Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Category:

Казань: могло быть и лучше



Казань неплохо смотрится на фоне остальной России. Здесь чувствуется какая-то преемственность и присутствие общего видения ситуации. Регион и город умеют бороться за деньги и кадры, ещё здесь самое лучшее в России благоустройство парков и набережных. Но дальше уже не всё так радужно: транспортное планирование устарело, до хороших парков не так-то просто дойти, архитектура крайне спорная или откровенно отдаёт евроремонтом, а наследие уничтожено.

Основной разбор города по транспорту и общей ситуации я делал ранее, поэтому сейчас постараюсь не повторяться. Плюс будет отдельный материал о двух парках чуть позже.

Начнём с центра города, здесь хорошо видно, как в городе не ценят свою землю:


На территории одной лишь парковки и дороги можно уместить несколько кварталов, но вместо этого здесь пустота и транзитное пространство:


Место и так некомфортное для людей, так повальной установкой заборов его решили добить. Не хватает прожекторов и колючей проволоки:


Возможно, в Казани взяли за основу Кремлёвское кольцо в Москве, которое режет центр города и является мёртвым местом. Здесь могли быть офисы, апартаменты, магазины и жизнь, но ничего этого нет — только случайные дома среди асфальтовых полей. Надеюсь, со временем это исправят:


Разве такой должна быть улица в центре города? Это в одном квартале от вокзала и нескольких кварталах от кремля! Это равноценно покупке дорогой квартиры на Тверской с видом на Кремль, чтобы использовать её под склад газировки!


Отдельная боль — архитектура.


К тысячелетию и Универсиаде здесь решили навести красоту, чтобы прямо как в Европе было, но получилось как всегда: китч из разной архитектуры и материалов.


Я не сторонник тотального сохранения всего старого в оригинальном виде, новая застройка может быть качественнее и лучше старой, но для этого нужно нанимать хороших архитекторов. У нас же обычно слово прораба и чувство вкуса начальника департамента имеют решающий вес в городе.


Ладно, убрали старое и впихнули что-то новое, но кто мешал хотя бы вход сделать без лестницы? Недостаточно унизить взгляд и чувство эстетики прохожего, нужно ещё и поиздеваться над ним физически?


Мне хочется верить, что это архитектурное варварство стало уроком для администрации города и республики. По крайней мере, сейчас в Татарстане проходит вторая архитектурная биеналле для молодых архитекторов со всей России отбирают самых талантливых и перспективных и дают им реальные пространства города. Например, старый элеватор недалеко от центра:


Архитектурный конкурс позволяет посмотреть на место с разных точек зрения и выбрать лучшее предложение, а также найти потенциальные кадры. У Казани есть проблемы с Волгой город почти никак не взаимодействует с водой, поэтому было бы очень обидно построить на таком месте что-то третьесортное.


Насколько я помню, в России ещё не было опыта реновации подобных промышленных объектов, так что это интересный вызов всероссийского масштаба. Само предприятие рано или поздно переедет в новую промзону вне города.


Из места может получиться пространство не хуже Севкабеля!


Если же брать мировые аналоги, то проект Томаса Хизервика в Кейптауне хорошо подойдёт: из портового элеватора соорудили музей современного искусства:


Теперь давайте к транспорту. В этом месте недавно сбили маму с коляской. В комментариях было много прилагательных о безответственных родителях, хотя подобный исход был вопросом времени пешеходного перехода нет на протяжении километра, а если считать между наземными переходами (без ступенек), то расстояние увеличивается до 1,4 км.


Для сравнения, пешеходная улица Баумана 1,9 км.


Просто в Казани вбухали миллиарды и превратили улицы в трассы смерти. Такое происходит, когда процессом рулят не транспортные аналитики и архитекторы, а дорожники и какие-нибудь гаишники.


Каким-то образом к Универсиаде появился кольцевой трамвай, вроде хорошо. Вот только попасть в него можно через подъём и спуск на уровень третьего этажа. Вот как можно одной рукой создавать хороший общественный транспорт, а другой делать его недоступным и неудобным? Из вредности что ли?


С обычными улицами города тоже всё печально, всё отдано под автомобили. Например, от пешеходной улицы к Кремлю забыли сделать переход в нужном месте:


У детского театра аналогично. Проблему пешеходов пытаются решить заборами, хотя источник беды в другом: о пешеходах нужно думать в первую очередь, а не последнюю! Каждый автомобилист пешеход, но не каждый пешеход автомобилист.


Местами в центре опускают бордюр и монтируют тактильную плитку. Вот только здесь П-образный переход, то есть человек с инвалидностью должен не один раз перейти дорогу, а целых три. Это точно забота о маломобильных, или её имитация?


Между двумя пешеходными улицами вырыли подземный переход. Безбарьерная и комфортная среда? Забудьте!


Раньше по этой улице ходил трамвай и было озеленение:


Эта улица могла бы сегодня быть такой:


... но в итоге это просто непонятный кусок асфальта в центре города, на который легко можно посадить самолёт. Особенно доставляет ограничение скорости в 40 км/ч — вы построили гоночную трассу и пытаетесь убить желание гонять по ней?


Проблема даже не в старых ошибках, подобное совершали во многих городах, а в нежелании их решать. Скорее всего, местные департаменты и комиссии по безопасности даже не видят проблем в текущем состоянии. Вот это уже реально проблема.


Если в городе перед переходами появляются подобные надписи, то нужно срочно отправлять коллективы местного ГИБДД и дептранса на обучение по основам безопасности или хотя бы давать читать методички Минтранса. Это как при изнасиловании обвинять не насильника, а жертву за откровенный наряд.


Появившиеся же по всему городу заборы хороши лишь одним — ими можно оценивать свою деятельность в отчётах и нагружать работой заводы, для всего остального они бесполезны и даже вредны (подробно это уже обсуждали).


Вообще удивительно, что в городе понимают важность выделенных полос и, например, камер выезда на перекрёсток, но не понимают, зачем и как делать пешеходные переходы в нужных местах. Как можно быть впереди России всей по контролю и техническим новинкам, но не понимать базисных вещей?


Ещё здесь самый молодой трамвайный парк в России, но вагоны почему-то регулярно горят. Видимо, нужно не только купить, но и научиться поддерживать?


Казань — крайне интересный город, где есть деньги и желание меняться к лучшему. Только слишком часто это выражается в количественном желании, а не в качественном. Например, можно потратить много денег на закупку новых автобусов и остановок, но просто забыть про выделенные полосы, расписание, удобные билеты и прочие вещи. В итоге много денег и сил уйдёт на процесс, а пользоваться транспортом будет всё так же неудобно.


Или взять метро: оно по умолчанию считается хорошим и точка. Если же проанализировать потоки и бюджет, то выяснится, что небольшой коломенский трамвай перевозит больше людей, чем целая система метро. Нужно ли говорить, что стоимость содержания метро от такого поворота не снижается?


Вместо аналитики и попытки подтянуть метро за счёт реформирования всего транспорта, здесь думают построить вторую линию мимо центра города за какие-то космические деньги. Я понимаю, что строителям проще рыть туннели на окраине через поля, но неужели печальный опыт первой линии ничему не научил?


Казань типичный пример города с бюджетом и хотелками, где из-за централизации власти не обсуждают город и его проблемы. Когда у вас по умолчанию всё прекрасно-хорошо, то даже при самых благих намерениях красивые отчёты будут расходиться с реальностью.


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Казань: третья столица России


Казань для людей?


Когда упало много денег: транспорт Казани
Tags: Казань, Татарстан, архитектура, пешеходный переход, путешествия, трамвай
Subscribe

Posts from This Journal “Казань” Tag

  • Районный парк здорового человека

    Днём мамы с колясками, а по вечерам ребята с пивасом на кортах — типичная модель поведения для большинства районных парков в городах России.…

  • Как жители свой лес отвоевали

    Как часто вы слышите истории про застройку городских лесов и парков? Это явление сложно назвать новым или редким — уж очень большой соблазн…

  • Лучшая набережная России

    Ещё лет 7 назад можно было рассказывать о комфортных местах в городе лишь с зарубежными фотографиями, найти удобный и приятный современный парк…

  • Весна – время горящих трамваев!

    На фото трамваи из Гётеборга, которые выпускались полвека назад. Они на ходу, прекрасно выглядят, безопасны и даже не скрипят при проезде…

  • Кому нужен ваш безликий город?

    У каждого города, даже совсем небольшого, должно быть «своё лицо» и узнаваемые черты. Когда мы называем чьё-то имя, в голове сразу…

  • Казань для людей?

    Комфорт города начинается с мелочей: просматриваемой двери подъезда с деревянной ручкой на случай морозов, чистых тротуаров, красивых фонарей и…

  • Новая набережная Казани

    Дедлайн вчера – универсальный российский подход к проектированию. Обязательно нужно подготовить 7 проектов реконструкции дворов за 14 дней,…

  • Когда упало много денег: транспорт Казани

    Давайте представим, что вашему городу неожиданно крупно повезло - с неба упала куча денег на решение транспортных проблем, что тогда начнётся?…

  • Казань: третья столица России

    Да-да, именно третья и именно столица. Если вы не в курсе, то у Казани это официальный бренд, зарегистрированный в Роспатенте (товарные знаки…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments