gre4ark

Categories:

Детали Вены: простота, безопасность и клеймо города

После прошлого поста мне где-то написали: Вена — это хорошо, но ужасно скучно. Пожалуй, это лучшее описание города. Но было бы совершенно глупо считать, что нам нечему поучиться у столицы Австрии.

Сегодня мы посмотрим на нестандартный дизайн улиц,, сдержанные общественные пространства, историю архитектуры и на то, как в городе заботятся о школьниках.

Безопасные улицы

Человек — существо разумное, поэтому своё поведение он выбирает исходя из окружающей обстановки. У нас при проектировании дорог и улиц исходят из позитивистского сценария: поставим знак, и люди будут соблюдать. Это крайне примитивный уровень принятия решений, где скорее пытаются спихнуть всю ответственность за жертвы аварий на самих жертв. Здесь такое не прокатит. Начнём с простого: перекрёсток со второстепенной улицей искривляется, чтобы никто не смог его проскочить на скорости.


Небольшие перекрёстки равнозначных дорог любят приподнимать. Переходить такие улицы можно в любом месте, но даже без пешеходов пересечения остаются точками конфликтов и потенциально опасными местами. 


Насчёт переходов: приоритет у пешеходов есть на перекрёстках, зебрах со знаками и переходах по светофору. В остальных случаях приоритета нет, но переходить можно в разрыве между потоками машин. Но это не значит, что в случае аварии всё можно спихнуть на человека — общество заинтересовано в жизни людей, поэтому город создаёт безопасные условия даже там, где перехода с приоритетом нет. Это хорошо видно у этой трамвайной платформы: зебры есть лишь с одного торца, но с другого был сделан островок безопасности. 


Даже понижение сделали для удобства маломобильных:


Почти везде парковка убрана в карманы, а перед зебрами и переходами идут выступы — уши не дают припарковаться, поэтому видимость пешеходов и других машин не страдает.


Ещё выступы любят использовать для озеленения и велопарковок:


Перейдём к более радикальным примерам! Как вам такое искривление? У входа в магазин сохранили дерево, искривив улицу. Самое посещаемое место улицы стало самым безопасным, и дерево красит улицу:


Mariahilfer штрассе раньше была такой:


Это одна из главных торговых улиц города, оставлять её в таком виде было как-то глупо. В итоге тут закрыли транзитный проезд, но сам проезд оставили с введением общего пространства — приоритет теперь у пешеходов:


Этот пример интересен тем, что сама по себе улица широкая, а разделение на тротуары и проезжую часть, как правило, делают на небольших улицах. Но всё вполне работает:


А что у нас здесь?


Да это же блокированная остановка! Пока люди не выйдут, никто не поедет. 100% гарантия, что никого не собьют. Ещё автобус первым подъедет к светофору.


Делать автобусные карманы на обычных улицах — дорого и глупо. Даже если машинки не будут стоять за автобусом, они уткнутся в светофор — в городе именно пересечения создают узкие места и ограничивают пропускную способность, в отличие от загородных трасс. Ещё тут хорошо видно, что зону остановок заливают бетоном для долговечности.


Школы

На примере Москвы я уже описывал, что бывает при неправильном дизайне улиц рядом со школами. На фото улица перед школой и пример правильного подхода: её закрыли для проезда машин знаками и столбиками.


Одновременно появились рисунки на асфальте, уличная мебель и деревья.


Теперь дети после уроков могут безопасно выходить из школы — их встречает не опасная улица с машинами, а безопасная полуигровая зона. Дети любят беситься, для них нет границ «там опасно, здесь — нет» — они только учатся взаимодействовать с этим миром. Умные города не ставят заборы у школ, а создают безопасные условия подобного типа.


Другой пример, здесь жилой дом с детсадом на первом этаже:


Перекрытие улицы — сложное дело, поэтому у многих школ сейчас идёт эксперимент: по утрам перекрывают улицы для проезда машин. Это делают для безопасности и здоровья горожан — ходить пешком или доезжать на велосипеде/самокате до школы куда полезнее, чем ездить на машине. Пока таких школ не очень много, но их число растёт. Общее правило: у каждой школы по утрам дежурят полицейские для успокоения буйных водителей.


Дизайн пространств

Вена — плотный город, за счёт чего городская среда не обрывается промзонами или иными преградами, а на улицах идёт жизнь. Но в таких городах есть проблема с общественными пространствами шаговой доступности — их может не быть. Поэтому возникают вот такие площади над путями метро, например.


Поезда ходят тихо, а жителей хоть как-то приблизили к реке Вена.


Не фонтан, но за счёт плотности место всегда используется — других просто нет поблизости.  У места даже есть свои соцсети.


Пример парка в жилом квартале: по периметру идёт застройка, а вместо дворов вставили общую зону. Ночью площадки закрывают.


Детская площадка простая, но из естественных материалов. Покрытие из мульчи — амортизирует лучше резины, но чуть сложнее в содержании. Под тенью деревьев стоят столики для родителей или целой семьи:


Площадка рельефная и скорее для маленьких детей, поэтому идёт декоративный забор. Но чтобы дети не смотрели на мир через квадратную сетку, по периметру идут кусты:


Чтобы бандиты не сбежали, калитка оборудована пружиной — взрослый человек откроет, но ребёнку будет трудно. Плюс собаки не забегут. Немцы любят такое делать.


Австрийцы знатные собаководы, поэтому про площадки для выгула не забывают. Это полноценная зона отдыха, просто с забором и урнами для фекалий. У нас же чаще всего делают площадки для тренировки собак, а не зону отдыха для жителей с собаками.


Клеймо города

Начиная с 1918 года, Вена почти непрерывно управлялась социалистами. Уже после первой мировой войны они начали скупать подешевевшие участки или старые дома. На этих местах они строили социальное жилье, по тем временам, очень современное, с ванной и кухней в каждой квартире. Снять такие квартиры можно было намного дешевле, но получить такую возможность было непросто. В 1920х была даже балльная система: начислялись баллы за семейное положение, работу, временем жизни в Вене итп. К середине 30х Вена отстроила огромное количество соц.жилья, став вторым после Москвы городом в Европе по доступности жилья для обычных рабочих.


Такие дома строятся до сих пор. На каждом из них размещается надпись, что этот жилой дом был построен городом Вена в качестве социального жилья в ХХ веке:


Не очень понимаю, зачем так крупно подписывать это, но вот такая в городе традиция:


На некоторых детсадах встретил аналогичное:


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded