gre4ark

Categories:

Байкал на велосипеде: красиво, но дико


Я оказался одним из тех счастливчиков, чей день рождения выпал на самоизоляцию и сами-знаете-что. Но из этой ситуации я смог выйти скорее победителем: я самоизолировался на Байкале.

Я уже бывал здесь в 2017 году в Листвянке — это оказался полный трэш. Устроить Адлер на берегах одного из самых красивых и популярных мест в мире нужно суметь. После такого есть лишь одно желание: никогда больше туда не возвращаться.

Но я вернулся! Уже зимой, с другой стороны и с велосипедом.

Задумка была следующей: от Иркутска на электричке до Тёмной Пади, спуск к Байкалу, по льду до Култука и обратно в поезд. Это примерно три часа на поезде в каждую сторону, преодолеть нужно 12 км, всего маршрут на день.


Добраться до вокзала проблем нет, в Иркутске неплохая связность, не так много лестниц и высоких бордюров. Мы же ехали в основном по проезжей части — благо, здесь не хватило денег убить улицы под машины. На вокзале же классика: ступеньки и рамки, лифты не работают.


Высоких платформ для электричек нет. Мест или вагона для велосипедов тоже. Забраться за минуту на 4 огромные ступеньки в принципе непросто, а с рюкзаком и велосипедом на плече тем более.


Зато виды хорошие!


Дальше — десантирование на платформу, проход вдоль Транссиба и длинных товарных поездов, лай собак, колючая проволока у жд туннелей и спуск к реке Правая Ангасолка!


Сначала всё идёт неплохо, потом начинается выживание с Беар Грилзом с Оркадием, велосипедом, льдом под снегом, корнями и камнями под снегом, добавим к этому затяжной крутой спуск. Вперёд падать страшно — я люблю своё лицо. Назад тоже не вариант — там камеры и всё прочее. Поэтому ползком и матом:


Крутость склона лучше понять снизу. Река ещё замёрзшая — здесь велосипед как раз пригодился:


Многие склоны сгорели, некоторые горят прямо сейчас. Кто и как поджигает в нетуристический сезон в нацпарке — большой вопрос. Для посещения нужно оплатить разрешение и подать заявку в МЧС.


Ангасолка и Байкал:


Автомобили попадают сюда лишь зимой по льду, в остальное время можно пешком, на велосипеде, на лодке или электричкой:


По плану, дальше был выезд на лёд и славная поездка с ветерком вдоль берега. Но что-то пошло не так.


Ещё в конце февраля, как правило, тут прозрачный красивый лёд. Но тёплая зима сделала своё дело: пошли трещины, у берега лёд начал наползать на другой лёд.


Но это полбеды, ведь такое только у берега. За несколько дней до поездки лёд подтаял, а за сутки до нас пришёл мороз — вместо мягкого льда мы получили каток. На таком даже стоять сложно, ехать же без шипов невозможно. 


Благо есть план Б: старая кругобайкальская железная дорога.


Минутка истории! «Кругобайкальская железная дорога» — название, использовавшееся во время строительства (1899—1905) и в первые годы эксплуатации участка Байкал — Мысовая Забайкальской железной дороги протяжённостью 260 километров. Сегодня это название тупикового участка Байкал — Слюдянка II.


До 1949 года по всей КБЖД проходил основной ход Транссибирской магистрали. В 1949 году запустили дублирующий участок через Олхинское плато, линия Иркутск — Байкал — Слюдянка потеряла былое значение. Строительство дублёра было вызвано разными причинами, например, постоянными (по сей день) обвалами. Участок от Иркутска до станции Байкал вдоль левого берега Ангары был разобран в 1956 году и полностью затоплен в 1958 водами Иркутского водохранилища после строительства Иркутской ГЭС.


В общем, участок Байкал — Слюдянка II стал тупиковым, а второй путь был разобран, но линия всё ещё работает. Зимой тут ходит «Мотаня» — рельсовый автобус на дизеле. Летом пускают дополнительные экскурсионные маршруты, в том числе на паровозной тяге.


Сегодня на КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России. Это правда «Вау!»


Нужно сказать, что вдоль берега гуляет очень много людей. И это зимой. И это во время конца света пандемии.


Иногда встречаются зоны отдыха. Я так понимаю, тут история аналогична турникам в лесу: никто не знает, кто их поставил, но они тут были всегда.


Привет чатику:


За местными тёлками тоже никто не убирает. Экология, животные и всё прочее — прекрасно, но всюду идут мины.


Вот только отходы коров — далеко не основная проблема. Ходить в принципе можно или вдоль зарослей, или по шпалам. Ни один из этих вариантов нельзя назвать комфортным и безопасным. На велосипедах ехать нормально почти невозможно.


Вы же помните, что изначально здесь было два пути? Место под тротуар и даже велодорожку есть, ничего взрывать и строить капитального не надо — лишь уложить покрытие (не асфальт или плитку) и построить помосты. Это минимальный набор, чтобы любоваться красотами места без риска упасть или быть сбитым поездом.


Но кому это надо, верно? Тут даже не могут поставить большие баки с крышками на педалях, чтобы мусор не разлетался повсюду! 


Действительно, зачем сохранять место чистым? Можно же просто всё поджечь!


В некоторых местах просто невозможно дышать от гари. Вот вам и Байкал.


И вот мы доходим до Култука... и:


Прямо у берега озера здесь не променад с бизнесом и скамейками для любования природой. Нет, тут пустырь, промзона и жд станция. Дым вдалеке — Слюдянка.


Самый популярный вид деятельности: приехать на машине и сидеть в ней. Летом, видимо, можно кальян ещё покурить в багажнике.


Самое милое в округе — бродячие псы-наблюдатели:


Это — путь до электрички. Новый ход транссиба соединён со старой дорогой, но вот электричек между ними нет. До поезда до Иркутска нужно подниматься в гору сначала по федеральной трассе без тротуаров, затем по гравийке, а после по тропе с уклоном под 45°, где обычно стекает вода с платформы. Даже пешком такой маршрут сложно преодолеть, с велосипедами же — полный ад.


Я рад, что побывал на Байкале, зимой он куда интереснее. Но в остальном ситуация не просто печальная — она до безобразия тупая. У людей под ногами одно из лучших мест на планете, а они этого не понимают. Вместо вложений в нормальную среду здесь любят отговорки «зато меньше туристов и мусора». Это столь же гениально, как не мыться, чтобы не заразиться коронавирусом от других людей из-за ужасного собственного запаха. 


Почему-то в заповеднике Столбы под Красноярском с постоянным потоком людей без платы за проход смогли сделать и лестницы, и нормальные зоны отдыха, и даже мусор вывозят! Может, там климат иной? Про новую набережную Дивногорска я вообще молчу.


Неужели никто из политиков, чиновников и простых жителей не понимает, что если они сегодня имеют условные 100₽ в день от туристов, то после вложения 50₽ они будут получать 500₽ и более? Да, нужно собраться, договориться с РЖД, соседями, владельцами промзон, позвать архитекторов, найти идентичность, посчитать экономику и так далее — это сложно и долго, но оно окупится (ЭТО ЖЕ БАЙКАЛ!). 


Недавно я показывал вам Рускеальский парк в Карелии — почему там смогли договориться и раскрутить место, а тут известное во всём мире место горит и забивается мусором?! Я отказываюсь это понимать. Уж построить деревянные лестницы и временные переходы через небольшие овраги по силам пионер-отряду за лето, а на новые мусорные баки с крышками на педалях можно объявить краудфандинг — всей Россией явно соберут несколько десятков тысяч рублей на это.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded