Golden Entry

Categories:

Детали Роттердама: классные улицы, трамваи, туннели и писсуары


После детального разбора истории градостроительных вызовов, местного вокзала и рынка наконец-то можно просто пройтись по городу и посмотреть на интересные вещи. Усаживайтесь поудобнее, впереди много всего любопытного!

Улицы для жизни

Начнём с нашего любимого тактического урбанизма! В центре города решили сделать оживлённую улицу чуть приятнее — перекрыли часть улицы раскладушкой и призывают водителей вести себя чинно, ведь теперь это улица для приятных прогулок и счастливых велосипедистов:


Нужно отметить, что местные улицы сложно назвать агрессивными в принципе. Особенно по сравнению с российскими аналогами, где качество измеряется километрами заборов и кубометрами асфальта.


Когда показываешь фотографии улиц из Нидерландов, первая реакция неподготовленного человека простая: «А сколько там жителей? У нас так нельзя!» Конечно же можно, ведь качество улиц и принципы транспортной системы строятся на плотности, а не на количестве жителей. Голландские города очень плотные, просто там используют принципы устойчивой мобильности с приоритетом пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта — место для машин и парковку делают по остаточному принципу.


Логику же «не мегаполис — не пример» можно сравнить с законами физики: они работают в любых условиях, вне зависимости от климата или числа жителей. С законами мобильности и урбанистики аналогично. Уровень автомобилизации Нидерландов раза в два выше России, просто они делают правильные улицы и мотивируют людей пользоваться машиной в самом крайнем случае. 


Поэтому местами тут даже нет обособления трамвая — машин не так много, чтобы они создавали проблему общественному транспорту.


Эта улица по ширине и своему классу примерно равна Тверской. Вот только здесь много зелени, мало шума и наземные переходы.


Лишнее пространство отдают под озеленение. По центру едет трамвай и ряд для машин с парковкой, а дублёр — под парковку для жителей и велосипедистов:


Сюда же ставят крытые велопарковки:


Транзитного движения для машин нет, только велосипедисты и пешеходы могут двигаться прямо. 


Другой пример, тоже магистральная улица, явно родом из 1960-х. Здесь аж два дублёра: один под ряд с соседней улицы и под автобусы. Также много деревьев и велодорожка. По факту, здесь 5 полос в одну сторону, но это не кажется каким-то монстром типа Тверской:


Если кто не понял, то пятая полоса — велодорожка:


Это именно магистральная улица, просто здесь давно нет цели сделать из улицы трассу и дать возможность каждому ездить на своей машине без пробок. Люди в основном передвигаются на велосипедах и общественном транспорте, занимая мало места на улице. Если бы не было безопасной среды и сети велодорожек, то были бы мёртвые пробки.


Даже полвека назад, когда здесь ещё жили мечтами о светлом автомобильном будущем, здесь не строили подземные переходы и адовые развязки на улицах. Это хорошо видно по старым дорогам — опускают машины, оставляя связки между улицами на одном уровне с обычными светофорами и велодорожками:


Это улица в жилой зоне, где нет общественного транспорта и большого транзитного движения. Здесь двустороннее движение, но полоса на полторы машины — для разъезда надо немного заезжать на велополосу. Это стресс для водителя, поэтому они ведут себя аккуратнее, что повышает безопасность улицы для всех.


Перед светофором же идут обычные ряды и расширение — никто не пытается расширить саму улицу, повышая пропускную способность точечно в слабых местах. Просто транспортом здесь занимаются специалисты, а не дорожники.


Тут очень любят делать разметку плиткой: её не нужно обновлять каждые полгода, она не скользкая и не выпирает. Плюсов много, но за одну ночь не получится поменять схему движения, как это любят делать у нас.


В жилых районах всё чуть проще, здесь жители устраивают мини-огороды в лунках для деревьев. В итоге каждые два метра у тебя разная растительность и разнообразие, бюджет снимает с себя часть работы, а жители просто радуются. Улица — это история про среду для жизни, а не только место для парковки.


Голландцы вообще любят зелень и пытаются каждый кусочек сделать зелёным.


В центре парклеты вытесняют машины:


Вариант с велопарковкой. Было одно место для машины, стало около 20 мест для великов:


Отдельный кайф — мощение и внимание к деталям. Каждая улица уникальна, но везде применяют типовые элементы для повышения качества и ускорения работ. Рабочим не надо пилить бордюры под окнами людей, когда всё уже сделали на заводе:


Площадь-кран

В центре Роттердама есть площадь. Она довольно большая и мёртвая, скорее всего под ней паркинг и озеленить её деревьями не получилось. Зато здесь есть огромные лампы:


Архитекторы хотели подчеркнуть портовый статус города, поэтому лампы напоминают краны. Ещё сюда заложили возможность управлять ими! Каждый человек может поиграть с ними! Кайф:


Подземные писсуары

В Нидерландах есть проблема с общественными туалетами, чаще всего их нет. Я не нашёл прямого ответа, но говорят, что с ними были проблемы в прошлом — там любили спать или делать разные непотребства. Зато в людных местах есть писсуары. Днём они под землёй:


... а ночью:


Я прекрасно знаю, что это не решение всех проблем и ими не могут пользоваться женщины, плюсы и минусы я описывал в прошлых постах. Просто констатация факта.


Сейчас больше интересно, что людям делать днём. Возможно, расчёт на заведения вокруг, что человек пойдёт в них.


Временная версия. Только прошу не устраивать вопрос этики в комментариях — пусть лучше люди ссут сюда, чем в кусты, арки и подъезды.


Морской музей

В центре Роттердама есть большой морской музей, внутрь попасть не успел, зато открытая часть экспозиции очень радует:


Тут довольно много кораблей, везде идёт информация о судне и его истории:


Тематические таблички:


В некоторые можно зайти внутрь, но лишь по билетам:


Всё крайне круто и стильно, наглядно показывают работу местного порта и историю места в целом:


Как я понял, многие агрегаты в рабочем состоянии и иногда их задействуют для наглядности.


Ещё в городе есть водное такси, но это немного другая история:


В общем, крайне рекомендую хотя бы пройти мимо музея, оно того стоит!


Трамвай и метро

Во-первых, это красиво!


Местами даже встречаются классные опоры!


Екатеринбург доказывает, что у нас тоже можно так делать. Заметьте, здесь даже нет заборов — вместо этого идёт буфер из зелени с постепенным подъёмом к краям с созданием большой ступеньки у проходов и проездов.


Вот тут лучше виден уклон:


Но тут не умеют делать правильные платформы: где второй переход?


Более капитальная платформа. Здесь комплексно реконструируют улицу: убрали один ряд для машин и добавили озеленения. Работы проходят в рамках плана «Binnenstad als City Lounge» (Центр как городской лаунж) — муниципалитет решил сделать город для велосипедистов с пешеходами и сократить количество автомобилей.


Дополнительный ряд для отстоя или пропуска другого маршрута. 


Есть раздвоение и просто перед поворотами, прям как в Варшаве или Хельсинки:


Особо доставляют старые вагоны среди небоскрёбов:


Интересно, что как таковых пешеходных переходов через пути у них нет. У трамвая всегда приоритет, а у переходов стоят специальные сигнальные светофоры, которые работают от замыкания цепи при подъезде вагона. 


В целом система общественного транспорта здесь довольно типовая: есть местные проездные на все виды транспорта, но можно проходить по единой карте OV. К слову, карта пошла именно из Роттердама — здесь её ввели впервые, а потом все поняли, как это удобно. В метро есть турникеты, которые принимают QR коды билетов:


Царь-труба пересадки:


Также действует междугородняя линия скоростного трамвая в Гаагу, формально причисляемая к метрополитену как «линия Е». У каждого крупного хаба обязательно будет велопарковка, здесь она открытая и её опустили чуть ниже улицы, чтобы не захламлять вид:


Туннель

Берега реки Ньиве-Маас соединены тоннелем длиной 1070 м, который открыли в 1942 году. Тоннель имеет автомобильную и велосипедно-пешеходную нитки. 


Вниз ведут эскалаторы и лифт:


На пешеходную часть нужно спускаться ножками или ждать лифт:


Строительство начали в 1937 году, но перед этим была длительная дискуссия: все понимали нужду, но выбирали между мостом и тоннелем. Победил тоннель, так как строительство моста было бы слишком дорогим из-за необходимой высоты для обеспечения прохода судов в порт. 


В вестибюлях довольно много исторических фотографий:


Лучше бы их разместили на стенах тоннеля, а то идти вдоль белой плитки крайне скучно:


Строительство велось методом погружённой трубы: заранее заготовленные элементы тоннеля опускают в воду, соединяют между собой и закрывают снаружи. Каждая из девяти секций тоннеля имела в длину более 60 метров, высоту 9 метров и ширину 25 метров.


Интересно, что в конце Второй мировой войны в автомобильной части смонтировали контактную сеть для троллейбусов, но запускать ничего не стали. Зато в 1944 году немецкие оккупационные власти заложили в тоннель взрывчатку, а провода контактной сети предполагалось использовать в качестве детонатора. Предположительно из-за саботажа Сопротивления взрыва так и не произошло.


Немного урбанины и архитектуры

Сложно словами передать все детали и интересности. В видео постараюсь показать чуть больше, поэтому очень рекомендую подписаться на мой Ютуб-канал, чтобы ничего не пропустить!


Также напоминаю, что в Нидерланды я поехал на образовательную программу «Архитектура и Урбанизм». Следующая поездка будет в апреле 2020, по промокоду «Гершман одобряет» получите три ништяка: скидку 10%, серию книг по современной архитектуре Голландии и воркбук по креативному мышлению для архитекторов и дизайнеров. Крайне рекомендую!


Если же просто окажетесь в Роттердаме, то зайдите в местный музей дизайна:


Здесь много книг по архитектуре и урбанизму, даже про уродские бельгийские дома написали!


Мы там зависли надолго в свой визит. На следующей неделе будут посты уже про Амстердам!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded