, что хорошо выделяет его на фоне окружающих древних городов с кремлями и соборами, но этим не пользуются – в голове среднего россиянина до сих пор живёт безликий образ города невест и текстиля, куда не очень-то и тянет. Это решили исправить с помощью комфортной среды, для этого у архитекторов заказали концепцию реконструкции улиц и площадей. Первоначальная задача: сделать жизнь людей удобнее, безопаснее и приятнее. Более глобальная задача: создать образ центра города, потому что сейчас в головах людей такого понятия нет, активизировать город и привлечь туристов.

Общий план


Безопасность

Право на жизнь считается самым важным правом любого человека в наше время, но сегодня город нарушает это обязательство. Статистика по смертям в авариях крайне высокая, а решить её пытаются по старинке заборами и ликвидацией переходов: сбитый вне зебры пешеход становится проблемой водителя, а не мэрии или ГИБДД.


Пешеходные переходы должны идти так часто, как этого требуют местные условия. Для этого нужно проводить анализ пешеходных потоков и выявлять точки притяжения. Это прямо прописано в ГОСТах, и это требование подтверждают суды. Если же бездумно убирать переходы, то люди будут перебегать улицы – это не победить заборами, это естественный механизм сохранения энергии, который формировался у людей тысячелетиями. Сейчас люди выбегают неожиданно для водителей, что приводит к трагедиям. Концепция предусматривает возвращение и создание всех необходимых переходов:


Существующие переходы будут улучшены: на многополосных улицах появятся светофоры и островки безопасности. Светофоры нужны для исключения человеческого фактора: пешехода может быть не видно за соседней машиной, а водитель может не успеть среагировать. Кроме того, светофор позволяет не останавливать весь поток транспорта для пропуска каждого отдельного пешехода, что позволяет точнее настраивать движение и повышать пропускную способность улицы. Про островки безопасности я недавно уже рассказывал подробно. Такого ужаса быть не должно:


Планируется поработать над успокоением трафика: сейчас улицы Иванова больше похожи на взлётные полосы, куда можно легко посадить Боинг:


Улицы-шоссе поощряют быструю езду, дальше срабатывает эффект туннельной обзорности и происходят страшные аварии:


Решить эту проблему хотят с помощью сужения полос до общепринятых стандартов и создания зелёных разделителей – ехать быстро будет просто некомфортно. Такой метод намного надёжнее камер или патрулирования. Повышение безопасности лучше отразится на всей транспортной системе города: время и место аварии невозможно предугадать, поэтому возникают неожиданные пробки и снижается пропускная способность улиц. Поэтому меньше аварий – меньше неожиданных пробок.


Пробки

Максимальная пропускная способность улиц достигается на скорости 50 км/ч, поэтому успокоение трафика делает движение равномерным, эффективным и предсказуемым. Важно: успокоение не равно медленному движению. Движение перестаёт быть рывкообразным, когда машины двигаются 0 км/ч – 15 км/ч – 60 км/ч – 80 км/ч – 35 км/ч – 0 км/ч – поток начинает ехать с постоянной скоростью, что позволяет точнее настраивать светофоры и снижать время в пути.


Новые светофоры позволят вернуть связки между соседними улицами, что снизит перепробеги и время в пути. Пока пешеходы переходят улицу с одной стороны, можно выпускать трафик в другую сторону – это сделает город удобным для всех. При правильной настройке светофоры не снижают пропускную способность, а только дополнют существующие: если на отрезке улицы есть два перекрёстка со светофорами, то именно они являются узкими местами – создание перехода или светофора между ними не изменит этого. Более того, светофоры позволяют управлять потоком и дозировать трафик. Тяжело после 30 лет сказок про вред светофоров смириться с их пользой, но это факт.


Для увеличения пропускной способности улицы не обязательно добавлять ряды на всей улице – часто достаточно добавить ряд перед перекрёстком. Поэтому на проспекте Ленина по умолчанию по две полосы в каждую сторону, но у некоторых перекрёстков добавляется ряд на поворот:


Все изменения прогоняли через модель в компьютере, но тут у меня скорее скептицизм: моделирование является дополнительным инструментом, а не основным, как у нас думают. Точность очень сильно зависит от качества данных, а их обычно просто нет или их выдумывают ради подгона модели под желания заказчика. Все изменения в рамках концепции задумывались без вреда для трафика, но иногда это нужно делать. Например, чтобы пересадить людей из машин в троллейбусы или на велосипеды можно где-то убрать удобную автомобильную связку с одновременным спрямлением пути для других. Более того, модель не покажет изменение поведения водителей: вдруг жителям понравится ходить пешком и окажется, что целый один ряд можно было смело отдать на озеленение, выделенку или велополосу? Спрос на поездки по городу на автомобиле эластичный, а в моделях про это часто забывают.


Город для жизни

Благоустройство улиц – это не история про замену асфальта на плитку, это вопрос удобства и привлекательности города. Например, когда у вас кругом разбитые тротуары, пыль и опасные переходы, то люди вынуждены пересаживаться в свою машину: это лишние заторы, износ дорог, плохая экология, повышение аварийности, малоподвижный образ жизни и повышение затрат на здравоохранение, деградация общественного транспорта, снижение экономической активности, неблагоприятная городская среда и отток жителей.


Хорошие же улицы стимулируют людей больше двигаться пешком, делают город доступным абсолютно для каждого, повышают безопасность, создают условия для развития бизнеса, повышают привлекательность города для жизни и воздействуют на все сферы жизни города. Пока в России подобная статистика и исследования есть лишь для Москвы, но мировые аналоги это подтверждают. Поэтому подобные проекты важны и окупаются в долгосрочном плане.


План реконструкции долгосрочный, он охватывает обе центральные части города, путь от вокзала вдоль основных улиц и перспективные центры притяжения. Где-то случилось наложение одних планов на другие, про некоторые детали случайно забыли, а местами наткнулись на непонимание и агрессию местных сообществ – это плохо, но работа пока выполнена на уровне концепции, что подразумевает дальнейшую проработку. Очень хочется верить, что все заинтересованные стороны договорятся между собой, решат все вопросы и сделают из Иваново удобный и безопасный город для каждого.



Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...

Tags: Иваново, безопасность, общественный транспорт, пешеходный переход, проект, рекламный пост
Subscribe

Posts from This Journal “Иваново” Tag

  • Иваново: жён мало, пыли много

    Иваново – один из немногих городов центральной России, который меня удивил. Не в плохом или хорошем качестве, тут всё было довольно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments