Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Пражский институт велодорожек



Вы когда-нибудь были в институте генплана своего города? Я посещал несколько, зрелище крайне унылое: эти заведения живут пережитками прошлого в атмосфере полного отстранения от города. Единственная связь работы градостроителей с самим городом — фотографии построенных эстакад, развязок и мостов на стенах. После увиденного у меня перестали возникать вопросы, почему наши города калечат и рвут — сама атмосфера рабочих мест этому способствует.

В Праге же я зашёл в местный институт планирования CAMP, для простоты буду называть его местным генпланом, хотя сходства между ними нет совершенно. Местные проавтомобильные сообщества ещё называют это место институтом велодорожек.

Такое чувство, что все градостроительные институты расположены в модернистских зданиях. От доминирования над памятниками архитектуры вокруг спасает лишь задвинутость внутрь квартала и деревья.


Брутализм, а рядом классические пражские доходные дома, храмы и небольшие улицы. Архитектура хорошо передаёт градостроительные мысли середины прошлого века: всё сломать и выстроить идеальный город.


По классике, перед фасадом не тротуар, а парковка. Тоже отголосок прошлого — ещё 40 лет назад градостроители серьёзно думали о светлом автомобильном будущем и планировали город для автомобиля. К счастью, это уже в прошлом — десятилетия ошибок и провалов убедили весь мир, что подружить машину и город невозможно экономически и физически.


Но ближе привычная картинка начинает ломаться: вместо парковки поставили стулья со столом. Нам сюда.


Никаких калиток, турникетов, охранников или тётушек — войти может любой:


На первом этаже несколько выставочных и лекционных залов, кафе-бар и магазин. Начнём с выставок — примерно 5 раз в год здесь рассказывают жителям о разных аспектах города.


Сейчас здесь показывают и рассказывают о преградах в общественных пространствах: заборах, неудобной мебели, столбах, рекламе и так далее.


О каждой проблеме есть целая книга с примерами ошибок и мануалами, как делать правильно:


Можно взять с собой краткую версию книги, но всё на чешском.


Отдельно об огромных развязках на городских улицах:


Тут же стоят медиаэкраны, где можно посмотреть все проекты города. Планированию и стройке здесь отводят много времени, почти все проекты 2010-2015 годов реализуются не раньше 2020.


Внутренний дворик:


Могли бы сделать тут парковку, но нет:


Мебель можно спокойно двигать. Ещё на территории есть открытый Wi-Fi, стартовая страница ведёт на проекты института:


Кофейня-буфет-бар:


Тут же библиотека-магазин:


Можно найти все городские стратегии, мастер-планы и дизайн-мануалы:


Зачем я вам показываю всё это? Потому что у города должен быть план развития, которые должен опираться на определённые ценности. Здесь смогли в рамках института сделать место, которое полностью соответствует ценностям доступности, равности, человечности, свободы, красоты и интересности. Дальше эти ценности уже переходят на рабочие проекты. У нас же хотят строить современный город, но не могут признать ошибки прошлого, а сами институты планирования закрытые. Некоторые вообще хотят засекретить документы планирования, как это было в СССР. С таким подходом можно только тиражировать ошибки прошлого. У меня нет опасения за будущее Праги с таким институтом планирования, а за наше — есть.


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...
Tags: Прага, городские проблемы, городской дизайн
Subscribe

Posts from This Journal “Прага” Tag

  • Идеальна ли Прага?

    Долго не мог уложить у себя в голове, за что я люблю Прагу. Пиво, трамваи, старая архитектура и всё прочее ведь есть во многих европейских…

  • Чешские панельки

    Сегодня в России эпитетом «панелька» обзывают не только все панельные дома, но даже кирпичные и монолитные здания. Этот термин стал…

  • Большое изменение малыми силами

    Автомобильные развязки на обычных улицах разрывают город: большие расстояния отпугивают пешеходов, а путь через лестницы и неудобные тротуары…

  • Сумки против ступенек

    Ничего необычного, просто лента для подъёма багажа на вокзале Дрездена. При этом напротив есть лифт на платформу, но ведь заботы много не бывает…

  • Прогулка по Праге: электробус, реновация, зона у школы и конечно трамвай

    Прага – один из самых любимых городов. Более того, я считаю его идеальным для жизни. В Праге сочетается большинство моих личных критериев…

  • Что смотреть в Праге?

    В понедельник будет примерно 10 часов на осмотр Праги. В городе я уже бывал до этого, поэтому всё основное, кажется, видел. Что посоветуете?…

  • Сделать метро лучше? Легко!

    Есть у меня две мысли насчёт московского метро, точнее, как быстро и недорого в разы улучшить информирование пассажиров. Во-первых, надо завязать…

  • На чём ездит Прага?

    Как многие наверняка знают, выбирая между личным транспортом и общественным, основной упор в транспортной политике города должен делаться именно…

  • Эта прекрасная Прага

    Прага - прекраснейший город, по которому хочется ходить и бродить сутками. Хотя чего рассказывать, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments