Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Category:

Велосипед и город. ВелоРоссия 2014

"
Да, на фото я, и да, она только для привлечения внимания- под катом будем говорить о серьёзном.

подборка по городам!

Долгое время велосипед в России рассматривался исключительно как вид спорта или только в качестве развлечения. В это время весь остальной мир потихоньку понимал, что велосипед это ещё и средство передвижения по городу. И он очень эффективен, ибо:
1) занимает мало места как во время движения, так и во время стоянки:

крайний справа фрагмент- велосипеды


а могла быть парковка для 5 машин

2) экологически чист и вообще положительно влияет на здоровье людей;

3) снижает нагрузку на общественный транспорт;

4) уменьшает количество машин на дороге (а следовательно и пробки с загазованностью);

5) повышает мобильность населения.

И это всё при том, что из инфраструктуры велосипедам нужны только велодорожки да велопарковки, которые не стоят каких-то огроменных денег.

В итоге сейчас велосипед является чуть ли не основным видом передвижения во многих городах мира. Но не в России.

У нас пока что только в одном городе идут масштабные работы по развитию велоинфраструктуры- в Москве. И это заметно: появились велодорожки, велопарковки (опустим их эстетические качества, правда) и городской велопрокат, которых 2 года назад не было вообще. Уже этим летом было заметно, что велосипедистов в городе стало значительно больше.

Однако, названия данного поста намекает, что речь тут пойдёт не только о столице, но и о других городах России. Интереса ради я послал запросы о развитии велоинфраструктуры во все города России с населением более 1млн человек. Хотелось бы, конечно, охватить и полумиллионники, но это уже в следующий раз- таких намного больше и я один не справлюсь :) Ответили, правда, не все. В посте не будет Екатеринбурга и Уфы- видимо у них такие грандиозные планы, что они отвечают уже 3ий месяц мне тупо надоело ждать. Москва, в лице деп.транса, тоже не ответила, но о местных планах на этот год я и так знаю.

Итак, в обращениях я спрашивал о планах по велодорожкам, велопарковкам и о городском велопрокате на 2014 год. Поехали:

Волгоград
[официальный ответ]


Тут всё плохо. На этот год денег нет, да и на 2015-2016 тоже не будет. Плохо :(

Воронеж

[официальный ответ]





Тут мне расписали что у них уже есть столько-то разных велодорожек (все исключительно в парках) и поделились планами. Из проектов на этот год: ремонт 5,6 км велодорожек; установка 100 велопарковок к сентябрю (итого будет 214). Из дальних неопределённых планов: создание велодорожки вдоль набережной; в парке при реконструкции появится 10 км дорожек; создание сети в 5 и более км дорожек в новых районах (предложение от застройщиков, к слову); укладка велодорожки вместо трамвайных путей (!!!). Последнее я комментировать не хочу, ибо это не совсем к теме относится, но так нельзя...

Итог: ответ пришёл от управления физической культуры и спорта, а это уже показатель, что в городе к велосипедам до сих пор, по-старинке, относятся как к виду спорта. Хотя установка велопарковок радует, не всё так плохо, значит.

Казань

[официальный ответ]





Тут из чётких планов только расширение системы городского велопроката инвестором, но точных цифр нет. Зато есть планы по развитию сети велодорожек, которые сначала охватят центральную часть города, а затем дойдут до других районов города- это тоже неплохо. В общем, Казань молодец.

Красноярск
[официальный ответ]




Ответ опять-таки от департамента спорта. Вместо ответа по городу дан ответ только по о.Татышева (который, к слову, очень неплох для катания, но до которого ещё нужно добраться). На нём будет размечена трасса с грунтовым (?) покрытием длиной 19.5 км. Плюс велодорожки появятся на набережной Енисея и в Берёзовой рощи.
Развитие спорта и условий отдыха горожан это, безусловно, хорошо, но до осознания велосипеда как городского транспорта город ещё не дорос- у них даже данных никаких нет (иначе упомянули бы).

Нижний Новгород
[официальный ответ]




Тут хоть и ответ от деп. спорта, но зато информация поинтереснее- велодорожки появятся на улице М. Горького. Конечно одной улицы мало, но получить всё и сразу очень сложно и практически всегда невозможно...
Что ещё интересно- из ответа следует, что велопарковки "предусматриваются у подъездов жилых домов", если это правда (хотя когда я там был, то не заметил такого), то Нижний Новгород крут и впереди России всей, даже если это распространяется только на новые дома.

Новосибирск
[официальный ответ]



Ответ из деп. транспорта меня огорчил- там сразу сказали, что хрен вам, а не уличные велодорожки. И естественно, на это у них есть объективные и формальные причины. В будущем веложорожки будут развиваться только в парках и точка. Но, по их мнению: "Считаем, что принимаемые мэрией меры позволят в ближайшем будущем удовлетворить законные интересы велосипедистов нашего города и обеспечат этому виду транспорта еще большую популярность и безопасность движения". Смешно и грустно такое читать. Я бы на месте горожан попросил Варламова баллотироваться в мэры.

Омск
[официальный ответ]






Там ничего делаться не будет, но зато они прорабатывают концепцию по развитию велодвижения в городе на 2014-2020 года. И знаете, заложенные в неё принципы очень правильные и толковые! Правда, на дворе 2014 год, а Концепция, как я понял, не готова. Но я надеюсь, что Омск справится, а Новосибирск будет кусать локти и не понимать "как так, ведь это невозможно!".
Ну а пока в городе только 15 км велодорожек в парках.
К слову со мной даже созванивались из Омска и жаловались, что нет денег и что они вместо работы должны отвечать таким как я :)

Пермь
[официальный ответ]



Пожалуй, самый адекватный и приятных ответ- всё по делу. Они даже прямо написали о новых изменениях в ГОСТах! Правда, новых дорожек не появится, как я понял, ибо они только собираются актуализировать свои дальнейшие планы в данном направлении. Но зато они там уже есть на ряде улиц, и именно их будут приводить в порядок в 2014 году. "это же невозможно,невозможно,невозможно и точка!"-кричит Новосибирск

Санкт-Петербург
[официальный ответ]


В этом году в городе появится 5.4 км велодорожек и завершится проектирование реконструкции улиц, на которых будет более 10 км дорожек для велосипедистов в будущем. Насчёт велопарковок сказано очень размыто, но думаю что из станет больше (сейчас 538).

типовые велопарковки города на Неве

Ростов-на-Дону
Этот город меня поразил больше всех просто формой ответа:


Они бы ещё смайлики поставили, что ли...
Планов на 2014 год у них вообще нет, хотя велодорожки на улицах уже существуют.

Самара
Этот город тоже отличился ответом- они мне перечислили все соревнования в дисциплине МТБ (маунтинбайк), которые проводились у них в городе, и лишь в конце ответили хоть что-то по существу (поэтому нет скана одной станицы ответа- там 0 информации).

[официальный ответ]





Но зато понятно, почему они так мне расписывали про соревнования- они, видимо, решили перенять опыт Новосибирска, и ради безопасности горожан может сделают велодорожку на набережной. Хотя, при этом, признают возможность их появления при реконструкции улиц и обособления их от машин.

Небольшое дополнение от Антона Буслова:
"В Самаре направили письмо на исполнение не тому департаменту, в результате он начал отвечать по своей компетенции и "мимо кассы". В смысле исполнитель письма не знает, что вопрос ведет Департамент благоустройства и экологии, и что разработаны проекты включения велодорожек в состав зон рекриации при их реконструкции, с последующим созданием сети дорожек от этих зон рекреации к жилым кварталам. Это не сеть магистральных транспортных дорожек, но это уже что-то реалистичное в условиях когда тротуары не чистятся и рассыпаются..."

Челябинск
Тоже необычный ответ пришёл из города. Точнее ДВА ответа:
[официальные ответы]





Видимо, в городе ещё не решили, велосипед- это средство отдыха и спорта, или всё-таки вид городского транспорта...
Деп.транспорта- есть разработанные схемы, и они учитываются. То есть, видимо, ничего не делается в этом направлении.
Деп. спорта- всего в городе 4 км велодорожек в парках (мало...). Зато признали, что они понятия не имеют, сколько у них в городе велопарковок. Хотя бы за честность спасибо.

Москва
в 2014 году в столице появятся более 100км новых велодорожек, подробно об этом я писал тут, а городского велопроката станет ещё больше:
"в нынешнем году для проката будет доступно около 5 тысяч велосипедов, что в 10 раз больше, показателей прошлого года"- М.Ликсутов (начальник деп.транспорта). Вроде в инете была цифра, сколько точек велопроката появится, но я её не нашёл, но значительно больше точно-надо же куда-то ставить новые велосипеды.


Какой вывод можно сделать? В целом по крупным городам России всё далеко от идеала, но если посмотреть на то, что было, допустим, лет 5 назад, то изменения в лучшую сторону значительные. Уверен, количество и качество инфраструктуры будет только расти с годами (кроме Новосибирска- там это небезопасно и вообще не нужно). Свою роль также сыграет опыт Москвы в этом деле, я уверен- ведь у нас все города смотрят в сторону столицы и пытаются перенимать "опыт" (правда не всегда положительный, но это так, к слову). Так что буду делать такую подборку ежегодной, чтобы проследить динамику. Авось и скромные Екатеринбург и Уфа со временем отвечать начнут, а РнД присылать подобающие письма.

Но это ещё не всё!

С инфраструктурой вроде разобрались, но давайте поговорим ещё о двух вещах:

Вещь первая

Предвижу, как многие начнут писать, что у нас не те климатические условия для развития велотранспорта. Это заблуждение. Во многих северных странах велосипед очень популярен среди местного населения и зимой. Естественно, что в -30 мало желающих кататься, но ведь пешеходов тоже меньше на улицах, правда? Но это не значит, что тротуары не нужны.
На велосипеде можно спокойно кататься примерно до -10, потом уже не очень комфортно, да и смазка начинает замерзать (особенно если она органическая). Со снегом бороться очень просто- надо его убирать. В других странах в первую очередь чистят велодорожки с тротуарами, а дороги потом. Да и есть много примочек на велосипеды на зиму, к примеру резина с шипами или такие вставки:


Фотографии радостных европейских велосипедистов зимой:

они счастливы

Ну ладно, серьёзно, вот:






В Канаде так вообще велодорожки делают с запасом:

утром, говорят, пробки бывают



Ну ладно, улыбнулись и хватит.

Вещь вторая
Для небольших городов это проблема не так актуальна, но если не решить её в крупных городах, то вся затея с развитием велодвижения может пойти коту под хвост. Я говорю о том, что велосипед, как средство транспорта, штука очень хорошая, но далеко не все готовы ездить на дальние расстояния на нём. Давайте будем считать, что предел велосипедиста, условно- 10 км, то есть это доехать из одного большого района в другой. В мегаполисе, где расстояния намного больше, это будет проблемой. Но проблемой решаемой. Необходимо просто обеспечить человека возможностью либо взять велосипед с собой в общественный транспорт (ОТ), либо дать возможность доехать до пункта А, оставить там велосипед, сесть на ОТ, доехать до точки Б, и сесть там на другой велосипед.

Второй вариант легко решается сетью городских велопроков, где вся система работает как одно целое (поэтому не стоит путать это с частными велопрокатами, где каждый сам за себя). Такие есть у нас в Москве и в Казани:


С первым же всё немного сложнее. Правда сложности больше бюрократические. Но проблема тоже решаема. К примеру, в Москве на днях сообщили, что провоз велосипедов во всех видах наземного транспорта столицы в не пиковые часы будет разрешён и бесплатен. Правда провоз внутри транспорта, хотя, помнится, раньше речь шла о таких вот велобагажниках:

январь

Но эксперимент, видимо, быстро отмели, ибо в прошлом же году его с этого троллейбуса благополучно сняли:

конец лета

Хотя вообще такие багажники очень распространены в мире.

В прошлом же году велосипеды стало можно бесплатно провозить на электричках, это тоже большой плюс. Правда в других странах под это дело целые вагоны выделяют:


Осталось решить вопрос только с метро. Хотя, по сути, тут нужно только волевое решение. Сейчас же, как обычно, всё упирается в безопасность и нехватку места. К слову, в мире как раз разрешение провоза велосипедов в не часы-пик распространяется на метро (ибо на наземном ОТ есть багажники).


Небольшой итог

Как видите, не всё так плохо, как могло казаться (кроме Новосибирска и частично Самары). Москва не сразу строилась, как принято говорить, обычно. Хотя как раз столица поражает масштабом, который, в прочем, практически всегда отражается на качестве.
Я хотел вам показать, что если в вашем городе говорят, что "строить велодорожки нельзя, потому что..... и вообще такого в России никто не делает"- не верьте, ибо всё возможно, даже с нашими тупыми ГОСТами и законами. Так что, надеюсь, в следующем году хорошей информации будет больше.

Tags: Волгоград, Воронеж, Казань, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Питер, Ростов-на-Дону, Самара, Челябинск, велопарковки, велосипед, обращения, общественный транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments