?

Log in

No account? Create an account

Город для людей

Аркадий Гершман

Благоустройство упрощения
gre4ark


Мы привыкли думать о благоустройстве как о конечном результате: лавочки, урны, турники и плитка. Но благоустройство, точнее, работа над общественными пространствами города — долгий и сложный процесс, который не прощает упрощений и спешки. 

Качество российских городов, в частности благоустройства, уступает мировым образцам не из-за климата или какого-то особого менталитета — всё дело в сломанных  процессах: всё пытаются успеть сделать за один год, подменяют роль архитектора прорабом, игнорируют жителей и отдают поддержание дворникам. Именно поэтому в рассказе про новую набережную в Казани я делал особый упор на процесс — своим качеством она обязана именно правильно выстроенным процессам.

В Нижнем Новгороде же недавно благоустроили Щёлоковский хутор. Местами получилось хорошо, но дальше, очевидно, «что-то пошло не так».

Read more...Collapse )

Искусственный отбор для московских детей
gre4ark


На фотографиях пешеходных переход на Маломосковской улице в Москве, каждый будний день мои племянники по нему ходят в школу. И город всеми силами старается сделать их путь опасным для жизни.

Read more...Collapse )

Большая реконструкция переулков Москвы: зачем это делать и что пошло не так
gre4ark

За последние годы в Москве успели реконструировать почти все основные улицы центра. Где-то получилось хорошо, где-то не очень, а местами уже надо всё переделывать, но в целом основные транзитные и популярные места охватили. В этом же году город активно взялся на привокзальные площади (Киевская и Савёловская) и начал заходить в исторические переулки.

С одной стороны, переулки делать намного проще — здесь нет общественного транспорта, проще с безопасностью движения и нет ярких архитектурных доминант. С другой стороны, здесь намного меньше пространства для манёвров и возможности экспериментировать.

Это идеальная возможность посмотреть на типовые решения, которые сегодня применяют в Москве при обустройстве улиц. Ещё это яркий показатель проблем, которые не могут решить последние лет пять.

Read more...Collapse )

Новый вокзал Роттердама: красота и удобство
gre4ark
Read more...Collapse )

Марктхол — больше, чем просто рынок
gre4ark


Исторически многие города существовали ради обмена товарами — рынки в прямом смысле были градообразующим объектом. Сейчас же слово «рынок» чаще всего используется в ругательном смысле, а интернет значительно изменил сам подход к торговле. Но рынки всё ещё актуальны!


Рынку Мартхол в Роттердаме недавно исполнилось 5 лет, но он стал символом города ещё до завершения стройки. Смелые формы, интересная концепция и новые материалы доказали, что рынки всё ещё востребованы, они даже могут оживить целый город!

Read more...Collapse )

История протестов американцев против автомобилей
gre4ark


Волна активности за безопасность дорожного движения в 1970-х годах помогла изменить голландские улицы. Но в США и раньше было своё собственное движение против автомобилей, которое в основном возглавляли женщины.

Нидерланды давно стали примером для подражания у сторонников безопасной, доступной и дружественной к велосипеду городской среды. Но в англоязычных странах, особенно в Соединенных Штатах, где доминируют автомобили, насколько полезен опыт Нидерландов в качестве примера для подражания? Спорный вопрос.

Говорят, голландский пример не подойдет США: правительство Нидерландов, по-видимому, всегда предпочитало ездить на велосипеде, а американский любовный роман с автомобилем означает, что здесь автомобиль всегда будет на первом месте.

Read more...Collapse )

Роттердам — архитектурный полигон Нидерландов
gre4ark


При слове «Нидерланды» обычно возникают образы каналов, узких высоких домов, велодорожек и трамваев.  Это хорошо работает в Амстердаме или Делфте, но в Роттердаме всё немного иначе.

Город сильно пострадал во время Второй мировой войны, после которой было принято не восстанавливать центр города и разрушенные районы, а начать с чистого листа. Тогда голландцы очень любили машины, а при выборе общей стратегии сильно смотрели в сторону городов США. Градостроители пытались повторить опыт американских коллег, но вовремя одумались.

Сегодня Роттердам — финансовая и портовая столица Нидерландов. Здесь даже шутят, что Роттердам зарабатывает деньги для страны, а Амстердам их тратит. Но нам интересно немного другое — за счёт разрушений и новой стройки в городе позволяли экспериментировать с застройкой: если в Амстердаме архитекторов постоянно ограничивали, то здесь давали волю фантазии. Можно даже сказать, что если бы не Роттердам и война, то сегодня в Нидерландах было бы в разы меньше архитекторов и интересных проектов.

Read more...Collapse )

Краснодар: город одной улицы и парка
gre4ark


Сейчас в России модно говорить про участие жителей в управлении городами и человеческий капитал. Значение последнего мало кто понимает, но неоднозначная трактовка не мешает с умным видом об этом рассуждать. Поворот городов и государства в сторону людей хотя бы на словах радует, потому что раньше всё крутилось вокруг цифр: километры дорог, больше детских садов, кубометры газона и так далее. 

Необходимость заменить количественный показатель качественным назрела давно, но тут мы натыкаемся на неспособность системы и её механизмов быстро перестроиться. Например, второе по популярности слово на всяких форумах — «городская среда». О ней рассуждают очень много, но стоит форуму завершиться, как те же участники с умным видом идут согласовывать очередной человейник в асфальтовом поле и установку новых километров заборов: вышестоящим инстанциям плевать на эмоции человека в городе и его желание связать свою жизнь с этим местом, им нужны рекорды по квадратным метрам и километры заборов.

Краснодар — сегодня один из самых быстрорастущих городов России и самый молодой миллионник. Руководство этим гордится, но если трезво смотреть на вещи, то становится очевидным очень простой факт: Краснодар популярен за счёт ещё большей убогости других городов. 

Количественный  прирост города перекрывает собой откровенные проблемы с качеством улиц, транспорта и новых районов, создается обманчивое впечатление «у нас всё хорошо, иначе бы люди не ехали!» В действительности же город получает 10 новых жителей с невысоким показателем капитала, но теряет хороших специалистов, которым не нравится окружающий бардак и которые имеют возможность без проблем найти себя в более комфортных городах.

Read more...Collapse )

Амстердам против туристов
gre4ark


Амстердам и жители города очень страдают от туристов. Это не шутка, ведь 17 миллионов туристов в год для города с населением чуть больше 800 тысяч — серьёзный вызов для инфраструктуры города и нервов жителей.


Уже несколько лет муниципалитет Амстердама вкладывает средства в рекламу других городов страны и своих пригородов, выводя туристов из небольшого исторического центра. Сейчас же город пошёл на более радикальные шаги.

Read more...Collapse )

Университет Амстердама: свобода и разумность
gre4ark
Read more...Collapse )