gre4ark

Categories:

Нижний Новгород: всё плохо, зато по-настоящему


Давние читатели знают моё отношение к Нижнему: его хочется отмыть и подлатать, смотреть на текущее состояние города очень больно. Но в отличие от других городов, этот город всегда цепляет за душу и не оставляет равнодушным — повод этих чувств не самый благоприятный, но такого качества нет у большинства российских городов. 

В целом во время прогулки тебе больно смотреть на развалины старого города или убогость местных улиц, но ты понимаешь, что это настоящее. Поэтому в моём личном рейтинге Нижний находится выше соседней Казани, где всё аккуратнее, но есть чувство компьютерного симулятора и нанятых актёров вместо горожан.

Новая стрелка

К чемпионату в городе освободили стрелку Волги и Оки от порта. Теперь здесь большое асфальтовое поле:


Мало было закатать всё в асфальт, сверху добавили бетонных заборов. В целом, здесь можно снимать фильмы про пост-апокалипсис: людей нет, накидать мусор можно довольно быстро, бетонный забор достаточно просто не красить один год.


Ещё здесь появился новый стадион, который принимал матчи. Это пешеходная зона перед ним:


Это — подходы со стороны вокзала и остального города:


Красиво? Именно так дети смотрят на свой город.


Комфортная городская среда по-нижегородски — это когда есть забор, фонари и плитка. Идеальное для отчёта благоустройство места, где никогда никто не появится.


Дальше хотя бы скамейки начинаются, но толку от этого нет. В целом, это хороший пример веры в кирпич: мы что-то сделаем, и люди обязательно появятся. Это так не работает.


Единственное верное решение сегодня — отдать все асфальтовые плацы под застройку. Только так здесь появятся жизнь и люди, район перестанет быть декорацией к фильмам про зомби.


Если вокруг не будет жилья, офисов и иной застройки, никто не появится на ваших  дорожках. Вот только отсутствие людей не означает отсутствие затрат! Это не только построили за наши налоги, это ещё нужно мыть, ремонтировать и убирать от снега. Деньги уходят, а выхлопа нет.  


Хочется верить, что через пару лет здесь будет вот так:

Копенгаген
Копенгаген


Или так:

Копенгаген
Копенгаген


Здесь же ещё построили станцию метро, до которой от ближайших домов нужно идти либо через грязные тропы:


Либо через парковку. Очень удобно, ага.


Потому что пока что в Нижнем умеют делать лишь так:


В процессе сноса портовых корпусов нашли конструкцию всероссийской выставки 1896 года. Сначала всё хотели просто снести, но наследие отстояли — это правильно и хорошо. Портовые же краны не отстояли — это печально. Пока всё стоит за забором.


Я так понимаю, что город пока не очень понимает, что делать со всей этой территорией. Это нормально, не стоит торопиться и ломать дрова. Но почему хотя бы не открыть доступ к остаткам и не повесить информационные плакаты о выявленной достопримечательности, я не понимаю. 


Другая новая набережная

На противоположной стороне тоже обновление, наконец-то в историческом центре появилась набережная!


У места очень непростая судьба, долгие годы здесь было так:


Вместо воды у нижегородцев был лишь синий забор. Есть подозрение, что горожане вообще забыли за годы стройки, что здесь когда-то была вода. К чемпионату этим местом тоже занялись, а из простого открытия решили сделать перфоманс: демонстрационный снос синего забора. Идея очень крутая, вот только за несколько дней до этого был ураган и забор сам упал — разрешений получено не было, поэтому забор вернули обратно и обрушили уже по сценарию. Как по мне, очень классная история получилась)


Вот только людей опять нет!


Мы вновь приходим к тому, что хорошее общественное пространство — это не просто плитка, фонари и скамейки. Людей нужно завлекать на место, для этого нужна дирекция и социо-культурная программа. Здесь же нет даже бизнеса.


Ну что это такое? Напомню, недавно я писал про 11 принципов хорошей набережной — здесь их ноль.


Синие кабинки позора сегодня не ставят даже на стройплощадках, а здесь они в видовой точке и месте входа людей на набережную. Сразу понятно, что людям здесь не особо рады.


Даже при нынешнем виде на набережной было бы больше людей, будь к ней удобные подходы. Вместо этого здесь образовалась асфальтовая река, где удобно ехать 80-100 км/ч и где огромные расстояния между переходами.  


Это один из подъездов к мосту через Оку, но это не причина делать плохо. Для сравнения, вот улица подобного статуса в Роттердаме: она разбита на небольшие участки и имеет много зелени — здесь можно комфортно идти с друзьями и разговаривать без постоянной оглядки на мчащиеся машины. Просто нужно звать на проекты транспортников и архитекторов, а не дорожников.


С этим можно работать, нужно лишь решить вопрос с улицей, высадить взрослые деревья и добавить несколько точек притяжения. В любом случае, это в разы лучше той же Тюмени или Вологды, где переделывать нужно вообще всё.


Опять что-то пошло не так

На прошлой неделе я рассказывал про классный проект Щёлоковского хутора, где во время исполнения что-то пошло не так. К сожалению, одним местом это не ограничилось. Это парк Пушкина, так хотели сделать:


... а так сделали:


Хотели:


Сделали:


Я хотел оставить это без комментариев, тут и так всё понятно же, но нельзя молчать, когда видишь такие оградки. За что тут так не любят жителей, что сначала зовут их за один стол принимать решение, показывают красивые картинки, а потом упрощают донельзя проект, так ещё и издеваются над вкусом таким откровенным дерьмом?


Галереи в заброшенных домах

Если дом не подкрашен и брошен, то часто его пытаются как-то спрятать с глаз долой. Но закрыть проблему — не значит её решить. Баннер или забор — лишь имитация порядка.


Но есть в Нижнем и другая практика: на проблему наоборот обращают внимание с помощью искусства. Иногда одну работу переделывают под другую — фасад становится местом общения. Это круто:


Подобное происходит во многих городах мира, например, есть практика выкрашивания дома в яркий цвет для привлечения внимания и поиска инвестора:

Берлин
Берлин


Но фишка местного стрит-арта — деревянные здания:


Заброшенные дома очень хорошо подходят под такое, ведь тут не будет недовольных жильцов:


Фасад становится хорошим местом для реакции на происходящее и выплеска негодования:

 

К Чемпионату в городе озаботились видом города, встал вопрос с брошенными и полуразвалившимися домами в центре. Обычная реакция мэра или крепкого хозяйственника в такой сиутации — закрыть всё железным забором, примерно как это делают в Красноярске:


В Нижнем же местные жители и активисты не допустили такого безобразия, вместо этого дома решили законсервировать, а закрытые окна превратить в арт-галерею под открытым небом:


Это делали в рамках фестиваля «О'город» в 2018 году с объединением нескольких других сообществ, участники взяли несколько объектов. В целом развитая граффити культура, не хуже Екатеринбурга


Самое крутое, что с помощью работ удалось отстоять от сноса исторические деревянные кварталы вокруг Храма святителей Московских Нижегородского подворья — дома уже расселили и были готовы экскаваторы, но звёзды сошлись и дома отбили.


Нужно ли говорить, что подобные примеры сохранения исторических районов случаются у нас крайне редко? Чудо, что это всё не снесли в бурные 1990-е. Подобный же диалог гражданского общества с чиновниками в наше время всё ещё невозможен в большинстве городов России.


Району нужна реконструкция под новые цели и заделка выбитых зубов. В перспективе район может стать хорошим туристическим магнитом и центром жизни. Это кажется невероятным, но за последние полвека российские города почти полностью уничтожили свою историческую деревянную застройку — это место может стать исключением.


Про деревянные кварталы Хельсинки и Таллина я уже писал — у нас может быть не хуже. Например, вот так в Прибалтике работают с пустырями в таких районах: строят новые дома в современном стиле из дерева, но с сохранением красных линий и параметров кварталов:


У нас же хорошо с деревянным наследием работают лишь в Иркутске и Томске, про это я тоже писал.


Сегодня в обществе сложился стереотип, что все деревянные дома — бараки. Максимум сохраняют отдельные памятники, но это немного не то — целостных кварталов без высотных вставок в стиле евроремонт почти не осталось. 


Более того, людей чаще мотивируют не вкладывать деньги в эти дома: зачем что-то красить или реставрировать, когда людям обещают бесплатный переезд через n-надцать лет? Ещё можно вспомнить про практику поджогов. Нужно ли говорить, что это наша история и то, что отличает нас от всех других? 

 

В Нижнем же процесс тоже потихоньку идёт, в квартале уже привели в порядок дом в рамках «Том Сойер Феста» — про них я писал в посте про Сергиев Посад


В общем, круто, что мэрия пошла на диалог и что в городе есть сообщество жителей, которым не плевать на свой город! Примеры оздоровления районов через искусство часто встречаются в мире, но для нас это пока экзотика.


Старая-новая Большая Покровская

В Нижнем есть пешеходная улица, это местный центр жизни:


Улицу давно сделали пешеходной, все привыкли и всё вроде хорошо. Но она давно нуждалась в локальном ремонте. Опять же к Чемпионату сделали небольшой кусочек, в будущем обещают доделать улицу до конца. Старая часть:


Новая, по центру восстановленные рельсы первого трамвая Российской империи, который как раз ходил по этой улице с 1896 года:


Мощение стало более разнообразным, появилось зонирование и нормальный водоотвод:


Брендированные люки — приятная редкость сегодня в России:


Появилась карта центра:


Боковые площади тоже привели в порядок, хотя картофельная грядка смущает — неужели никто не заложил многолетние растения в проект?


Противоскейтные скамейки:


Это немного в стороне от улицы, но раньше место было простым пустырём. В процессе реконструкции его тоже облагородили, но сделал это бизнес. Рестораторы захотели внести свою лепту в улучшение города и вложили собственные средства: появился свет и трибуны, время от времени здесь проводят выставки. 


Они не поставили забор и даже не ставят здесь столики — место открыто для всех. В итоге место ожило: сюда постоянно заходят сделать фотографии или просто посидеть. Крутой эффект общей работы над городом.


На самой улице тоже обновили освещение, в старой части оно жёлтое:


В новой — белое:


Жалко, что не высадили взрослые деревья — кустики по краям не спасут от солнца и дождя:


Улица ведёт человека от станции метро Горьковская в самое сердце города — к Кремлю. Но по факту люди упираются в огромную асфальтовую площадь. Её срочно нужно гуманизировать — разделять потоки транспорта, делать пригодной для нахождения человека. Пока же здесь удобно дрифтовать и проводить парад раз в год — это очень плохое свойство главной площади города.


Кроме того, так и не решили проблему подземного перехода к Кремлю. Зачем делать комфортным для человека центр города и как ожидать туристов, когда вы на пустом месте создаёте преграду? Нет ни одной объективной причины существования этого подземного перехода в этом месте. Если же кому-то кажется нормальным гонять людей по лестницам без лифта, то попробуйте сломать ногу и походить по таким переходам. Или спросите своих бабушек и дедушек про лестницы. Банально можно взять коляску и походить по таким переходам. 


Подобные переходы — отголоски советского режима и унижения людей. Москва тоже не до конца переболела ещё этой заразой, хотя положительные сдвиги есть. 


Кремль

В очередной раз хочется заметить, что пора выводить чиновников из крепости. Сейчас здесь пустынно, а место скорее используется для бесплатной парковки — это какая-то стыдоба. 


Кремль должен быть обычным городским районом, пока же это гетто для чиновников, куда простой горожанин ходит пару раз в год.


Зато наконец-то обновляют лестницу в нижнюю часть города из Кремля! Ещё тут идут работы над фуникулёром, который работал в городе с 1896 по 1927 годы. Было:


Сейчас:


Возможно, скоро опять будет:


Трамвайная порнография

Про Рождественскую улицу я писал в прошлых отчётах о городе, это интересный пример первого опыта реконструкции улиц с заботой о пешеходах. 


Только с транспортной и архитектурной точек зрения она сделана бездарно. Начать хотя бы с трамвайного обрубка — линию сделали тупиковой, сюда максимум пускают экскурсионные маршруты:


Платная парковка не работает, нормального общественного транспорта нет, результат очевиден: тотальная запаркованность всего и вся. Даже трамвайных рельсов:


На улицу нужно возвращать вторые пути за счёт парковки и восстанавливать движение трамваев на мост через Оку. С улицы же надо убрать половину всей ажурности и высадить деревья. Тогда улица станет полноценной.


Но всё равно я его люблю

Ситуация с Нижнем чем-то напоминает Петербург — после Москвы город кажется большой парковкой у торгового центра, но он всё равно любим. Как и в Петербурге, в Нижнем Новгороде сильная культура горожанина — это нельзя потрогать, но это чувствуется через взаимодействие людей с городом. В таких местах хорошо понимаешь, что город — это не кирпичи и асфальт, а именно сообщество жителей.


Проблем же у города дохрена, чувствуется пост-советская беднота. С другой стороны, Нижний не испорчен шальными деньгами и сопутствующим уничтожением города. Пока всё не очень опрятно, но тут хотя бы есть над чем работать — соседняя Казань этим не может похвастаться.


Ещё Нижний Новгород интересен своим разнообразием, за каждым поворотом может ждать что-то новое. Здесь сильно заметна разница между разными берегами и жителями — у нас многие города не обладают  идентичностью на городском уровне, а здесь она заметна между разными районами.


Как я говорил, Нижний хочется отмыть и подкрасить (не в прямом смысле!), но он точно не оставляет тебя равнодушным. 


И вообще, где ещё вы сможете пожарить шашлыки у гаража и подтягиваться по утрам с видом на Кремль?


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

рельсы первого трамвая Российской империи, который как раз ходил по этой улице с 1896 года

Постоянная эксплуатация электрического трамвая в Российской империи была впервые начата 1 июня (по старому стилю) 1892 года в Киеве.
Suspended comment
Suspended comment
Suspended comment
Suspended comment
Suspended comment
Suspended comment
Suspended comment
Вы ещё упустили момент, что исторический центр, не смотря на посадку главной саранчи города - Сорокина, продолжает уничтожаться ползучей застройкой убогих квадратных высоток, деревянные ветхие дома всё так же сносятся. Город большой, а для туристов 2-3 улицы, набережные и Кремль, всё.
Раньше весь исторический центр города был в старой 2-3-этажной застройке, каждое здание - уникальный памятник. В нулевых это всё снесено, от некоторых зданий даже фотографий не осталось.
Это моя родина, хотя очень давно не живу там. Город уникален и по месту, и по красоте. Но автор всё очень точно подметил! Все особенности города!
В Заволжье очень много деревянной прекрасной, уникальной архитектуры! Очень был бы рад вашему репортажу!

Но самая прекрасная деревянная архитектура, на мой взгляд, в стром Ораниенбауме под Питером.
Деревянное здание, вроде тех, что на картинке, относятся к IV степени огнестойкости (или скорее даже к V, ибо никакой огнезащиты несущих конструкций) категории по огнестойкости. По СНиП 2.07.01-89 расстояние между ними должно быть 15 метров. 15 метров в там близко нет. Что нужно делать? Строить брандмауэр. И не стоит удивляться, что эти здания горят. СНиП кстати, не отменён (письмо МИНРЕГИОНА РОССИИ от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-ОГ ).

По поводу деревьев. Корни имеют свойство разрушать фундаменты и коммуникации. Размеры корневой системы примерно повторяют размеры надземной части. Поэтому далеко не везде можно воткнуть любое дерево (большое вместо маленького, или в грунте вместо в кашпо). А особенно сложно с этим в центре города, где полно и зданий и коммуникаций.
СНиП применяется для нового строительства.

Лиственницу практически везде, кроме места непосредственного прохождения коммуникаций.
Ещё деревья помогают борьбе с обводнененными грунтами. Хотя к Покровке это, понятно, не относится.
Был в мае впервые в НН и тоже остался в восторге от города.
Но также не покидала мысль, что городу нужна массовая реставрация центра и наведение порядка с парковкой и ОТ.

stephan_nn

November 5 2019, 11:06:38 UTC

на Набережной бывают люди... летом. Когда дети на самокатах катаются или местные танцевальные школы устраивают мастер-классы под открытым небом. Тогда людей много.
А что делать остальные месяцы — таки не придумали.

А на пл. Минина и правда дрифтуют...

Старые кварталы тоже выжигали (ул. Нижегородская). А вот ул. Короленко и рядом — повезло.
В перми придумали,зимой по набережной на лыжах катаются)))
урбанисты не довольны,у них ласапеды и самокаты в тренде
Дурачье не понимает,что это в гейропах зимой +5+15,даже в скандинавии
А в россии лютый мороз и сугробы по пояс
Нет людей на нижневолжской?
Вы там просто летом походите. От парка Победа (дорожи которого как раз надо сделать) до метромоста.
С октября по апрель ТАМ ПРОСТО ХОЛОДНО.
И у стрелки проблема аналогичная. ТАМ ДУЕТ, ОЧЕНЬ ДУЕТ.
В Кремле губернаторский садик (за дом-самолетом) наконец-то решили сделать чуть более доступным.
Про подземный переход.
Рядом широкий надземный переход к Дмитриевкой башне :-) Который идет через фонтан от Покровки-Свердловки.
К 5 разным остановкам транспорта (автобусы, троллейбусы и маршрутки)
Дык это ж урбанисты,они все север,коей является 90% Рфии,с югами и гейропами сравнивают
Вот сегодня варламов приехал в пермь,а здесь уже сугробы по колено
И он завтра будет скулить,что в городе сугробы,грязь и нет велодорожек
А в гейропах все это есть,кроме снега естевственно)))
Да, хоть что-то сделали. Я был там в шестнадцатом году, и был просто ужас. ПО сути никакого особого туризма. Делали, как я понял, ставку на кремль, хотя есть к чему стремиться. Ощущение было, что попали лет эдак на 20 назад. В переходах и продают и играют на чём-то, да и вообще. Прошёл однажды ливень, так из гостиницы было не выйти. Всё плавало в воде. Как нам объяснили, стоки не совсем работают. а то и нет их вовсе. Как-то так. И город превратился в моря разливанные.
Не возможно все мухосрански сделать туристическими меками,туристов не хватит
В тем более на их роль не годятся совковые города-заводы,заселенные пролетариатом
В тем более с совкой бюджетной политикой,когда все налоги уходят в федеральный и региональные бюджеты
Муниципалитетам оставляют копейки,в гейропах все наоборот
Suspended comment

tatiaz

November 5 2019, 14:50:36 UTC

Про "за каждым углом" прям в точку. Мы как приехали, как от вокзала поехали, как за угол завернули, так я сразу поняла, куда мы попали и сказала себе: "Спокойно! Ты была в Переславле Залесском! Хуже не будет". :)
И как бы архитектура - да, но они сначала решили бы проблему с доставкой людей с набережной в город. Это ж каждый раз на такие верхотуры карабкаться - сдохнуть можно! Я не представляю, как эту проблему решают местные жители. Мы тупо на такси вверх каждый раз ездили, но мы приехали и уехали, а если бы жили там? Не наездишься на такси-то!
А самое ужасное в архитектурном смысле место НН - жд вокзал и его окрестности. Там ВСЕ надо снести и заново...
То, что Вы показали, еще ничего так...
Зато в НН - самые красивые женщины в мире. И независимо от возраста (это уникально).
Красивы и мужчины, но уж больно брутальны)
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →