gre4ark

Categories:

Делаем плохую набережную хорошей


Последние годы тема благоустройства стала популярна: на проекты выделяют хорошие деньги, появился спрос на специалистов и даже в относительно небольших городах появляются классные проекты. Но бюджет далеко не всегда панацея от всех бед, набережные Уфы, Тюмени, Вологды, Ангарска и других городов это хорошо доказывают.

Сегодня же у нас будет скорее хороший пост: как в Чебоксарах пытаются сделать не самую хорошую набережную лучше с помощью локальных улучшений.

Рельеф и оторванность

Набережная, как и любое другое благоустройство города, должна работать постоянно, а не только по выходным и в хорошую погоду. Для этого нужна хорошая доступность и мультифункциональность. Например, чтобы днём там обедали сотрудники офисов округи, по вечерам гуляли жители окружающих домов, а на выходных приезжали из других районов на концерты или мероприятия. Но для этого набережная должна контактировать с застройкой.

Московская набережная в Чебоксарах оторвана от домов перепадом высот — местом неудобно пользоваться в каждодневном режиме, ведь туда просто сложно попасть!


Сверху кажется, что дома совсем рядом, но это чувство обманчиво. С земли это вот так:


Из-за рельефа сильно страдает доступность и проницаемость. Последнее пытаются исправить новыми лестницами — это хорошо. Особенно радует петляние и скамейки через каждый пролёт: каждый поворот открывает новые виды на Волгу и тут же можно присесть отдохнуть. Но лестницы не делают набережную доступнее для пенсионеров, людей с инвалидностью, велосипедистов и многих других.


Пологие спуски есть лишь в нескольких местах, что создаёт много проблем. Понятно, что хорошо бы сделать лифты или фуникулёры, но это совсем иные бюджеты. 


За забором как раз стройка ещё одной лестницы. Каждая лестница приближает людей к набережной и воде, но нужно трезво понимать, что это полумера и она не делает среду доступной для каждого жителя.


Набережная гаишника

Раньше набережная была голым куском бетона:


Иметь выход к Волге и такую набережную в эру Зарядья и прочих проектов как-то стрёмно — было принято решение осовременить место!


В лучших традициях разделения потоков тут решили всем дать по чуть-чуть: пешеходам — плиточку, бегунам — дорожку, велосипедистам — ещё дорожку и полосу для машин. Да, последнее весьма странно, ведь проезд машин тут вроде как запрещён, но полосу всё равно заложили. Ах да! Ещё везде расставили гирлянды знаков:


Получилось топорно и глупо. В мире крепкого хозяйственника есть иллюзия, что все остальные люди глупые: им обязательно нужно всё разметить и показать знаками, чтобы они не самоубивались на каждом шагу и не портили статистику. Вот только это не так, всё в разы сложнее.

Например, на набережной без машин люди будут переходить в любом месте — всем будет глубоко плевать на зебры и знаки. Велосипедисты же будут ехать как им удобно, потому что это никому не мешает. Более того, велополосы рассчитаны на велосипедиста-одиночку, а на набережную люди приходят покататься с друзьями — они будут выезжать за разметку. Дети же вообще будут кататься повсюду. Даже редкие автомобилисты будут плевать на знаки и кидать машину там, где им удобно:


Судя по всему, у авторов благоустройства ранее был лишь опыт стройки трасс, потому что паттерны поведения людей вообще не учтены. Например, делать скамейки спинкой к разного рода дорожкам нельзя — сидящий человек должен ощущать себя в безопасности для чувства комфорта, здесь же за его спиной постоянно кто-то будет проноситься. В это же время перед ним постоянно кто-то будет проходить по узкому тротуару — как тут уединиться и насладиться рекой?


Вишенка на торте — фонари «а-ля Париж». Блин, это Чебоксары, а ещё тут вообще нет подходящей даже псевдоисторической архитектуры для таких фонарей! 


Общее обновление набережной — просто парад позора из типовых решений крепкого хозяйственника: качество определяется количеством фонарей и лавок, а красота — количеством завитушек. 

Я бы рекомендовал убрать все эти полосы и знаки, выставив в начале и в конце у асфальтовой части знаки «Велозона» или «Дворовая зона» — проезд для служебных и иных машин останется, но приоритет будет у велосипедистов или пешеходов. Все остальные же договорятся между собой и без знаков.

За счёт беговой дорожки можно расширить пешеходную часть, а за скамейками по возможности высадить кусты или деревья (тогда и тень будет!) или хотя бы перетащить туда кадки. Я не думаю, что в Чебоксарах настолько много любителей бега, что они помешают велосипедистам или самокатчиком.

С парижскими фонарями придётся смириться или хотя бы повесить на них какие-нибудь торшеры на пару месяцев.


Контакт с водой и другие активности

Набережная с бетонными откосами, что плохо. Иметь набережную и не иметь выхода к самой воде не очень прикольно. Укреплять берега можно с помощью «зелёных» решений, но у нас так пока не хотят учиться делать. Хороший материал про разные подходы сделали недавно в Стрелке — советую почитать, интересно.

Но есть и хорошие новости: время от времени бетон сменяется песком!


Пляж в черте города — это прекрасно. Здесь перепад высот обыгран трибуной: можно сидеть, лежать, проводить показы и наслаждаться Волгой.


Стильный и современный пункт спасателей (в отличие от фонаря):


Здесь же небольшая тематическая игровая, раздевалки, душ и несколько ларьков. Только странно, почему не укрепили грунт мульчей или галькой — сейчас тут много грязи:


Пляж поновее, опять же приятные формы и естественные материалы. Чем-то вспоминается Самара — у них на набережной тоже есть пляж, но там всё куда проще.


У первого пляжа туалеты — это кабинки позора:


... то у второго пляжа уже сделали всё капитально в едином павильоне:


Но и это ещё не всё! Сейчас набережная воспринимается трубой: ты идёшь или вперёд, или назад, с одной стороны вода, а с другой — лес. Это плохое качество любого общественного пространства, ведь взаимодействие с местом сведено к минимуму. Но тут это пытаются исправить. Например, на бетоне делают спуски к воде:


Табуретки у воды вижу впервые, очень классное решение, чтобы посидеть, свесив ноги к воде. Спрашивал у местных архитекторов — говорят стоят давно, по весне не унесло и ничего не сгнило, хотя в самом начале многие этого боялись.


Стройка нового спуска:


Ещё тут есть пристань, можно наблюдать за кораблями — это тоже создаёт разнообразие и насыщает место сценариями. Можно было бы поставить несколько дебаркадеров на набережной с разными кафе или чем-либо ещё, но есть проблема: река в федеральной собственности, договариваться с Москвой крайне сложно.


Набережную делают очередями, совсем недавно открыли ещё беседки с мангалами:


Шашлык давно вошёл в наш генетический код — это хороший повод собраться с друзьями и хорошо провести время, при благоустройстве этим надо пользоваться! Вместо того, чтобы что-то запрещать, лучше создавать цивилизованные условия — здесь большие молодцы:


Ещё тут интересны сами беседки: они создают чувство приватного пространства, но просматриваются с набережной — за местом сохраняется социальный контроль.


Теперь спорный момент: это всё платное. За всем следит бизнес, нареканий к чистоте нет, но 500 рублей в час даже в будни — не очень гуманно, как мне кажется. Думаю, скоро тут снизят стоимость.


В целом идея и реализация классные, советую другим городам брать на вооружение!


Подитог

Как я понимаю, изначально город решил провести общую реконструкцию, но выбрал кого-то не того. После укладки плитки, монтажа фонарей и знаков стало очевидно, что всё чуть сложнее, чем просто нарисовать разметку — позвали новую команду и начались точечная работа над ошибками.

Почему я так думаю? Потому что сложно поверить, что одни и те же люди сначала выбрали отстойные фонари, а на следующий день придумали классную площадку для шашлыков — это совершенно разные языки дизайна и мысли.

«Островки» с пляжами, спусками и активностями очень оживляют набережную и наделяют её хоть какими-то смыслами — без них это была бы набережная на один раз: посмотреть единожды на реку и больше тут не появляться. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded