gre4ark

Categories:

Дивное благоустройство в центре России


Наши города полны пустых пространств, которые не работают. Я имею в виду множество бульваров с тропинками, тёмные скверы с круглой клумбой по центру, асфальтовые площади вокруг одиноких памятников — подобные места есть в каждом районе, но они скорее отталкивают от себя людей, хотя должны, наоборот, притягивать.

Причин случившегося много, но самое печальное, что в своей политике многие города продолжают тиражировать заведомо устаревшие и отталкивающие проекты. Хуже всего, когда у города уже есть потенциально хорошие места, но вместо приведения их в порядок, деньги уходят на освоение новых пустырей — просто так гораздо проще освоить деньги.

Но сегодня я вам покажу хороший пример: обновлённую набережную в городе Дивногорске, который находится в 20 км от Красноярска. 

Было

Город создавали для строителей Красноярской ГЭС, ему чуть больше 70 лет, сегодня здесь живёт 30 тысяч человек. Раньше набережная города была типовым пространством из 1960-х годов: круг с асфальтом.


Здесь красивая природа и открывается хороший обзор, но нет жизни. Сюда можно привозить гостей города на 5 минут для фотографий и смело ехать обратно. В общем, сложно назвать это хорошим пространством.


Сегодня

фото  «Города Прима»
фото «Города Прима»


Архитекторы точечно дополнили существующую площадь: появилась детская площадка, уличная мебель, качели, помещение под бизнес с туалетами, узнаваемый образ,  немного разнообразили рельеф. Бюджет работ составил 80 млн рублей — примерно столько стоит один подземный переход.


Для начала, пройдёмся по набережной. Её точечно обновили, хотя в прошлые годы здесь делали освещение и расставляли тренажёры. По форме хорошо видно, что представления о прекрасном здесь ограничивались ажурностью «как в Парижах!». Очень хочется убрать эти фонари и покрасить тренажёры хотя бы в чёрный цвет, но архитекторам не дали этого сделать.


Ранее здесь также появились деревянные беседки-выступы, с ними всё получше:


Хотя прозрачная пластиковая крыша вызывает вопросы и очень диссонирует с деревом: 


Это уже совсем новое:


Берегоукрепление решили использовать с умом, так здесь появилась горка с канатом:


Авторы рассказывали, что первая реакция была типичной: архитекторы решили убить наших детей! Но время идёт, даже в мороз здесь катаются взрослые и дети. Вот только почему-то джинсы плохо скользят, пришлось ехать на ботинках :(


Отсюда катались и раньше, только теперь это можно делать удобнее и безопаснее:


На нижний ярус сделали пандус и подвели лестницу прямо к воде: 


Также появились спокойные зоны для наслаждения видами:


В том числе с качелями!


Теперь сама площадь:


В круге появились качели разных форм: обычные, для малышей с местами для родителей и совмещённые.


В центре круга сделали детскую площадку. Тут всё как мы любим: естественные цвета и материалы, контролируемый риск для детей и так далее. Сажать деревья тут нельзя, всё-таки это смотровая точка, а не лес, но кустарники хоть немного останавливают ветер. 


Большая ровная площадь из асфальта античеловечна, в природе такого не существует, и наше сознание это понимает. Поэтому, видимо, здесь появились небольшие холмы и линии на асфальте — это хоть немного вносит разнообразие в пейзаж места.


Непосредственно у воды теперь смотровые зоны с мебелью и навесами:


Но самое крутое — новое здание для бизнеса с кафе. Местные прозвали его крематорием, хотя формы и цвет — просто бомба. Дом не бросается в глаза и не перетягивает внимание с природы, но при этом красив сам по себе. В России крайне редко можно встретить подобную современную архитектуру:


Я неоднократно рассказывал, что в хорошем общественном месте должен быть бизнес: людям свойственно есть и пить — это надо учитывать. Кроме того, поступления от аренды можно пускать на содержание места, а совмещение туалета с кафе послужит гарантом его нормального обслуживания. Другое дело, что слишком часто у нас не могут организовать нормальный процесс передачи и контроля, поэтому в красивые места заезжают низкокачественные пивнухи и шашлычки с пластиковыми столиками. Но это вполне решаемая задача.


В сибирских условиях бизнес в помещении нужен для круглогодичной работы места: зимой место продолжит привлекать людей, которые смогут отдыхать и встречаться в тепле. Ещё это важно для социального контроля, за местом всегда будет кто-то «приглядывать» — это в сотни раз эффективнее охранников и камер наблюдения.


Здесь хотят сделать несколько зон: кафе, открытую зону со столами (типа фудкорта), уголок музея города и небольшой офис для частных гидов. Сейчас здесь заканчивают строительные работы и всякую бюрократию. 


Везде дерево — это божественно!


Здесь будет несколько туалетов с комнатой матери и ребёнка, ограничивать проход не планируют — туалет будет общим, а не только для посетителей. Более того, при нас сюда уже тайком пускали местных детей погреться и сходить по нужде.


Работы ещё не доделаны, а я уже влюбился в это место!


Жалко, что здесь обычные двери и окна, а не полностью открывающийся первый этаж — летом можно было бы убирать границу между помещением и природой. Зато есть веранда, скоро тут можно будет пить кофе и влюбляться в Енисей и горы!


Будущее

Как вы могли понять, архитекторы и город подошли с любовью к месту и даже не побоялись сделать всё в современном стиле. Это хороший первый шаг по осмыслению всего города: здесь прекрасная природа и экология, но город и не живёт как что-то самостоятельное, и не интегрирован в Красноярск. Лучшее преимущество Дивногорска сегодня — жить с видом на красоту и не видеть самого города из своего окна.


Здесь полностью отсутствует архитектурное разнообразие, нет развлечений и чего-то запоминающегося. Многие жители работают в туризме, но он подразумевает выезд из самого города — деньги идут мимо Дивногорска. Это наглядный пример плохого города в хорошем месте. С такой проблемой сталкиваются многие молодые российские города, но опыта удачного решения пока нет.


Если наладить нормальное жд сообщение с Красноярском, то сюда можно завлекать туристов и застройщиков для оживления города. Благо, прямая ветка вдоль Енисея уже есть — потенциально по ней можно ехать даже быстрее, чем на машине через горы. 


Пока с регулярностью есть большие проблемы:

tutu.ru
tutu.ru


Допускаю, что новая набережная с хорошей архитектурой может запустить процесс переосмыления и оживления города. Шансы города вырастут, если хотя бы раз в полчаса можно будет доехать на хорошей электричке до центра Красноярска. Но перед этим нужна стратегия и общие рамки, потому что очень не хочется, чтобы к существующим панелькам и серым домам прибавились новые высотки из дешёвого керамогранита. 


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →