Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Вода и бетон



Архитектура и урбанистика — это не так просто, как многим кажется. Всегда есть какая-то цель, но инструменты и методы её воплощения могут быть самыми разными: где-то хорошо сработает одно решение, но буквально через сто метров нужно будет придумывать уже что-то новое. Очень важно учитывать контекст, но с этим у нас очень сложно.

Например, вчера много людей писало мне, почему бетонная набережная в Вологде — ужас и нельзя, но в следующем посте из Казани бетонная набережная уже вполне себе нормальное решение — ЧТО ЗА ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ?! А всё просто, дело именно в контексте: градостроительном, историческом и социальном. Бетон может украсить место при правильном использовании, а может угробить многовековую историю. Аналогично со стеклянным остеклением, поликарбонатом и другими материалами, так же можно сказать о многоэтажках и даже заборах.

Сегодня предлагаю посмотреть на Слепянскую водную систему в Минске — это памятник своего времени, который постепенно разрушается, но всё ещё завораживает.

Минск сильно пострадал во время войны, можно сказать, что от старого города почти ничего не осталось. Градостроители воспользовались этим для перестройки улиц и кварталов, а также проложили водно-зеленый диаметр города, образованный рекой Свислочь и рядом водохранилищ на ней. Для этого реку спрямили и сместили, расширили, также был создан искусственный остров.


В 1960-ые годы стало понятно, что промышленности Минска не хватает воды. Для решения этой задачи в 1968 году началось сооружение Вилейско-Минской водной системы, основным назначением которой стал переброс больших объёмов воды из бассейна Нёмана (реки Вилии) в бассейн Днепра (Свислочь) через водораздел в районе Радошковичей.


В конце 1970-ых годов началось возведение дополнительного водного кольца для обеспечения нужд города. Изначальная цель была сугубо утилитарной, но затем было решено придать системе ещё и рекреационную функцию. Система искусственных и естественных водоемов в 40 км создавалась на базе ручьев Слепянка и Лошица. Строительство только первой очереди этого гидротехнического комплекса растянулось на десятилетия, поэтому до распада СССР успели достроить только часть кольца, после чего работы были остановлены.


Позволю себе немного цитат из материала realt.onliner.by о системе:
Северо-восточное полукольцо общей протяженностью 22,5 км создавалось на базе ручья Слепянка. В Слепянской водной системе предполагалось сформировать 14 искусственных водоемов общей площадью 157 га (включая крупное Цнянское водохранилище) и 13 декоративных каскадов (перепад высот по всей системе составляет 31 м). Проектировщиками комплекса выступили институты «Минскпроект» и «Минскинжпроект», в авторский коллектив вошли архитекторы Н. Жлобо, Б. Юртин, Л. Жлобо, Л. Белякова, Д. Геращенко, инженеры А. Самончик, Л. Деревянко.


Воду в систему подают с помощью насосов, которые поднимают её из средней акватории водохранилища Дрозды.


Система должна была дать жителям новых районов зелёные зоны в шаговой доступности от домов. Ландшафтные архитекторы работали в тесном контакте с проектировщиками жилых районов.


В некоторых местах вода уходит в трубы, входы и выходы оформлены водопадами и каскадами:


Грубые модернистские формы, бутовый камень, вода и деревья — оказывается, это всё может гармонировать друг с другом, а не соперничать!


Периодически вдоль канала устроены площадки спуска к воде. К сожалению, на этой фотографии видно, что система из-за соответствующего качества строительства и стройматериалов деградирует. Архитекторы понимали неизбежность этого уже сразу после завершения работ и боролись за создание специальной «службы эксплуатации водных объектов», основной деятельностью которой был бы уход за уникальными сооружениями. Однако эта служба так и не была создана. Результаты очевидны.


Задача ландшафтной архитектуры — сделать красиво. Это очень сложно сделать и просто испортить.


Например, в мире не существует прямых линий, и наш мозг с глазами это прекрасно понимают, поэтому архитекторы местами специально искривляли траекторию каналов:


Или, например, случайно раскиданные камни вдоль берегов появились там не случайно — это точки, где человек может сесть и полюбоваться водой и парком.


Искусственный остров с деревом-переправой. Было ли дерево специально так опрокинуто или оно само — вопрос. Чуть дальше есть обычный мост, но дерево идеально вписалось в ландшафт:


Местные жители:


Вдоль всей системы идёт прогулочная зона. К сожалению, её состояние удручает:


Тут мог бы получиться неплохой беговой или прогулочный велосипедный маршрут, но убитые плиты и постоянные лестницы этому не способствуют:


Ценность доступной среды явно появилась позже этого проекта:


Здесь практически нет заборов, вместо них лишь аккуратные бортики у воды в опасных местах:


Заборы стоят точечно, но не для защиты детей или пьяных, а для созерцания красоты — на них можно опереться и подумать о вечном:


Кроме того, сами заборы максимально простые и просматриваемые — они не отвлекают внимания на себя:


Все каскады, каждый из которых имеет индивидуальный художественный образ, выполняют функции плотин, поддерживающих постоянный уровень воды в водоемах. Их конструкции (кроме функции пешеходных мостов) используются для прокладки инженерных коммуникаций и устройства донных выпусков для снижения уровня воды.


Местами даже сохранилось мощение с рисунками:


Каскад с искусственным водоёмом перед проспектом Независимости в районе национальной библиотеки:


Удивительно, как конструкцию не закрыли заборами:


Говорят, что это место пользуется большим спросом у жителей в жаркую погоду — с выступов удобно прыгать, даже несмотря на запрет купания.


Хорошо, что здесь не слушают яжматерей)


Бетон — надёжный материал, но даже он без обслуживания не вечен:


Единой прогулочной зоны нет, вода часто уходит под землю при пересечении улиц, а людям приходится подниматься и идти до переходов. Странно, почему не были пробиты переходы в створе русел, или улицы не сделаны в виде мостов.


Сейчас же проблема дополняется стёртыми переходами:


В районе национальной библиотеки есть единственный отремонтированный участок, но лучше бы его не было:


Архитекторы и заказчики полностью убили стиль системы, заменив строгий модернизм ажурными скамейками и странными арками с греческо-сельскими мотивами — античные образы на нем парадоксальным образом сочетаются с танцующими белорусскими крестьянами в лаптях:


Здесь полностью обновили набережные, устроили новые, оригинально решенные клумбы, построили современный пешеходный мост, заменили скамейки и светильники. Связано это было, конечно, с возведением тут в 2006 году нового здания Национальной библиотеки Беларуси. В советское же время здесь планировалось построить парк Дружбы народов, частью которого канал и должен был стать. С дружбой народов не сложилось, в честь нее назвали парк в районе современной площади Бангалор, а этот участок подвергся застройке.



Система управляется разными городскими предприятиями без какого-либо единого видения места. Недавно здесь решили высадить новые деревья, что хорошо, но сделано это было хаотично. Из-за этого могут потеряться многие видовые точки.


Участок от Староборисовского тракта (современная улица Скорины) до улицы Металлистов (современная Филимонова) в 1970-е годы был зарезервирован под Минский зоопарк. В состав участка помимо Слепянской водной системы и прилегающей к ней зеленой зоны должен был войти и лесопарк со станцией детской железной дороги «Сосновый бор». Городские власти хотели, чтобы дети вместе с родителями имели возможность на Ленинском проспекте погрузиться в поезд и, используя его в качестве общественного транспорта, доехать до зоопарка.



Именно тут водоем системы наиболее полноводен (общий размер акваторий в 12,7 га позволял организовать здесь лодочную станцию). Широкая парковая зона по обеим сторонам от него должна была быть занята вольерами с животными, а занята в итоге коттеджами и таунхаусами с людьми. Сторона, примыкающая к лесопарку, уже застроена практически полностью. Застройка вдоль Филимонова только начинается.



Все, кроме собственно зоопарка, построить успели. Каскад в районе улицы Парковой образует выразительную композицию из четырех консольно вынесенных сливов и пешеходной эспланады перед потоками падающей воды. Эспланада вымощена плиткой, формирующей волнообразный рисунок.



Проходы завораживают, хочется поселиться где-нибудь рядом, чтобы просто каждый день ходить под водой:


Строительство Слепянской водной системы было закончено в середине 1980-х. Масштаб проделанного здесь архитекторами сейчас уже сложно представить. Вся работа выполнялась в условиях маловодного режима города на экологически запущенных территориях. Вместо технических каналов и подземных водоводов к предприятиям было рекультивировано более 150 га земли, занятых ранее многолетними свалками промышленных отходов. За десятилетие работы город получил практически непрерывную систему парков и скверов общей площадью более 300 га, где одновременно могут отдыхать более 60 000 человек.


Очень жалко смотреть на сегодняшнее состояние всей системы. Однако, мне искренне не хочется, чтобы город взялся за её восстановление — городские и белорусские власти просто не умеют работать с таким. Пример восстановленного участка хорошо показывается, что пока здесь умеют лишь ставить ажурные скамейки и мостить всё бетонной плиткой — это не архитектура, а шарлатанство. Восстановление системы должно начаться с создания единого оператора, который сможет наладить контакт с нормальными бюро и авторами проекта. Пока же пусть лучше всё будет в ямах и сколах, чем по-армейски красиво.


Я не успел проехать по всей системе, более полный материал о всей системе можно прочитать тут. И ещё раз повторю основную мысль: важны не материалы, а компетенция, идея и контекст. Даже из самых дешёвых и простых материалов можно сделать красоту, а из дорогого и сложного материала — полное уныние и ужас.


Спасибо Кириллу и Владу из Level80 за экскурсию!

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Хорошая набережная: 11 принципов


Лучшая набережная России


Новая набережная Тулы
Tags: Минск, архитектура, вода, набережная, экология
Subscribe

Posts from This Journal “набережная” Tag

  • В Тюмени показали новую набережную. Всё печально.

    Про главную набережную Тюмени я уже писал — это монструозный гранитный памятник плохим общественным пространствам и жадности строителей.…

  • Лавки и башни вас не спасут

    Губернатор Вологды перестал называть жителей «диванными критикам», теперь в город позвали цирк имитировать участие людей в…

  • Набережная для отчётности

    На этой неделе я показывал вам прекрасную набережную в Казани. Возможно она вам запомнилась детской площадкой, плавучей сценой или лавочками, но…

  • Лучшая набережная России

    Ещё лет 7 назад можно было рассказывать о комфортных местах в городе лишь с зарубежными фотографиями, найти удобный и приятный современный парк…

  • Как не надо делать город

    Город — это не только дома и улицы, в первую очередь это жители. Люди очень давно селятся рядом друг с другом для улучшения жизни:…

  • Сеул против машин

    Почти каждый крупный город в прошлом веке строил подземные переходы, расширял дороги, возводил эстакады на обычных улицах и заигрывал с личными…

  • Иваново: жён мало, пыли много

    Иваново – один из немногих городов центральной России, который меня удивил. Не в плохом или хорошем качестве, тут всё было довольно…

  • 10 причин не любить Петербург

    Как и у любого города, у Петербурга есть сильные и слабые стороны. Задача любого градоначальника – усилить первое и исправить второе.…

  • Хорошая набережная: 11 принципов

    К воде в городе можно относится по-разному: это может быть или место для лодок с защитными барьерами от наводнений, или приятное место для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments