gre4ark

Categories:

Маленький шаг для трамвая, огромный для московского транспорта


Москва — большой город с огромным бюджетом, но это не всегда хорошо. Городские власти очень любят уходить в крайности и большие числа: ... самый большой в Европе, самое массовое обновление, более ххх км чего-либо, увеличение на 30% и так далее. На деле же оказывается, что была сделана 1/100 часть работы, и лучше-то особо не стало.

Если говорить проще, то установка 100 новых энергосберегающих лампочек в небольшой комнате не сделает сон в ней комфортнее, ведь там нет кровати или хотя бы дивана. 

С московским трамваем было что-то похожее: сначала начали массово закупать новые вагоны, которые просто не помещались на оборотных кольцах и вообще стояли в пробках. Затем начали массово делать выделенные полосы, точечно строить платформы, до приоритета на светофорах город дойдёт лишь к концу года, а за последние 30 лет было построено аж 500 метров линии до Белорусского вокзала. Попутно работали над тактовым расписанием и маршрутной сетью, а вагоны регулярно сходили из-за убитых путей.

Если те же европейские города всеми силами сначала вытягивают максимум из уже имеющегося, протягивают новые линии для охвата новых пассажиров и лишь потом закупают дорогие вагоны, то в Москве всё случилось ровно наоборот. Но хорошо, что хотя бы случилось — из первых уст знаю, сколько для этого пришлось пробить стен.

На выходных в Москве наконец-то запустили движение по обновлённой линии у Павелецкого вокзала. Давайте на этом примере посмотрим, как малыми силами качественно улучшить жизнь пассажиров, и как у Москвы опять не получилось сделать хорошо. 

Новый поворот — новые возможности

Иногда для улучшения нужны не сотни километров новых путей, а простой трамвайный треугольник. Долгие годы линия на Павелецкой имела лишь поворот в сторону от центра


Видимо, городские власти так были заняты многомиллиардными мега-проектами, что простой трамвайный треугольник никого не интересовал. Теперь он есть, и эти несчастные несколько метров дали возможность соединить центр и восток города. Другими словами, трамваи стали ездить туда, куда нужно ехать людям.


Раньше линию в центр до Чистых прудов обслуживало только депо Апакова, куда новые вагоны просто не помещаются. Теперь в центр города поехали низкопольные Витязи:


При одинаковом количестве вагонов и водителей, провозная способность линии выросла — у пассажиров стало больше места, маломобильные люди могут без проблем заходить-выходить. 


С учётом других локальных изменений, трамваи в Москве стали ездить чаще (на 40%), точнее (25%), быстрее (25%) — это вызывало рост пассажиропотока в среднем на 9,5% с одновременным сокращением нагрузки на вагоны. И это без серьёзных капитальных изменений сети.


В общем, за счёт небольшого вложения мы получили значительные плюсы для транспортной системы и пассажиров!


Ближе — лучше

Общественный транспорт может работать только как система, а не как набор отдельных маршрутов. Чтобы люди пользовались автобусами, трамваями, метро и поездами, это пользование должно быть удобным. Например, трамвай должен как можно ближе подходить к вокзалу, станции метро и пересадкам на другие маршруты. Теперь трамвай прямо у порога вокзала — это правильно!


Пока здесь временные остановки без павильонов и платформ до уровня пола — это плохо, но в обозримом будущем будет сделано. В любом случае, пассажирам теперь не нужно наматывать лишние метры до входа на вокзал и скакать по бордюрам с сумками.

Будущая остановка
Будущая остановка


Адресное информирование

Раньше о любых изменениях сообщала вот такая бумажка на остановке, только там было мелким шрифтом написано про изменения всех маршрутов. Даже если маршрут не ходил через эту остановку — всё равно писали про него. Почему? Потому что напечатать много одинаковых листов просто для исполнителей, а как эта информация поможет пассажиру – никого особо не волновало.


Текущее изменение затрагивает разные районы и маршруты, написать обо всех на одном А4 получилось бы лишь при 8 размере шрифта. К счастью, этого не случилось: было решено провести эксперимент с разными форматами и подачей.


Все изменения поделили на зоны, в каждой из которых писали о тех маршрутах, которые нужны местным жителям. Если на конкретно вашей остановке поменялось 2 маршрута — напишут про эти 2, а не про все 8. Приятный бонус: всё написано на понятном русском языке без канцеляризма и дополнено схемой.


Все остановки были поделены на группы по загрузке и наличию павильонов. Для небольших остановок без павильона — простые таблички:


Для крупных — стенд и лист:


В общем, информирование стало учитывать запросы пассажиров и отвечать на их вопросы. Самый показательный пример — расположение стендов: они стоят со стороны перехода, чтобы люди гарантированно увидели изменения и спланировали свою поездку с учётом новых вводных. Клиентоориентированность!


Запланированная неожиданность

Теперь провалы. Не будем далеко уходить: на сайте МГТ была информация о планах по изменению, но точная дата и указатели на остановках появились... в день пуска. По сути, про отмену и изменение маршрутов люди узнали в день изменений!


Давайте так: дизайн и сам подход нового информирования — супер, но оно должно было появиться хотя бы дней за 5 до изменений! Согласно правилам перевозок, информирование должно быть минимум за 10 дней до нового расписания и маршрута. 


Не думаю, что про открытие движения никто не знал вплоть до утра воскресенья — для этого нужно много согласований, в тайне такое не удержишь. С информированием в Москве классически всё плохо, это системная ошибка. Вероятно, за это отвечают разные службы и они узнают в последнюю очередь про эти самые изменения.


Новые остановки Москвы, где не заложили место под временные объявления — листы приходится клеить прямо на стекло:


Внутри трамвая есть мониторы и бегущая строка, которую используют для всего на свете, кроме важных объявлений.


Ехать будем?

Теперь к железу. Начнём с простого: светофор на Кожевнической (подъезд к площади) настроили отвратительно. Тут два светофора рядом, нужно отстоять на обоих и лишь потом повернуть на площадь. При мне трамваи ехали несчастные 300 метров минуты 3-4 — это очень долго.


Пути и стрелки новые, проблемы — старые. Москва всё ещё не смогла в современные стрелки, приходится выходить и ковырять их ломиками в любой непонятной ситуации.


По случаю приезда начальства кривые срочно пришлось смазывать, чтобы скрип не перебивал речь:


Сегодня это сделали, завтра и дальше подобного уже не будет: скрип будет бить по перепонкам, а пути и колёса — быстрее убиваться. Нужно ли говорить, что в мире проблема давно успешно решается? Даже в Петербурге умеют сразу монтировать автоматические пункты смазки:

Петербург
Петербург


Это кажется мелочью, но такие мелочи напрямую влияют на движение и комфорт пассажиров. Но есть и более крупная проблема: трамвайная подстанция центра просто не тянет нагрузку. За последние несколько лет было несколько остановок движения, у трамваев отключаются печки и кондиционеры, страдает динамика. Естественно, за время отсутствия движения по площади эту проблему никто и никак не решил.


А как вам выход из трамвая у метро Новокузнецкая? 


У Чистых прудов трамвай просто перекрывает проход к метро. Достройка линии до Комсомольской по Сахарова решит эту проблему, вот только строить эту линию никто не торопится.


Итого

Помните мой пост про питерский Чижик, где я описывал проблемы управления? Даже в рамках этой небольшой истории здесь набралось несколько примеров подобного. 


Но запуск движения на Павелецкой всё же хорошая история, плюсов много, а минусы можно исправить в процессе. Реформировать даже отдельно взятый трамвай в огромном городе архисложно, на это нужно время. Другое дело, что нужно признавать проблемы, а не закрывать на них глаза.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded