gre4ark

Categories:

История одной развязки — так будет с каждой!

Попытки справиться с пробками эстакадами и развязками не нова, практически все крупные города в прошлом веке наступали на эти грабли. Изначально всё кажется простым и логичным. Машины стоят на светофоре? Уберём светофор! Пробка на узкой улице? Просто нужно сделать улицу шире!

В рамках бытовой логики эти средства 100% должны решить проблему, даже цифры показывают: сейчас проезжает 500 машин, но машин 750 — построим развязки и увеличим пропускную способность, чтобы добавить недостающих полос для 250. Вот только транспорт сложнее бытовой логики и элементарной математики. Впрочем, про это я подробно рассказывал в отдельном посте: Городская мобильность: почему города убирают машины и пересаживают людей на велосипеды.

Автомобильные развязки не обошли стороной и Амстердам: в середине прошлого века там успели похозяйничать градостроители, пока жители не остановили их. Сейчас сложно представить, но там тоже делали подземные переходы и развязки прямо под окнами «пряничных» домиков. Но там признают ошибки и исправляют их.

В одном из прошлых материалов про Амстердам я рассказывал про массовые протесты жителей против стройки метрополитена. Полвека назад власти города строили метро открытым способом со сносом домов, после чего выстраивали улицы и кварталы на свой тогдашний вкус. На дворе были 1960-ые, так что вкус был простым: царство машин. 

1969 год
1969 год


Так на Mr. Visserplein появилась развязка в три уровня: два для машин и один для пешеходов. В подземном переходе даже попробовали сделать общественное пространство в модернистском стиле!


Но что-то пошло не так! Градостроителям очень не повезло с людьми, которые не оценили их старания и дизайн! Эти амстердамцы просто перебегали по земле мимо машин, игнорируя удобный и безопасный подземный переход! Более того, переход постоянно вандалили!


В 1980-х пришлось пойти на уступки, на уровне земли организовали обычные переходы. Подземный переход был закрыт (что-то знакомое...).

1980 год
1980 год


Дальше — больше. Развязка не очень-то помогала, а сверху всё равно получился стандартный перекрёсток. Чтобы не тратить деньги и не усложнять жизнь, нижний уровень для машин... закрыли.


Непонятный набор туннелей с граффити в центре города сложно назвать хорошим явлением, поэтому в городе разработали план по реконструкции перекрёстка: весь транспорт в одном уровне, трамвайная остановка и полноценная площадь. План:


... и реальность:


Оказалось, пропускная способность в машинах — не главный показатель. Нужно считать общую мобильность и создавать условия для передвижения по городу вне автомобиля. Кроме того, не стоит забывать про комфортную городскую среду в целом. Развязка хороша на загородной трассе, а не на городской улице.


Одну из примыкающих улиц вообще сделали трамвайно-велосипедной. Было-стало:


Что стало с автомобильным туннелем? Его отдали детям!


Теперь тут можно играть на дороге, город разрешил!


Вот такая история и прогресс за 40 лет: от города для машин к городу для детей. Теперь вы можете выставить ретроперспективу и смело отмечать «мы здесь». Например, мне тут недавно прислали проект из Еревана — там чётко видно, что градостроительная мысль на уровень 1960-х годов. 


Если построят, то в 2060 году можно будет приехать на снос, а к 2070 там поедет трамвай и будет детская площадка.


Слайды из лекции про инфраструктуру Нидерландов. Фото: википедия, TunFun.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded