gre4ark

Categories:

Как старые вывески изменили Рыбинск


В этом году фотографии Рыбинска хорошо разлетелись по сети благодаря необычному дизайн-коду: вывески исторического центра теперь имитируют дореволюционные за счёт орфографии и материалов. Это отличный пример важности городского дизайна, когда небольшие детали и общая работа сделали рекламу городу на всю страну.

Но и кроме вывесок здесь есть несколько интересностей: частный троллейбус, неплохая реконструкция центральной улицы и общая аккуратность.

Умная настройка главной улицы

Было
Было
Стало
Стало


Несколько лет назад Крестовую улицу реконструировали. Может показаться, что ничего кардинально не поменялось: поставили новые фонари, замостили тротуары и обновили по мелочам — ничего грандиозного, скорее капитальный ремонт. Но это не совсем так.


Улицы бывают разных категорий — это относится не только к транспорту, но и к важности общественного пространства. Улицей в историческом центре люди пользуются не так, как улицей в промзоне, даже если их ширина и количество полос одинаковые. Поэтому любой уважающий себя город делает свой центр удобнее для пешеходов, а не закатывает всё в асфальт для машин.

Здесь это явно понимают, потому что для машин закрыли движение в одну сторону, сделав выделенную полосу. Подъезд к домам и заведениям остался, но часть автотрафика увели на соседние улицы — Крестовая стала тише и чище, по ней приятно гулять. При этом получился приоритет общественного транспорта: он едет прямо, а на машине приходится делать петли. Это правильное управление мобильностью жителей: в центр удобнее на троллейбусе и пешком, оставь машину во дворе.


В самом центре у бульвара к Волге проезжая часть замощена — это хороший приём, чтобы показать приоритет пешеходов и более центральный статус места:


Хотя лучше было бы восстановить оригинальное булыжное мощение, а более ровную плитку уложить в зоне переходов.


Было бы хорошо восстановить и этот фонарь над площадью, именно такие детали формируют любовь к городу и истории:


При этом на одном из перекрёстков я нашёл старую опору — почти уверен, что её сохранили специально. Раньше таких было много, а сейчас это артефакт прошлого:


Но вернёмся в настоящее и посмотрим ещё на приёмы дизайна. Парковка убрана в карман, а выступ не даст водителям проехать прямо из ряда на поворот. Радуют малые дорожные знаки — именно для таких улиц мы их внедряли в первую очередь: они не портят облик города и экономят деньги бюджета. 


Переходы с выступами улучшают видимость пешеходов и сокращают время перехода, зебра становится комфортнее и безопаснее для всех. Ещё во время ожидания зелёного нет толкучки — люди стоят сбоку от самого тротуара. Разуклонка улицы тоже не пострадала, для этого вдоль старой линии бордюра сделали желоб:


Грунт прикрыт мульчей:


Хотя местами деревьев явно не хватает:


Смущает несколько вещей: 

  • Столбы слишком большие для такой улицы, они начинают доминировать над улицей. Радует, что они хотя бы чёрные и псевдоисторические, но будь они на метр ниже — было бы в разы лучше.
  • Заезды во дворы не приподняты до уровня тротуара.
  • Почти все переходы П-образные. Это странно, потому что там всё равно отдельная фаза для перехода во все стороны. Видимо, транспортную модель делали для другой настройки светофоров и в угоду машинам.
  • Кнопки вызова перехода на центральной улице — плохое решение. Вызывная фаза — решение для загородных трасс, улиц в промзоне или на окраине, а никак не в центре города. В качестве компромисса это можно принять, когда есть приоритет для общественного транспорта, чтобы светофор видел пешеходов, но тут такого приоритета я не увидел.


К улице примыкает Красная площадь, раньше она была такой:

Открытие памятника Александру II, 1914
Открытие памятника Александру II, 1914


... потом такой:

2012
2012


... теперь такая:


Площадь теперь пешеходная и с Лениным на месте Александра II. Было несколько версий Ленина, текущую вряд ли можно назвать удачной: одного взгляда хватает, чтобы понять, что он здесь не на месте — памятник несомасштабен окружению и постаменту. Хотя, может это сделано специально?


Лунки под деревья есть, но деревьев нет:


Люки с историческими датами и названием города:


Афишные тумбы — историческая деталь, которая почти полностью пропала из наших городов. Хорошо, что здесь их вернули:


А что с другими улицами?

Это та же улица, но чуть дальше: царство заборов.


Пешеходам уже не так рады:


Единственное отличие от большинства других городов — здесь массово ремонтируют фасады. В остальном всё как везде.


Вывески под старину

Можно сказать, что я ехал ради них:


Про дизайн-код у меня был отдельный пост, за последние годы многие города начали следить за своим внешним видом и вводить рамки дозволенного для рекламы. Но здесь пошли дальше, заложив в регламент историческую отсылку: пусть у всех вокруг будут аккуратные вывески из пластика и неона, а у нас — дореволюционная орфография и краска по дереву.


Даже крупные федеральные сети отошли от своих стандартов — это очень круто!


Отступники тоже есть:


За полтора дня в городе я заметил лишь два таких антипримера — это неплохой результат! Хочется верить, что сами бизнесмены поймут выгоду красивого и интересного города, ведь это монетизируется и в общих интересах.


В целом это хороший пример создания айдентики города: важна идея, а не размер бюджета.


Само собой, что такие вывески подойдут лишь для дореволюционной застройки: архитекторы специально оставляли место для вывесок и она более гибкая для такой рекламы. Если такую вывеску разместить на панельном доме, то получится полный отврат.


Здесь же гармония:


Но есть большая ложка дёгтя в этой истории: пластик.


Для каждой эпохи свойственны свои материалы и приёмы, выдирать деревянные двери и ставить пластик — это как прийти на бал в шлёпках. Смотришь на приятные дома и вывески, подходишь к дверям поближе и утыкаешься в дешёвый пластик.


Если уж хотите воссоздать исторический облик и зарабатывать на нём, то нужно идти до конца. Тем более даже пластик можно имитировать под дерево — это дёшево и не так бросается в глаза. Но, само собой, лучший вариант — возвращать деревянные двери и хотя бы делать единую расстекловку в окнах.


На ларьки тоже зачем-то распространили дизайн-код, хотя они целиком из пластика и квадратные — вот тут диссонанс полный:


Хотя шрифт приятный:


Частный троллейбус

Да, местное предприятие частное — это редкость для России. Оказывается, троллейбус может существовать на выручку от пассажиров. После развала СССР часть маршрутов закрыли, но при этом открывают и новые


По Крестовой троллейбусы при мне ходили часто, примерно каждые три минуты.


И тут есть интересный момент: летом администрация попыталась закрыть маршрут №5 с формулировкой «слишком часто ездил», нарушал права других перевозчиков и принципы конкуренции. То есть троллейбусное предприятие пытается быть эффективным, а его за это бьют по пальцам и голове.


Перед этим в городе запустили автобус №25, который почти полностью дублировал троллейбус №5. Это очень похоже на применение административного ресурса для продвижения нужного частника. К счастью, жители не дали чиновникам закрыть троллейбусный маршрут, шумиха помогла.


Частное предприятие или городское, не важно: задача города — организовать эффективное передвижение жителей. В той же Москве вообще работает и Мосгортранс, и частные предприятия, но город нормально расторговал маршруты и они не мешают друг другу — каждый работает в своей нише.

Маршрутка и ПАЗик — это уровень бедных стран Африки, троллейбус же — экологически чистый магистральный транспорт. Если чиновники действительно считают, что маршруты должны конкурировать друг с другом за пассажира, то я бы на месте мэра открыл вакансию главы дептранса на хэдхантере и других ресурсах.


Рыбинск — это хорошо


Здесь плотный исторический центр, за которым ухаживают и чью ценность понимают — так случается далеко не всегда. Кроме того, в Рыбинске умеют нешаблонно подходить к задачам, поэтому в общем и в деталях получаются неплохие вещи — это вообще редкое явление для России.


За последние 30 лет город потерял почти 75 тысяч жителей: в 1990 году здесь жило 255 000 людей, а в 2020 — 185 000. Это огромная проблема, но тем важнее заниматься городской средой и создавать возможности для жителей. Речь не только про больницы и школы или благоустройство дворов — проекты города должны быть фундаментом для развития бизнеса и привлечения людей. Туризм может стать этим драйвером, особенно с закрытыми границами.


Проблема Рыбинска во многом схожа с польской Лодзью, которая также потеряла значительную часть жителей за последние десятилетия. Там за счёт вложений в транспорт, комфортные улицы и искусство переоценивают свой город, делая его интересным и удобным для жизни и бизнеса.


Но важно работать не только с улицами или общественным транспортом — нужно искать новые смыслы: зачем сейчас люди живут в Рыбинске? Если у жителей нет ответа на этот вопрос или всё упирается в «у меня тут работа, семья и друзья», то город так и будет продолжать терять людей. Для этого важно искать сильные стороны и прокачивать их. На примере Люблина я рассказывал, как бренд вытащил город из кризиса — Рыбинску было бы хорошо взять на вооружение все доступные средства и работать по всем фронтам.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Очень интересный репортаж о Рыбинске. Был там давно, в 2007 г. (на ноябрьские). Целая эпоха прошла. Конечно, хотелось бы и еще и вживую посмотреть, что и как изменилось, но пока что нет времени...
Со многими тезисами поста можно согласиться. Но с чем-то категорически не согласен. Булыжное мощение крайне неудобно, и хорошо, если его пока нет. Зачем оно? Ноги только ломать? Хорошо помню по Ивановскому спуску у Казанского кремля. В сырую и холодную погоду вообще жесть. Раньше просто не было других покрытий, либо в голову не приходило чем-то иным покрывать. Вывески с дореволюционной орфографией (специально, заново созданные)? При всей моей любви к отечественной истории, к краеведению малых и средних городов скажу: на фиг не надо, обычные понты и закос под "дореволюционность", даже на старинных домах. Вывески сами по себе не вернут нас в то время, да это невозможно и не нужно, помимо плюсов та эпоха имела и кучу минусов (как и советская, и постсоветская). Они и сейчас нам "счастья не прибавят". Публика и так у нас не очень грамотная (интернет тому свидетель), поэтому всех надо повсеместно приучать к современному русскому литературному языку. (Ну разве что какой-нибудь магазинчик в музее-заповеднике, музее-усадьбе можно так оформить). Лучше потратиться на нормальные двери, особенно в старинных домах, с этим не поспоришь.
И главное, конечно, не эти заманухи для туристов, едущих на один-два-три дня. Главное, есть ли у того или иного города вообще перспективы для коренных жителей? Рабочие места, нормальные зарплаты, приемлемые цены, возможность учиться, лечиться, культурно отдыхать (выставки-театры и пр., кому что нужно), здоровая экология, приличная ситуация с жильем? Помню, 13 лет назад, когда я ехал в фирменном ночном поезде в Рыбинск, по радио звучала песня "Мой Рыбинск создал свое море, Париж не имеет его". Мои соседи по купе откровенно ржали. Это были молодые манагеры, работающие и живущие в Москве. Они посещали малую родину только в большие выходные...
Ну, Аркадий в своем репертуаре...
Дорогой аффтар! Люди уезжают из Рыбинска по одной простой причине - нет работы! Накрылось слишком много заводов, да и на оставшихся сокращения... Ну и как лавочки с вывесками помогут привлечь инвесторов? Никак.
Совершенно верно! Это все хорошо для городка с населением в 5-7 тыс. человек, при условии, что туристы бы туда регулярно ехали. Но тут - 185 тыс. человек! Это что, юг Италии, что сюда будет мощный турпоток круглый год? (Сейчас его нигде нет, кстати, но проклятая ковидла не вечна, надо надеяться). Тут даже не очень обыгрывается выход к Волге (водохранилищу). Ну прогулялся по набережной (в центре), что дальше? Там есть чем заняться? Там хотя бы прогулочные кораблики снуют беспрерывно?
Кстати, ни Гершман, ни Варламов даже в шутку не пытаются баллотироваться где-нибудь в градоначальники. (Варламов прежде по поводу Омска и Ижевска суетился, да затих). Там ведь не одни лавочки-разуклонки на трех центральных улицах, там еще груду прозаических проблем придется решать...
Согласен. Для города в 185 тыс. нужен поток в 2 млн в год, чтобы жить туризмом. Такая цель для Рыбинска сомнительна: он не достопримечательность такого калибра.
Ещё бы Ленина поменять на Александра II. Но старая орфография вывесок вычурна. Будто время насильно остановили. Достаточно ведь грамотно восстановленной архитектурной среды в современном контексте.
Suspended comment
Мне нравится орфография вывесок! Соответствует образу центра. И кстати, это совсем небольшая площадь. Что до грамотности населения, то это нужно делать отнюдь не вывесками. У нас не 1905 г., когда народу только вывески и есть почитать.
Что-то неладно в урбанистическом королевстве.
Где-то огромные вывески - это нельзя нельзя нельзя, а в Рыбинске огромные вывески - это так красиво...
"Архитекторы специально оставляли место для вывесок" - что-то сомневаюсь.
С интересом почитал про город своего детства, спасибо.
Аркадий, а Вы только по центру гуляли или в спальные районы тоже ездили?

Если коротко, народ уезжает из-за отсутствия перспектив, работы и для обучения (в городе всего один университет), благо и Москва, и Петербург недалеко, ну или Ярославль хотя бы. То, что сделали вывески - это круто, поток туристов, желающих посмотреть исторический центр, вырастет, но для всего вышеперечисленного толку от этого немного.

Рыбинский троллейбус продолжает работать весьма неплохо, несмотря на все усилия гор. администрации, для которой троллейбус уже давно как бельмо на глазу, мешает организовать автобусную сеть с частными пазиками. Пятый маршрут серьёзно сократили в угоду частнику.

В целом, я не вижу, за счёт чего тенденция оттока людей в ближайшие годы может измениться, тем более, что вокруг довольно много вариантов поинтересней.

Djeday_Adams

October 25 2020, 12:55:10 UTC

Что-что а идею восстановить историческую булыжную мостовую лучше забыть. Не для наших широт это. Как только начинается зима эта мостовая и безо всякого льда превращается в каток на котором даже шипованная резина не спасает. А пешеходам ходить по ней невозможно и летом. Европейская мостовая и наша это разные вещи. Если в Европе мостовую выкладывали аккуратно камень к камню, то у нас это делалось тяп ляп.
Был в моем городе один участок с такой мостовой. Так его из соображений безопасности заасфальтировали. А остатки выкупил один предприниматель и заложил вход в свой магазин.