Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Калининград: умные жители, отсталые управленцы




Всю прошлую неделю в мире шла европейская неделя мобильности — это акция, призванная обратить внимание на экологию, безопасность и общее развитие городов. Как правило, в эту неделю города по всему миру проводят велопарады, закрывают улицы для движения машин, заменяют парковки газонами и так далее. Цель — показать, что город должен развиваться вокруг человека, а не автомобиля.

Европейские города превращались в парковку примерно полвека назад, даже Амстердам сносил кварталы ради развязок и закапывал каналы землёй ради парковки. После этого начался обратный процесс: ренессанс трамвая, озеленение парковки и так далее. Оказалось, что считать нужно не пропускную способность улицы в машинах, а провозную в людях. Появилась понятная иерархия: сначала пешеход и велосипед, потом общественный транспорт и лишь по остаточному принципу полосы для машин и парковка. Где-то процесс пошёл быстрее, где-то медленнее, но в целом удалось победить пробки, смертность и зависимость жителей от машин.

Но предела совершенства нет, те же европейские города сейчас понимают, что хорошая улица — это здоровая экология и долголетие людей, развитие бизнеса, создание сообщества и прочие прелести (50 плюсов иметь удобный город для пешеходов). Поэтому с каждым годом акция лишь набирает обороты. Например, Париж в пятый раз закрыл движение машин в воскресенье, в Лондоне для автомобилей закрыли 20 км городских улиц — делают всё, чтобы показать дружелюбие города, где главные люди, а не машины.

Но в России что-то пошло не так.

Не перепутайте, вот так было в Лондоне:

фото David Mirzoeff/PA

Париж:

фото Thibault Camus/AP

Брюссель:

фото Dursun Aydemir/Anadolu Agency/Getty Images

А что у нас? А у нас всё грустно! Когда-то в Москве закрывали часть Бульварного кольца и устраивали праздник ради этого, но это осталось в прошлом. В последние же годы про акцию вспоминают в основном жители и компании, а города стоят в стороне. Итог предсказуемый:

этот же день в 2016

Но не всё потеряно! Ведь главное — это люди. И здесь хочется показать центр Калининграда, где жители сопротивляются варварству чиновников. Это пересечение Литовского вала с Московским проспектом, дом слева — Дом пожарных, часть сохранившегося Кёнигсберга. Этот дом собираются переделать под гостиницы с офисами и привести в порядок — это замечательно, вот только под шумок хотят добавить ещё один ряд и полностью убрать тротуар, а людей пустить через дом.



Это проблемный участок. Строительство улицы Дачной его немного разошьёт, но сейчас Корпорация развития прорабатывает вопрос обустройства арки внутри здания. Тогда можно будет убрать тротуар и сделать полосу для правого поворота. Возможно, такой вариант удастся сделать. Это улучшит ситуацию на перекрёстке.

губернатор области



Это не первых заход чиновников на дом ради машинок, в прошлом его вообще хотели снести ради ещё одной полосы. Вариант с сохранением и аркой менее радикальный, но это жуткий костыль ради сомнительной затеи. Такое можно было бы обосновать при улице в два-три метра, но здесь улица достаточно широкая. Подход «ещё полоса и всё поедет» был популярен примерно в 1960-ых годах, но во всех городах такой метод борьбы с пробками приводил лишь к ещё более серьёзным заторам. Можно вспомнить Садовое кольцо в Москве: его постоянно расширяли последние полвека, с каждым годом пробок становилось только больше, в итоге его сузили и засадили деревьями. Было:


Стало:


Кроме того, идёт подмена общественного пространства частным: владелец здания сможет закрывать проход через арку, гонять людей и развлекаться иными дозволенными методами. Это как построить на месте сквера торговый центр и сказать, что сможете гулять теперь по магазинам, только масштаб поменьше. И это ради ещё одной полосы на достаточно широкой улице.

Жителей не устраивает, что без их согласия распоряжаются городом и лишают пешеходов тротуара, они решили наглядно показать общественный потенциал места: в выходные на перекрёстке расставили мебель, проводили лекции, сделали веломастерскую, а вдоль Дома пожарных нарисовали лабиринт и велодорожку.

фото Рубана Александра

Люди молодцы, потому что им не всё равно и борются за комфорт своего города. Когда-то подобное проходили жители Амстердама, и сегодня все мы знаем результат борьбы. Усилиями дорожных оптимизаторов Калининград уже почти лишился трамвая, превращён в парковку и перемещаться по городу пешком почти невозможно — в мэрии давно доказали, что Калининград лишь географически находится в Европе. Без подобных напоминаний от жителей всё станет только хуже:

фото Рубана Александра

Предложение расширить проезжую часть — глупое и вредно. Такое решение кажется интуитивно правильным со стороны пользователя машины: не хватает места на парковке — виновата парковка, затор перед светофором — виноват светофор и пешеходы, улица не едет — нужно просто сделать ещё одну полосу.

Многие города уже совершали эту ошибку в прошлом, но добром это не кончилось ни в одном из случаев. Даже в США, где сносили целые районы ради развязок и добились 100 кв.м. на одну машину, всё плохо — из-за постоянных рабочих поездок из пригорода и обратно в 50 крупных агломерациях США общество ежегодно теряет $107 миллиардов.



К вопросу транспорта нужно подходить исходя из геометрии и математики — места мало, а проехать хочет много людей. С учётом этой страшной правды, города сегодня поворачиваются лицом к пешеходам и общественному транспорту, которые занимают в разы меньше места. Простая городская математика:

Если у вас на улице пробка из машин, то нужно делать автобусные полосу или даже строить трамвай — габариты улицы остаются прежними, зато провозная способность вырастает в десятки раз. У людей же появляется выбор: стойте в пробке в своей машине или выбирайте общественный транспорт, экономя деньги и время. За счёт этого город становится справедливым и доступным, а общественный транспорт получает приток пассажиров и требует меньше субсидий на свою работу. Так что если чиновники правда хотят победить пробки и сделать Калининград лучше, то вместо глупого уничтожения тротуара лучше пусть сделают выделенку — места там достаточно уже сейчас. В будущем же хотелось бы увидеть там быстрый и современный трамвай.

Московский проспект в германское время

Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...


Посты по теме:
Транспортная близорукость в Калининграде


Калининград: уже не Россия, ещё не Европа
Tags: Калининград, автомобили, активисты, деньбезавто
Subscribe

Posts from This Journal “Калининград” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →