Аркадий Гершман (gre4ark) wrote,
Аркадий Гершман
gre4ark

Categories:

Новгород: праздник без ОМОНа, севастопольская остановка и в чём смысл праздников



Великий Новгород мне нравится, но его посещение не приносит большой радости — об этом я писал ещё в прошлый раз. Здесь не успели и не смогли разрушить старое-хорошее, но и не смогли создать что-либо качественно новое. Старый запас потихоньку стирается, а ему на смену приходит асфальт и заборы — это очень печалит.

В этом году сюда приехал форум Среда для жизни — урбанистический гастролирующий форум. Это хорошая возможность показать свои сильные стороны и сделать пиар городу, но самое главное — это возможность получить уникальные для России знания: как делать дизайн-код вывесок, создавать крутые пространства, прокачивать общественный транспорт и в целом создавать город здорового человека. Обычно для такого тратят огромные средства на командировки и курсы повышения квалификации, а тут все урбанистические лидеры приехали к тебе сами!

Но мне почему-то кажется, что местная администрация не была рада такому вниманию: нужно что-то делать, чтобы не упасть в грязь лицом, ещё и от рутины отрывают. Возможно, я ошибаюсь, но заинтересованность города в таком масштабном мероприятии со стороны не считывалась. Зато горожане получили хороший праздник и несколько новинок!

Новая остановка и лицо города

Обычные остановки Новгорода выглядят так:


Городская остановка — это витрина всего транспортного комплекса города. Именно с неё человек начинает своё знакомство с автобусным или трамвайным движением, поэтому города по всему миру уделяют много внимания её дизайну и наполнению: плохая остановка без нужной информации спугнёт человека, и он скорее закажет такси, а хорошая всё покажет и расскажет. Это самый центр, но даже здесь нет толком защиты от осадков или ветра. Про навигацию, информацию о билетах и иных обязательных штуках я вообще молчу.


Российские города умеют закупать дорогие, инновационные и плохие остановки, но ещё ни один город не научился вешать актуальную карту маршрутов, стоимость и порядок покупки билета или хотя бы точное расписание движения — спланировать поездку с таким подходом невозможно. А ведь всё это можно уместить на нескольких А4 в файлике, как это делают в Риге или Праге:


Основная причина подобной плохой работы — политики, чиновники и сами горожане толком не понимают, «а зачем это нужно?» В головах многих общественный транспорт можно развивать только двумя способами: покупать новые автобусы и ставить остановки. Про выделенные полосы, тактовое расписание, пересадочные билеты, пешеходную инфраструктуру и навигацию даже не думают. Так в Новгороде появилась новая остановка:


Где есть цветные номера маршрутов, но нет ни одной схемы движения на карте города. Интересно, как они будут добавлять или убирать маршруты с крыши в будущем? Остановка, к слову, из Севастополя — я писал про историю её создания, очень занятное чтиво: https://gre4ark.livejournal.com/252940.html


Остановка совмещает в себе три важных функции:

  • это часть транспортной системы;

  • это конструкция, которая защищает человека от непогоды;

  • это городская деталь, которая будет стоять на каждой улице вашего города.




Первые две мы кратко уже обсудили, подробно я писал об этом тут. Давайте обсудим функцию городской детали: так уж вышло, что остановка будет стоять как среди памятников, так и на окраине рядом с панельками. Эта конструкция будет попадать на снимки людей, ассоциироваться с транспортом и всем городом в целом — можно либо пользоваться этим, либо игнорировать. Париж, например, создал остановку, которую хочется купить к себе домой и любоваться ею каждый день:


Разрабатывать собственную остановку сложно, а ещё дизайн стоит денег. Я не могу обвинить чиновников города в желании сэкономить, но нужно отдавать себе отчёт: город теряет свою айдентику, из Великого Новгорода город такими решениями превращается в один из 100500 любых поселений по всему миру. Это может быть не сильно критично для Набережных Челнов или Нальчика, но Великий Новгород — отдельная историческая и туристическая история в масштабах всей России. Севастопольская остановка хорошая (даже с её нелепой псевдоисторической колонной), просто Новгород достоин собственного лица.


Хотя, возможно, закупка типового даже к лучшему, потому что пока брендирование получается на уровне третьеклассника:


Просто напомню, что в России есть Екатеринбург, где создали бренд и наносят его на городские детали, а ещё слушают хороших дизайнеров. Новгородской администрации стоило бы у них поучиться.


Модернистское чудо в поле

Новгородский театр драмы можно сравнить с космическим кораблём, это самый яркий символ Новгорода ХХ века, как мне кажется:


В России такое любить пока не принято, модернистская архитектура довольно сложна и часто ассоциируется с чем-то античеловеческим. Но это памятник своему времени и символ города, который никогда не перепутаешь с другим.


Издалека здание интригует и завораживает своей формой, приманивает человека. Но при приближении всплывают детали варварства. Например, хаотичная замена дверей:


Или неспособность очистить фасад от граффити специальными средствами:


Здание нужно не только хорошо построить, но и уметь поддерживать — это оказывается слишком сложным занятием. При обновлении центрального входа не смогли попасть в пропорции остекления всего первого этажа и заменили металл на пластик. Такие детали обескураживают и портят здание, это как надеть красивый смокинг с плавательными шортами — можно, но все засмеют.


Было вот так, колонна в центре площади куда-то пропала:


Но больше всего претензий у меня к площади вокруг — это мёртвый асфальтовый плац с парковкой. В рамках форума архитекторы с жителями проводили воркшоп по оживлению этого места, но на презентацию решений я не успел.


Очень надеюсь, что первым делом участники предложили срыть лестницу со стороны улицы: почему-то для машин смогли сделать спуск без ступенек, а над людьми издеваются:


Это может показаться мелочью, но эта лестница — единственное препятствие для маломобильных на пути от огромной гостиницы Интурист к кремлю и всему историческому центру. Маленькая деталь, которая имеет большие последствия на уровне всего города. Тем более, тут достаточно всего лишь вывести заложенную дорожку к улице, убрать бордюр и сделать переход:



Старый-новый сквер

Если пройти чуть дальше от театра в сторону центра, то будет сквер Водников. Он тут давно:


Теперь тут стало чуть приятнее, работы обошлись в почти 12 миллионов рублей.


По сравнению с тем, что делали местные власти ещё в прошлом году, небо и земля:


От реки в мощении и дереве идёт какая-то дорожка с локальными обрывами. Я не нашёл информации, в чём задумка такого решения, очень не хватает таблички. Зато использование дерева в материалах очень радует.


Ещё тут поставили уличный туалет, который ещё или уже не работает — табличек со сроками запуска и информацией о ближайшем работающем туалете нет.


К форуму тут поставили стенды с картинками других проектов города, но их ещё не реализовывали:


Сквер радует, даже несмотря на туалет, но есть одна проблема: он пустой, хотя стоит на пересечении важных улиц в центре — люди просто проходят это место без захода внутрь. Очень не хватает какой-нибудь кофейни или иного магнита.


Городской праздник

Лекции для чиновников и обсуждение сложных проблем — дело нужное и хорошее, даже если большинство участников относятся к этому как «посидели и разошлись». Но город — это в первую очередь жители, которые как раз должны создавать запрос на комфортную среду. Фестиваль делает город интересным и мотивирует людей встать с дивана и выйти в город, это основной плюс.


Уличная еда, активности, стрит-арт и иная культурная начинка меняют пространство и привлекают людей — это хороший пример, что успех места во многом зависит не от плитки или детских площадок, а от правильного социокультурного программирования. Так что это пример быстрой и правильной трансформации пространства без армии строителей, в будущем люди смогут сравнивать свои парки или тот же сквер Водников с этим опытом.


Город не может существовать без бизнеса, а бизнес — это те же жители города. На фестивале организаторы соединяют людей: одни получают рекламу и прибыль, а другие — хорошие эмоции. Можно сказать, что такие мероприятия — социальный клей города.


Особо радует, что всё проходит со свободным проходом: без заборов, цепочки ОМОНа и шмона при входе.


В Новгороде фестиваль проводили на двух берегах прямо у Кремля, и это отдельная хорошая история: в Новгороде Кремль не закрывают, он остался полноценным городским местом, а зона вокруг крепости свободная, можно даже купаться и загорать. Тут были замечательные вводные, которые удалось усилить фестивалем:


Ещё в рамках таких фестивалей проходят лекции и открытые мероприятия по урбанистике, в прошлом году в Калининграде я сам выступал. В общем, это хорошая пропаганда здорового города и правильных идей в массах:


Утро субботы и неудачная погода не совсем передают атмосферу, но в пятницу вечером там было полгорода:


Поделиться записью:




А ещё можно подписаться в...





Избранное
Про урбанистику Эффект разбитых окон Про транспорт Про застройку Про благоустройство Общественные пространства
Как проектировать улицы Главная проблема наших городов Городские мифы Зарубежный опыт Ссылки и литература Мои путешествия


Tags: Великий Новгород, благоустройство, мероприятие, остановка, праздник, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “Великий Новгород” Tag

  • Транспорт, за который не стыдно

    Эйндховен — один из самых молодых городов Нидерландов. Как город он известен с 1232 года, но во время Второй Мировой войны он был…

  • Стабильный Новгород

    Мы путешествуем ради новых эмоций: открытий, удивления, воодушевления, гармонии и так далее. Поэтому каждый город пытается выделиться на фоне…

  • Не давайте этим людям деньги на благоустройство!

    Почему улицы городов отвратительны для пешеходов, велосипедистов и водителей? А почему площади пригодны только для парадов танков? Ну и из-за чего…

  • Приятный Новгород и неприятные заборы

    Новгород - отец городов русских и демократии. Кажется, обычно так говорят, да? Сегодня один из древнейших городов России вроде бы так близко от…

  • Великий Новгород на следующей неделе

    По делам государственной важности буду в Великом Новгороде с понедельника по среду. Для местных: Лекция о влиянии транспорта на город и как всё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments