gre4ark

Categories:

Рязань: а было ли хорошо?


Человек всегда стремится к чему-то большему. Относительно городов это можно выразить так: лучше экология, быстрее добираться до друзей и работы, красивее архитектура, безопаснее улицы, разнообразнее бизнес и так далее. Это единственный путь развития, всё остальное ведёт к стагнации и деградации.

К несчастью, хотеть большего у нас не очень принято, часто на подобное отвечают из серии «деды о таком не мечтали, вот и тебе умничать не стоит». К сожалению, судя по Рязани, здесь именно такой сценарий развития: зачем жить лучше, если и так уже привыкли?

Город под ногами

Наши города могут быть удобными, безопасными и не унизительными. Это не так сложно, как кажется. У нас все мыслят мегапроектами, что надо обязательно открыть какой-нибудь аквапарк, и тогда станет вух как хорошо! Но каждый день путь каждого жителя начинается с банального тротуара. Уж сделать ровные тротуары в 21 веке в космической державе наверняка можно:


Даже если у вас есть автомобиль и вы им каждый день пользуетесь, вы всё равно остаётесь пешеходом. Даже для заядлого автомобилиста нужен ровный и сухой тротуар от подъезда до парковки и двери работы. Это тот базис, без которого бессмысленно улучшать что-либо другое в городе.


Обратите внимание, что даже до революции в Рязани тротуары были ровными и выше проезжей части, чтобы вода уходила от ног людей:


Казалось бы, это так просто: берёшь и делаешь тротуар выше земли и всего остального, чтобы вода сама уходила с него — это элементарная физика! Но нет, это сложно.


В 21 веке потомки не только забыли про ровные тротуары, но ещё и не умеют делать безбарьерные сходы с них:


Доступная среда — это тоже несложно, главное захотеть это делать. Климат и ГОСТы не виноваты в безалаберных управленцах. В конце концов, делать проезжую часть для машин без ступенек и бордюров мы умеем. 


Научиться этому несложно, мэру города достаточно один раз попробовать проехать по улицам на инвалидной коляске.


Каждый из нас — пешеход. Ещё мы все обречены стареть. Но учитывает ли это город в своей политике? Нет, если ты старый и больной, то ты должен страдать. Например, в Рязани вполне могут быть пешеходные переходы на расстоянии в 400-500 м друг от друга — чтобы перейти по правилам, нужно делать крюк в полкилометра, это как две остановки на автобусе. Что делают в таких ситуациях жители? Правильно, перебегают:


Теперь сравним Рязань с Парижем (мощно, да?): на Елисейских полях переходы идут каждые 200 м. Случился ли коллапс из-за этого? Нет, зато город ориентирован на самого слабого, за счёт этого он удобен абсолютно для всех. Это называется справедливый город.


Зато в Париже нет такого количества заборов, как в Рязани! Хоть в чём-то рязанцы уделали этих французов! 


Или нет?


Пространства для людей

В России активно идёт мода на благоустройство: городам дают на это много денег, проводят конкурсы и всё такое. Многие регионы за счёт этого делают крутые проекты: Татарстан, Красноярск и даже Подмосковье. Другие же доказывают, что деньги — далеко не главный показатель. Просто оцените эволюцию Лыбедского бульвара на 1955, 2013 и 2018 года.

1955
1955
2013
2013
2018
2018


Не нужно быть заслуженным архитектором, чтобы оценить деградацию среды. Вместо пространства для людей жители получают набор кругов, которые хорошо выглядят из космоса. 


Другой пример через дорогу — этот сквер сделали на месте снесённых бараков. В процессе строительства рабочие без археологов и документов вели земельные работы в границах памятника архитектуры «Культурный слой острога и посада Переяславль Рязанский (современный г. Рязань)». Результат того стоил:


Просто интересно, в процессе разработки концепции и строительства хоть кто-нибудь задавал себе вопрос: «Зачем мы это делаем?» Как новый сквер с дорожками и скамейками качественно улучшит жизнь людей? Для многих это слишком сложные вопросы, любое место с лавкой, урной и плиткой должно работать само по себе:


К слову, даже здесь видно, что делать тротуары в городе не умеют — они все покрыты коркой льда.


Зато парковка вышла знатная!


Лишь туалет на фоне сгоревшего барака как-то вносит разнообразие, это самое интересное место. К слову, не путайте бараки с нормальными деревянными домами. Туалеты, естественно, не работают.


Уже чую, как вы мне хотите рассказать про 14 месяцев зимы и прочие штуки. Не климат виноват, что люди не ходят в новые места — это именно слабые проекты. Для сравнения, вот пешеходная улица недалеко от этих мест — та же погода, тот же город и всё остальное, но здесь есть люди! Хотя само благоустройство не идеальное, здесь банально нет скамеек со спинками: 


Здесь много бизнеса и есть куда идти — это очень важно, потому что никто не пойдёт в ваш сквер ходить туда-сюда просто так. За счёт бизнеса есть разные точки притяжения, поэтому люди сюда приходят даже в рабочее время зимой. На примере сибирского Дивногорска и его набережной я показывал, как архитекторы делают место привлекательным для людей даже зимой.


Кремль и туалет позора

Возможно я открою тайну, но людей в город нужно привлекать. Это относится как к будущим жителям, так и к туристам. Например, местный Кремль и ещё сохранившаяся деревянная застройка могли бы стать хорошим магнитом для туристов из той же Москвы на день-два. Но пока соседняя Коломна в разы приятнее и душевнее, а рязанский Кремль стоит пустым:


Сейчас тут можно снимать фильмы про Апокалипсис без закрытия прохода — всё равно никого нет. Зато тут дорожки выше уровня земли!


Историю и место нужно пиарить, за людей и их деньги нужно бороться. Я бы с удовольствием купил магнит или попил кофе в этом месте, оно приятное, но я банально не вижу возможностей для этого. В итоге даже я походил, сделал пару кадров и просто ушёл — место не заработало на мне, хотя могло бы.


Мне кажется, даже Макдональдс сделал больше для развития туризма в России, чем большинство городов с историческими центрами. Ведь в Маке вы всегда получаете гарантированное качество, сухое и привлекательное место, интернет и туалет. С последним в России вообще беда, у нас не принято думать о естественных потребностях человека. Тут можно вспомнить Псков и их туалет позора — после моей публикации потребовалось два года для поисков средств на модульные сортиры.

Псковская Лента Новостей
Псковская Лента Новостей


В Рязани с этим всё лучше, это хотя бы отдельное помещение со светом и водой. Но назвать это место приятным язык не повернётся.


По туалету очень удобно судить об уровне сервиса и заботы. Испражнение нужды — всегда крайне интимный и незащищённый процесс, поэтому нужно стараться делать туалеты хорошими, иначе человек получит негативные эмоции и вряд ли вернётся к вам. Даже выбор туалетной бумаги крайне важен в этом деле. Из такого туалета вам хочется сбежать как можно быстрее:


На выходе стоит ящик с призывом дать деньги на ремонт туалета. Я ни в одной детали не увидел желание сделать что-то хорошее и качественное по отношению к себе, с чего мне давать деньги и мотивировать дальше паразитировать на людях? 


Предки дали базу в виде кремля и истории, так внесите свою часть и обустройте место. Нужно уметь зарабатывать, для этого нужно уметь создавать хорошие и приятные пространства — люди сами будут нести вам свои деньги.


Местный ВДНХ

Это реальная областная выставка достижений народного хозяйства. Она была построена в середине 1950-х под явным влиянием московского собрата.


Построена бедненько, но с замахом на столичность: солидная входная группа, около 20 павильонов, башенки, капители и прочее. Рассчитывали на поток в 30 тысяч человек в день, но не сдюжили, поэтому быстренько переделали павильоны в магазины и назвали место «Торговый городок». 


Копировать чужие идеи очень просто, но чаще всего подобное не выживает — копировать без понимания предпосылок и контекста было и остаётся крайне глупым занятием. Поэтому, когда я показываю вам что-то из поездок, то стараюсь объяснить предпосылки и хорошо это или плохо. Как вы можете заметить по этому городку, рязанским властям банально не хватает средств на поддержание этого комплекса.


Местный ВДНХ стал загибаться ещё в советское время, а после «рязанского чуда» (местные партийцы вырезали 65% областного скота для «догоним и перегоним») это место вообще забросили. 


Место крайне интересное, оно вполне может стать центром притяжения сильнее Кремля. Вот только для этого нужно тоже постараться: придумать концепцию с опорой на что-то местное и уникальное, найти инвестора и посчитать экономику. 


Сейчас это место выглядит лучше, чем раньше. Во многом это заслуга местных активистов, которые проводят здесь субботники и даже урбан-форумы. Думаю, во многом за счёт попыток оживить ВДНХ своими силами это место вновь обрело ценность среди жителей и как-то встало на ноги. 


Последние новости говорят, что комплекс вновь поставили на охрану — это уже очень хорошо, хотя бы не снесут ради очередного торгового центра.


Ламповые ЗиУ

Мэрия Москвы по надуманным причинам убивает троллейбус, зато в Рязани их ещё много. Состояние скорее ужасное, без обновления система не проживёт и 10 лет, но даже в таком виде старые советские ЗиУ вполне исправно ездят и служат людям:


Общественный транспорт Рязани сложно назвать комфортным и современным, но на общероссийском фоне это не самое дно


Сейчас троллейбусы дублируются маршрутками, нет выделенных полос, схем движения, а контактная сеть заставляет проходить стрелки со скоростью пешехода — это всё решаемые проблемы, если захотеть их решить.


Пока же сюда можно приезжать покататься на троллейбусах из детства. Тут даже сохранилось несколько гармошек! Это оригинальные ЗиУ-683Б — последние живые в России, всего три штуки на ходу.


У рязанцев есть все предпосылки, чтобы жить в успешном и комфортном городе, но это должно стать общей целью. Сейчас близость к Москве воспринимается проблемой, ведь туда массово сбегают люди, но это ведь и огромное преимущество — при нормальных условиях в Рязань могут ехать туристы со всей России за счёт близости к столице, сюда вполне могут переезжать люди, которые устали от мегаполиса. 


К сожалению, в этот приезд я вновь не увидел какого-то движения в сторону развития. Скорее считывается «да, мы живём в болоте, зато занавески новые повесили!» Просто сравните ситуацию здесь с Тулой — города и регионы схожие, но результаты совершенно разные.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded