gre4ark

20 минут на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категориий:

Краснодар: город одной улицы и парка


Сейчас в России модно говорить про участие жителей в управлении городами и человеческий капитал. Значение последнего мало кто понимает, но неоднозначная трактовка не мешает с умным видом об этом рассуждать. Поворот городов и государства в сторону людей хотя бы на словах радует, потому что раньше всё крутилось вокруг цифр: километры дорог, больше детских садов, кубометры газона и так далее. 

Необходимость заменить количественный показатель качественным назрела давно, но тут мы натыкаемся на неспособность системы и её механизмов быстро перестроиться. Например, второе по популярности слово на всяких форумах — «городская среда». О ней рассуждают очень много, но стоит форуму завершиться, как те же участники с умным видом идут согласовывать очередной человейник в асфальтовом поле и установку новых километров заборов: вышестоящим инстанциям плевать на эмоции человека в городе и его желание связать свою жизнь с этим местом, им нужны рекорды по квадратным метрам и километры заборов.

Краснодар — сегодня один из самых быстрорастущих городов России и самый молодой миллионник. Руководство этим гордится, но если трезво смотреть на вещи, то становится очевидным очень простой факт: Краснодар популярен за счёт ещё большей убогости других городов. 

Количественный  прирост города перекрывает собой откровенные проблемы с качеством улиц, транспорта и новых районов, создается обманчивое впечатление «у нас всё хорошо, иначе бы люди не ехали!» В действительности же город получает 10 новых жителей с невысоким показателем капитала, но теряет хороших специалистов, которым не нравится окружающий бардак и которые имеют возможность без проблем найти себя в более комфортных городах.

Ночь скрывает уродство

Чуть больше года назад я подробно рассказывал о ситуации с уничтожением архитектуры в городе, транспортных проблемах и общем состоянии города. Положительных изменений с тех пор не наблюдается, хотя год — крайне небольшой срок, за который сложно решить даже долю старых проблем. Зато я наконец-то посмотрел на центральную улицу города, где каждые выходные перекрывают движение машин:


Красную улицу закрывают для автомобилей уже давно. Если в других городах подобные предложения натыкаются на бурю негодований со стороны автомобилистов, то здесь к подобному все привыкли и свыклись. Улица наполнена людьми даже в полночь, все гуляют и получают положительные эмоции:


В это время улица становится безопасной и комфортной для всех жителей без исключения:


Не уверен, что улицу нужно делать пешеходной на постоянной основе, но вот сузить число полос до одной в каждую сторону и расширить тротуары точно можно. Уже сейчас видно, что её ширина для машин избыточна — идёт ремонт с сужением, и всё прекрасно едет.


В целом на улице очень хочется поработать болгаркой: срезать страшные столбы, провода и иллюминацию по центру, убрать кошмарные вывески и отправить врагам России все уличные динамики. 


В первую очередь надо снять и сжечь все динамики светофоров. Это не забота о слабовидящих, а издевательство над всеми жителями! Для людей с плохим зрением давно придумали трещётку, которая включается при необходимости от прикосновения, там же наносят тактильную схему перехода.


Это одна из самых красивых улиц города, но красоту всеми силами прячут за знаками, лампами, пластиком и прочим мусором. 

фото с прошлого визита
фото с прошлого визита


Городу очень не хватает хорошего дизайн-кода и жёсткого архитектурного совета. Первое вроде бы в процессе согласования, а архитектурный и градсовет были созданы только в 2017 году, но на прошлой неделе их разогнала прокуратура. Поэтому пока в городе что-то интересное и красивое встречается скорее вопреки всему и вся.


Город для машин

Всё за пределами главной улицы можно описать одной фотографией:


В городе сильны сельские настроения, когда свою машину можно кинуть где угодно и как угодно. Такое позволительно в деревне или в полях, но в городе из-за личного комфорта одного человека начинают страдать сотни и тысячи других. Трагедию общин давно научились лечить с помощью больших штрафов и платной парковки, но в Краснодаре что-то пошло не так.


Что важнее: безопасность всех жителей и детей или возможность кинуть машину «на 5 минуточек»? В Краснодаре жители доказывают делом, что второе. Это — переход в центре города, рядом десятки государственных учреждений разного калибра и школа. Два гения кинули машины в зоне перехода, грубо нарушив правила движения: если ребёнок пойдёт неаккуратно через дорогу, то водитель за рулём просто его не увидит вовремя. Неужели в каждом городе России должна произойти трагедия со школьником, чтобы начали думать о дружелюбности улиц для детей?


В городе никогда не будет хватать места для всех желающих ездить на машинах, поэтому ни один умный город не будет строить паркинги или уничтожать улицы ради ещё нескольких парковочных мест. Вместо этого вводят цену за час — регулируют спрос и предложения, повышая оборачиваемость дефицитного ресурса. Ничего лучше этого за последний век придумано не было.


Привычных «автомобильных прав» и «город обязан сделать мне бесплатную парковку» не существует. Это так же дико, как требовать бесплатную квартиру побольше, потому что в текущую не влезает диван — такого никто не будет просить, ведь это личные проблемы человека. 


Другое дело, что долгие годы с экранов телевизоров всем вещали про проблемы парковки и как город будет строить новые места — все привыкли, что город решает чужие частные проблемы. При попытках же ввести платную парковку возникает чувство несправедливости и слом шаблона, но это ожидаемо и с этим нужно уметь работать.


Платная же парковка в Краснодаре натолкнулась не только на недовольство жителей, но и на импотенцию ГИБДД. Полицейские не хотят сами контролировать оплату и не дают данные городу. Последнее, как правило, случается в двух случаях: чувства полицейских оскорблены от подобных попыток навести порядок, или же кто-то из руководства хочет проводить все операции через фирму своего друга и иметь с каждого штрафа процент. 


Трамвай, троллейбусный погром и приоритеты

Город — не деревня, поэтому современные города создают такие условия, при которых жители могут спокойно жить без личного автомобиля. Это большая и сложная работа: новые районы связывают хорошим общественным транспортом, делают безбарьерную среду во всём городе, озеленяют улицы и расширяют тротуары, строят велодорожки и так далее. Здесь же пассажир общественного транспорта начинает страдать от ларьков, столбов и ям ещё на подходах к транспорту:


В Краснодаре хороший трамвай, но ему не хватает посадочных платформ, приоритета на светофорах, удобных остановок с навигацией и так далее. Самое главное, что его не проводят в новые районы — люди физически не могут доехать до своей работы или учёбы на общественном транспорте. В итоге все горожане имеют площади-парковки и упаркованные в край улицы.


Закупка новых вагонов — дело хорошее, но это самая простая из задач. Люди не умеют телепортироваться из своих квартир в ваш трамвай, им нужны удобные тротуары, безопасные переходы и хорошие транспортные хабы!


В борьбе за пассажиров города всего мира активно делают общественный транспорт быстрым, надёжным и привлекательным. На неделе я покажу вам новые нидерландские вокзалы, и вы сами поймёте, о чём я говорю. В Краснодаре же в этом году закупили новые вагоны, где дизайнер восхищался табуреткой:


С остальным общественным транспортом всё грустнее. Из центра города убрали контактную сеть, отрезав троллейбусные маршруты от нескольких районов вне центра. Обещали пустить электробусы, но их не купили, зато выдернули автобусы с остальных маршрутов города. В итоге жители лишились экологичного вида транспорта и от потери одного участка пострадали жители всех других районов. Ходят слухи, что всё это было сделано по просьбе Сергея Галицкого в обмен на реконструкцию улицы. Интересно, что сам Сергей передвигается по городу на своём вертолёте.


Зато город стал наносить выделенки на улицах. В Краснодаре в прошлом был неудачный опыт, когда автобусы с троллейбусами пытались вытащить из пробок, но хотели сделать это тихо и без публичной кампании: в итоге выделенные полосы продержались несколько дней и были громко стёрты под крики автомобилистов. С тех пор пробки стали ещё больше, власти рискнули пойти на второй заход, но начать с менее напряжённых мест.


Понимаю страх мэра и подчинённых с учётом прошлого провала, но подобные решения имеют свои минусы: люди продолжат бежать из троллейбусов в личные машины, жители не будут видеть толк в выделенках на пустой улице, вводить следующие километры будет сложнее. Кроме того, нельзя забывать делать качественные проекты самих выделенок — с этим тоже есть проблемы: не убрали парковку, местами троллейбус физически не может ехать по своей полосе и так далее. Как делать правильно, я писал ранее на примере Москвы.


У выделенок есть простое правило: их делают там, где общественный транспорт стоит в пробках. Даже если на улице всего две полосы, даже если одна, интересы тысяч человек важнее нескольких десятков людей в машинах. У жителей каждое утро должен быть выбор: либо они спокойно и без пробок едут на работу и экономят время на общественном транспорте, либо же сидят в пробке со своей музыкой в машине. Если выбора нет, то машин на улицах будет ещё больше, а пробки — ещё мертвее.


Новая мобильность

Всего за год в городе заработал сервис аренды велосипедов без станций с хорошим охватом. Есть депозит в 100 рублей, на выбор тарифы на день (150р), месяц (600р) и год (2400р) с бесплатными 30 минутами езды в каждой сессии. Иногда велосипеды ремонтируют прямо не отходя от кассы:


Фирма работает в нескольких городах России. В отличие от московского или петербургского проката, здесь нет бюджетных средств, только частный капитал.


Заодно появились прокатные самокаты, сразу несколько фирм. Одна фирма просто купила б/у самокаты Делисамоката из Москвы, они даже не стали отклеивать логотипы московского транспорта.


Есть более полноценные фирмы. Но за два дня я видел буквально 2-3 человек на электросамокатах — ездить на них по неровным тротуарам и скакать по бордюрам крайне некомфортно, велосипед более проходимый в этом плане.


И велосипедам, и самокатам нужна безбарьерная среда и велодорожки — без этого ими будут пользоваться единицы.


Городское и антигородское

В этот приезд у меня было выступление в местном Экспоцентре, который расположен на окраине городе. Это хороший пример того, как нельзя делать крупные градостроительные проекты!


Сама архитектура и планировка комплекса спорная, привлекателен только главный вход и небольшая площадь перед ним. В остальном комплекс контактирует с улицей через большую парковку. Напомню простой принцип городской застройки и объекта в поле:


Доехать сюда можно только на машине, нормального общественного транспорта нет. Это знатный промах, который в дни событий ставит раком весь город — тысячи людей пытаются доехать до места на машине, забивая всё и вся. При этом всего в двух километрах от места есть жд пути, где можно было сделать станцию: всего одной городской электрички хватило бы для перевоза всех желающих без пробок и за 15 минут от центра города. Но в Краснодаре так и не запустили городскую электричку, хотя говорят о ней давно, так ещё и корпуса расположили далеко — никто не пойдёт  через развязки и поля до выставки.


Здесь же открыли музей истории. Сейчас такие появляются по всей стране, но в Краснодаре вместо красивого здания построили сарай. Так стыдно за историю России мне ещё не было, даже ангары Ашана симпатичнее выглядят.


Зато я наконец-то дошёл до местной водонапорной башни инженера Шухова. В Москве его башня — общегородская достопримечательность, символ города. Здесь башня оказалась во дворе торгового центра, из-за чего её не видно с основной улицы района. С другой стороны, на ней сделали акцент в рамках торгового центра: разместили внизу ресторан и вывели окна фудкорта на башню:


Ночной парк Галицкого

Про парк у меня также был большой материал. Часть проблем была решена: протоптанные газоны укрепили, появился общепит и мобильные палатки с водой, деревья выросли и появилась тень, полностью заработал амфитеатр, где показывают фильмы и проводят лекции.


Интересно было бы узнать ежемесячные расходы на поддержание парка. Что-то мне подсказывает, что это несколько десятков миллионов в месяц — будь он на балансе города, бюджет бы просто не потянул все газоны и прочую красоту.


Место ожило. Как я и говорил, если место удобное и комфортное для человека, люди начинают это ценить и вести себя уважительно в ответ — я не встретил разбитых площадок, граффити или прочих проявлений вандализма. Вероятно, такие случаи происходят, но управляющая компания оперативно всё ремонтирует и эффекта разбитых окон здесь нет.


Проблема доступности никак решена не была — чтобы комфортно отдохнуть и погулять, нужно долго ехать на машине или идти от трамвая по разбитым улицам через частный сектор. Парк остаётся оазисом среди ужаса.


Это одно из двух мест Краснодара, где маломобильные жители могут пользоваться городом на равных со здоровыми и молодыми. Таким должен быть весь город, но пока на миллионный Краснодар есть лишь парк и главная улица в выходные.


Открылась ещё одна очередь парка, сейчас активно доделывают следующие части.


Заодно вскрылась новая проблема парка: электросамокаты. В самом парке нет пунктов аренды, люди берут их на подходах к парку и летают по дорожкам. Особенно страшно, когда ребёнок едет на скорости 20 км/ч и не замечает людей вокруг. В парке действует ограничение на подобное в самые людные часы, но за всеми уследить не получается.


Самое удивительное, что парк днём и тот же парк ночью — два разных места. Здесь очень круто проработали световой дизайн. Светом показывают главные площади и второстепенные тропинки:


Многие места становятся приватными за счёт правильной настройки светом:


Тропинки играют тенями с проходящими людьми:


Часто светом управляют людьми. Например, в арках и проёмах свет ярче, чтобы не было соблазна использовать их для туалета или иных сомнительных вещей.


Подсветка стадиона и парка — однозначно один из лучших примеров светодизайна в России.


Куда идти дальше?


По Краснодару хорошо видно, какой город жителям нравится больше — они ногами голосуют за комфорт. Вот только добраться до этих мест можно лишь на автомобиле: жители города сегодня в прямом смысле слова заложники железных коробок. Захват улиц шёл медленно, но уверенно, в итоге передвигаться по улицам пешком или на велосипеде может лишь отчаянный человек.


Изменить ситуацию сложно, но реально. Никто не любит революционеров, но если ничего не предпринять, то дальше всё будет только хуже. Уже сейчас город оброс однотипными районами человейников, где можно существовать в двух вариантах: сидеть дома с хорошим ремонтом и сидеть в машине, ненавидя всех вокруг. Такой город обречён на деградацию, в нём просто нет места человеку. 


Нас с Ильёй позвали как раз поговорить про город и его среду для человека. Мой тезис про переплавку всех заборов в велосипеды зал встретил аплодисментами. Илья же хорошо рассказал про мэров других крупных городов, которые начали вкладывать деньги не в развязки и подземные переходы, а в тротуары и общественный транспорт — зал отреагировал очень хорошо. Думаю, 2020 год — хорошая точка для очеловечения Краснодара.


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Автор записи увидит Ваш IP адрес 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →