gre4ark

Урбанистика после самоизоляции


Про влияние новой пандемии на облик и функционирование городов мы уже поговорили, теперь давайте спустимся на уровень ниже и обсудим наши будущие проблемы.

Урбанистику и урбанистов каждый воспринимает по-своему в зависимости от контекста. Я даже слышал, как одного дорожника называли урбанистом — слово модное, почти инновационное, с подачи журналистов стали применять, а потом все привыкли. В целом по России принято это дело упрощать: урбанистика — это что-то про трамвайчики, велодорожки и прочие украшательства. Малая часть доходила до мысли, что это не что-то материальное, а борьба жителей за развитие своего города, завязанная на экономике и политике.

Как это работает сейчас

Советская школа управления с единым центром и уже российская вертикаль власти породили систему принятия решений, где всё завязано на государстве. Подобная система неплохо работала при плановой экономике и едином собственнике (только это не работает само по себе), но с появлением бизнеса и прав собственности стали появляться конфликты.

В каждом городе ситуация разная, но общая температура по больнице: решать конфликты, и тем более не допускать их, у нас пока не получается. Простой пример подобного — реконструкция улиц Москвы, уж тут точно можно найти средства и специалистов, вот только цели такой нет.


Политика «я начальник, я знаю, как лучше» породила мировоззрение, когда на город появилась монополия — либо всё делают городские и региональные власти, либо никто другой («сверху вниз»). Проекты при этом обязательно должны быть капитальными и подороже.


Так мы пришли к ситуации, когда работать с сообществами и малыми силами у нас не особо умеют и хотят, а денег на мегапроекты нет из-за бедности — живём среди разрухи и грязи, но очень ждём из Москвы денег на новый стадион. Или иначе: хотим метро, а с маршрутками ничего сделать не можем.


Если раньше такая система худо-бедно справлялась и была в равновесии за счёт федеральных программ, то скоро всему этому может прийти конец: дешёвая нефть, экономический спад и устаревшая инфраструктура просто не дадут жить как раньше. Звучит ужасно, но это не приговор, а возможность наконец-то развернуть систему.


Снизу вверх

Возьмём для наглядности благоустройство. Сейчас это очень широкий термин, куда входит и турник во дворе, и реновация центра города. Чаще всего его делают скорее для красоты, но это в первую очередь инструмент, с его помощью решают задачи: снижают затраты на поддержание города, стимулируют развитие бизнеса, улучшают экологию и жизнь людей.


Например, благоустройство двора, как правило, включает в себя асфальтирование, нарезку парковок, выдёргивание кустов и посадку новых, установку детской площадки, копия которой стоит в соседнем дворе. Вроде работы выполнены, деньги потрачены, но какой от этого эффект? Всё просто: эффект чаще всего вообще не замеряют. 


Девелоперы же вам сразу скажут, что хороший двор — инвестиция в цену квартир, поэтому важно работать с зеленью и индивидуальностью, создавать комфортную и безопасную среду. Потратив 1 рубль на благоустройство, вы должны получить 2-3 рубля взамен.


Иными словами, важно перестать игнорировать рыночную экономику и начать считать вложения исходя из их отдачи. Это сложно, ведь перед началом работ нужно проводить исследования, а после в течение 3-5-10-30 лет считать эффект.

Помните новую набережную Смоленска? Здесь закопали 648 миллионов рублей.
Помните новую набережную Смоленска? Здесь закопали 648 миллионов рублей.


Когда сумма проекта перестанет быть главным критерием успешности, появится осознание новых возможностей. Например, можно улучшать среду с помощью тактического урбанизма: быстро и недорого менять пространство, изучать эффект, убеждать бизнес в успешности затеи и предлагать стать спонсором для увеличения прибыли в дальнейшем. Тут можно вспомнить тверской сквер всего за миллион рублей.


Далеко ходить не надо, в соседней с нами Риге каждый месяц закрывают для машин одну из улиц центра и считают эффект для бизнеса — это совершенно недорого и просто, но с помощью как раз подобных мер и сбора статистики по выручке легче договариваться с бизнесом и жителями по капитальным и более смелым проектам.


Вместо простого 100% спонсирования любой хотелки городские власти должны создать такие условия, когда сами владельцы недвижимости будут менять пространство к лучшему ради общей выгоды. Тут можно вспомнить 130 квартал в Иркутске — частно-государственный проект, где основное финансирование было со стороны бизнеса. 


В итоге историческое наследие сохранили, создали туристический центр, у города новая достопримечательность, но главное в другом: появились условия для развития бизнеса, и это окупилось — квартал только за 2016 год  обеспечил 9,2 млрд рублей выручки для бизнеса, 1 млрд рублей налогов в бюджеты разных уровней и здесь работает порядка 2000 человек. Изначальных инвестиций же было 6,7 млрд. Там есть свои минусы, их учли в новом проекте «Иркутские кварталы». На неделе расскажу о нём подробнее.

План Иркутских кварталов
План Иркутских кварталов


С другой стороны, иногда стоит забыть про супер контроль всех процессов и отпустить ситуацию. Тут можно вспомнить Берлин, чей текущий успех — результат политики Клауса Воверайта, бургомистра города с 2001 по 2014 год. 


«Бедный, но сексуальный» — его определение пути развития. Воверайт выбрал довольно неочевидный сценарий: власть просто оставила город в покое, самоустранилась и наблюдала, как дешёвую недвижимость разобрали не банки и девелоперы, а техно-клубы, художники и фантазеры. Родилась легенда о берлинской свободе, город становился популярным у хипстеров и любителей культуры, а вслед за ними и у всех остальных. За популярностью последовали рост цен на жильё и общее развитие города. 


Или же припомнить Будапешт с руинными барами — фишка города родилась по низовой инициативе, а не по постановлению мэрии.


У нас, например, легко можно отпустить наши любимые дворы: город должен перестать закапывать в них общие деньги. Это должна быть собственность жителей и их зона ответственности. Городские власти могут грантами покрывать часть затрат, но сам проект и основная часть бюджета должны идти от собственников жилья. Не просто так я про огороды писал ранее.


Из любой ситуации можно найти выходы, но главное в другом: чиновники и политики должны понять, что горожане и бизнес — не враги, а союзники. Это невозможно прописать нормативно, но без этого ничего не получится. Ещё не стоит забывать про необходимость реформирования местного самоуправления (его надо возрождать) и налогового законодательства — как найти мотивацию, если из города почти всё выкачивают?


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded